Напоминание

Методы и приемы развития музыкального слуха на уроках сольфеджио в ДШИ


Автор: Котова Елена Германовна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств поселка Тульский"
Населённый пункт: Адыгея, Майкопский район.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приемы развития музыкального слуха на уроках сольфеджио в ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО СЛУХА НА

УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДШИ

Внутренний слух, его свойства.

1.Содержание и формы внутреннего слуха.

Огромную роль в творческом процессе воспитания грамотного

музыканта, развитии творческих способностей и любви к искусству у детей

играет внутренний слух. Многие музыканты и композиторы отмечали важность

его развития. Р.Шуман говорил в своей книге «Жизненные правила для

музыканта»: «Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая

её глазами».

В процессе творческой работы способность представлять себе целостный

музыкальный образ, переживать эмоции, не слушая, а лишь воображая себе

музыку, творческое созидание внутри себя – это и есть внутренний слух.

Существует далание на два психологические процесса, соотвтствующих

реальному отражению мира, осознанного человеком, восприятие нами

окружающих предметов и явлений, как основа прошлого опыта и представление,

мысленное видение определенного образа.

Этим двум процессам соответствует деление слуха на внешний, как

представление реально звучащей музыке и внутренний, создающий в подсознании

какой то определенный образ. Конечно, такое деление достаточно условно, т.к. оба

эти слуха тесно взаимосвязаны. Доля внутреннего слуха все же определяющая,

т.к. он и формирует музыкальный слух в целом.

Музыкальный слух складывается, как мозаика из определенных часте,

музыкальных звуков, созвучии, одноголосной и многоголосной структуры

музыкальных произведений. Именно внутренний слух позволяет нам

представлять целостную картину, т.е. совокупность формы, метроритма, фактуры,

количество голосов, динамических оттенков, темпа, ладофункционального

строения. Музыкант должен слышать внутри себя музыкальные элементы

созвучий, тональностей (абстрактные и цветные), тембры голосов и

инструментов, интерпретацию музыкальной ткани отдельными испольнителями.

По мнению Римского-Корсакова [«чувство музыкальной логики это и есть

способность анализировать и представлять «дыхание» в музыке». Существование

внутренного слуха логично и естественно, оно, как бы самособой разумеещееся.

Он суммирует внутри музыканта все элементы музыкальной ткани такие, как

ладовый, римический, тембровый и мелодический слух.

Именно внутренний слух дает нашему восприятию единую, целостную

форму. Выборочное музыкальное восприятие, благодаря ему, переходит в

определенное представление. После внутренного представления музыкант может

озвучить сложившийся образ.

Формы внутренного слуха и есть конкретное внешнее проявление

внутренних музыкальных процессов. Слуховые представления делятся на две

формы – внешнюю и внутреннюю.

Внутренне представление может быть как произвольным, так и

непроизволным. Пение вслух, игра на инструменте являетя, как раз, воплощение

того внутренного процесса, который зарождается и осмысливается внутри нас.

Процесс внутренного соучастия выливается реальное музыкальное звучание,

приводя нас к активному включению в процесс слушания и воспроизведения

музыки. Осознание внутреннее требует внешнего усвоения и повторения. От

учащихся нужно требовать закрепление пройденного материла для осознания, что

он действительно освоен.

Б. Теплов называет внутренний слух репродуктивным компонентом

музыкального слуха, делая акценты на моменте повторения отзвучавшего, его

воспроизведения.

Д. Кирнарская пишет : «Когда мы слышим музыкальное движение, в

котором один звук непременно выше или ниже другого, это значит, из тембра

выделяется понятие музыкальной высоты. Но пока ученик не повторил голосом

это движение, пока он активно не осознал его, можно сказать, что чувство высоты

ещё не проснулось. Когда ученик учится различать интервалы, он начинает

понимать, что широкие интервалы отличаются от тесных, а шероховатые

диссонансы от мягких консонансов. Но пока его голосовые связки не

прочувствовали различную степень напряжения при пении разных интервалов,

ученик ещё не пережил их, а значит чувства интервала нет.

Так же развивается и ладовое чувство. Пока голос не поймёт, сколько

осталось до самого устойчивого звука и не пройдёт это расстояние

самостоятельно, ладовое чувство не сформируется. Тяготение и разрешение

звуков в их тончайших различиях без активного воспроизведения нельзя понять

до конца».

Для внутренного слуха болую роль играет слуховая инициатива, т.е.

хороший музыкант для лучшего воспроизведения музыки «вторит» ей, этим

стимулируя свой слух.

Без этой внутренней стимуляции слуха, пассивно, поверхностно

воспроизводя звучание, музыкант рискует так и не стать активным, глубоким

исполнителем.

Все одаренные люди обладают чрезвычайно развитым внутренним

музыкальным слухом. Резюмируя сказанное нужно отметить, что формирование

внутренного слух есть симбиоз внутреннего и внешнего звучания

Чередуя внешнюю и внутреннюю работу, мы добиваемся у учащихся

развития внутренного слуха. С каких же формам работы можно начать обучение.

Это должны быть достаточно простые методы. Например, допивая начатую

мелодию учащийся подстраивается к услышанному голосу или инструменту, тем

самым стимулируф свой внутренний слух к дальнейшей работе.

Внутренний голос сопровождает нас всегда. С развитым чувством

внутреннего прослушивания у нас всегда рождается «эхо» услышанного.

Это эхо может быть достаточно ярким, оставляя звуковой след, и

одновременно слабым. Если сознательно определяются слуховые следы, то

качество внутреннего слуха достаточно высокое. .

2.Факторы, воздействующие на качество внутреннего слуха.

- способность улавливать на слух звуковысотные соотношения звучащего,

которая проявляется не только в скорости улавливания, но и в прочности его

сохранения ( долговременность) для того, чтобы в дальнейшем это помогло

включиться в работу.

- содержание представлений обуславливает качество слуха. Умение

представлять элементы музыкальной ткани, их многостороннее содержание,

ладогармонические тональные соотношения, а так же метроритм, является

определяющим фактором качества слуха.

- на качество внутреннего слуха влияет музыкальная память, которая

формирует объем представлений, процессы запоминания информации. Объем

запоминания так же важен для представления структуры музыкальной ткани.

3.Индивидуальные особенности музыкального слуха.

Идеальный внутренний слух обладает свойствами, развитыми наилучшим

образом. Относительный или абсолютный, он должен быть и мелодический, и

гармонический, ладовый. Отличаться яркостью представлений. Произвольно или

непроизвольно опираться на чувство музыкальной логики. Это быстрое, точное,

полное вспоминание, иметь значительный объём памяти и охватывать все формы

внутреннего воспроизведения.

Хороший внутренний слух справедливо ассоциируется с высокой

степенью профессионального слуха, поскольку открывает широкие возможности

к многогранной музыкальной деятельности.

Как показывает педагогическая практика, музыкальный слух встречается

в самых разных формах и степенях развития. Существуют благоприятные или

неблагоприятные сочетания свойств внутреннего слуха, которые дают

бесконечное количество его разновидностей. Нет двух людей с одинаковым

качеством музыкального слуха. Он отличается, как положительными

особенностями, так и недостатками, которые у одних людей проявляются в

большей степени, у других в меньшей, у одних они легче исправляются, у других

труднее.

Работа преподавателей сольфеджио направлена на исправление

бесконечного перечня недостатков слуха и создания условий для его развития.

Любой вид работы по сольфеджио, даже построенный без системы, улучшает

слух. Но бессистемность в работе намного увеличивает время для достижения

цели, намного снижает результаты и делает их непрочными. Иное дело

методически построенная работа. Если упражнения выстроены в соответствии с

особенностями слуха учащихся, учтены временные сроки для отработки,

достигнуты непрерывность тренировки, то у учащихся вырабатывается

устойчивая сеть слуховых навыков, по- настоящему улучшается качество

внутреннего слуха.

Таким образом, необходимым условием успешного развития слуха

являются:

системность и последовательность в работе;

индивидуальный подход к учащимся;

методически выстроенный подбор упражнений.

Упражнения по развитию внутреннего слуха

Упражнения делятся на три группы:

1. Упражнения на развитие следовых рефлексов на отдельные звуки и

звуковые соотношения.

2. Упражнения, которые развивают слуховые представления координации

взаимоотношений ступеней, интервалов, аккордов и ощущение фонизма

интервалов, аккордов.

3. Упражнения на развитие объёма представлений.

Работа над развитием навыков внутреннего слуха может проводиться с

учащимися любых возрастов, классов, но при этом следует выбирать упражнения,

соответствующие уровню подготовленности каждого ученика.

Упражнения на внутреннее представление, слышание устойчивых

неустойчивых ступеней лада, тяготения неустойчивых ступеней в

устойчивые. Ощущение тоники, как ладового центра:

пение гаммы вслух, про себя от разных ступеней, чередуя движения

вверх и вниз. Например, спеть гамму А-dur вверх с III ступени; вниз- с IV

ступени; вверх с VI ступени; вниз с V cтупени и т. д.

представлять определённый звук разными ступенями тональностей,

довести мелодию упражнения до тоники, спеть в конце тоническое трезвучие;

спеть разрешение альтерированных неустойчивых ступеней в

устойчивые;

спеть опевание устойчивых ступеней альтерированными

неустойчивыми ступенями.

Упражнения на развитие представления интервалов, как

соотношения ступеней лада:

спеть все интервалы в тональности, которые разрешаются в м.6;

в интервальной цепочке спеть нижний голос ступенями, записать, затем

спеть верхний голос ступенями, назвать интервалы. Спеть в ритме дуэтом;

в последовательности гармонических интервалов петь и определять на

слух мелодические интервалы в верхнем и нижнем голосе;

сыграть интервал, например, тритон, ученик поёт только его

разрешение;

одни ученики поют неустойчивые интервалы дуэтом, другие – их

разрешение;

петь в характерном интервале (или тритоне) один голос, играть другой;

построение интервалов от звука, разрешение во все возможные

тональности;

от данного звука первый интервал строить мысленно, второй вслух.

Чередовать построение вверх и вниз;

каждый следующий интервал поётся от начального звука предыдущего

интервала. Этот звук следует пропевать по себя;

эти упражнения можно усложнить: от данного звука мысленно строить

несколько интервалов, а последний пропеть вслух.

4.

Определение и представление фонизма интервалов, аккордов.

Тренировка скорости и прочности слуховых реакций:

привыкать к звучанию интервала на инструменте: играть один и тот же

интервал в различных октавах и от различных звуков;

заучивать интервал по началу знакомых мелодий;

петь от одного и того же звука вверх или вниз одинаковые интервалы;

спеть интервал, как часть известного аккорда. Например, надо спеть б.3

от звука «c» и м.6 от звука «е». Ученик должен первый интервал петь,

настроившись на мажорное трезвучие, а второй – на мажорный секстаккорд;

петь интервалы мысленно или вслух, заполняя расстояние между их

основанием и вершиной; петь интервалы, как последовательность ступеней;

записать цифровкой последовательность ступеней в тональности с

указанием только их ступеневой величины;

в каждом интервале есть звук «фа», верхний или нижний. Написать

второй звук, назвать интервал, спеть;

в каждом аккорде есть звук «ля». Определить аккорды, записать, спеть;

спеть аккорды от звука вверх, вниз чередуя ладовую принадлежность.

Представление ладовых функций аккордов:

спеть главные трезвучия лада или их обращения с разрешением в

тоническое трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд;

спеть трезвучие (секстаккорд, квартсекстаккорд), разрешить,

представив его одним из главных трезвучий или его обращений, определить

тональность;

определить функции аккордов в последовательности.

Чтение с листа - активная форма проявления внутреннего слуха, где

решаются следующие задачи:

внутреннее слышание и представление лада, как соотношение

устойчивых и неустойчивых ступеней. Часть текста ученики поют про себя, часть

– вслух. Можно петь мелодию про себя, а вслух только отдельные или все

тонические звуки. Полезно петь мелодии ракоходом;

при чтении с листа через определённые промежутки времени (сначала

меньшие, затем большие) пропевать начальную тонику и сравнивать с ней звук, на

котором сделана остановка;

вырабатывать представления высотного соотношения звуков, а затем и

ступеней лада рекомендую на мелодических интервалах. Например, запоминать

качественную величину мелодического интервала ученик может по началу

знакомых мелодий. При определении интервала на слух он вспоминает и

определяет нужную мелодию;

вырабатывается навык прочности и помехоустойчивости слуховых

представлений. Настроить ученика на определённую тональность, сыграть и

попросить его спеть тонику. Одновременно с ним играть на инструменте звуки

другой тональности в далёком регистре (помехи слабые);

при пении с листа играть мешающие звуки; ученик должен помнить

тонику и петь её правильно. Прочность слуховых представлений вырабатывается

и в том случае, когда ученик повторяет звук вне лада или в ладу через какой-то

промежуток времени, в течение которого он выполнил другую работу;

вырабатывается навык полифонического исполнения. Две группы

учащихся читают с листа контрапунктом разные номера в одной тональности;

восприятие и воспроизведение объёма музыкального материала.

Диктант - важная форма работы, через которую происходит

выработка следующих навыков:

1. представление основного тонического звука, тоники, как ладового

центра, а не абсолютной её высоты;

2. ладовое ощущение ступеней относительно тоники;

3. восприятие музыкального материала по его формообразующей

структуре;

4. проявление творчества в решении перечисленных задач;

5. расширение объёма слуховых представлений, объёма памяти.

сыграть начало мелодии диктанта без тональной настройки. Ученики,

выбрав тональность самостоятельно, записывают её, затем сочиняют продолжение

по правилам структуры (подъём, спад, кульминация, скачок, заполнение и т. д.);

для развития объёма памяти и представлений полезна работа на

сочинение различных построений по заданным схемам;

написанный диктант спеть по памяти, записать в другой тональности;

написанный в начале урока диктант записать в конце урока по памяти;

записать по памяти выученный номер;

определять на слух интервальные цепочки, аккордовые

последовательности, пение их по памяти.

Внутренний слух – это музыкальная способность, представляющая

самостоятельную разновидность музыкального слуха. Это более сложная и по

природе, и по проявлению, и по индивидуальным, и по качественным различиям

способности, чем слух внешний.

Из-за сложности структуры внутренний слух чрезвычайно трудно

поддаётся развитию. Практической работе по исправлению недостатков слуха

необходима строго продуманная система упражнений и кропотливая, непрерывная

работа по их выполнению.

Музыкальное развитие ученика чаще всего зависит от таланта учителя,

который может сделать каждое упражнение на уроке осмысленным и интересным,

а также одухотворить порой скучные, однообразные моменты закрепления

материала и превратить их в игру, в удовольствие, указать на их необходимость

ради достижения цели – раскрытия творческого потенциала, творческих

возможностей каждого учащегося. Поддерживая эту музыкальную мотивацию,

делая её более осмысленной, можно пробудить слуховые резервы.

Замечательны слова Б. Асафьева: «Музыка – идейный мир, и в ней ценно

как то, что звучит, так и то, что образуется вокруг звучания: лучи мысли,

причиной которых она является». Фокусировать эти лучи, обращая их в звучание

– наилучший путь развития музыкальных способностей, а внутренний слух

является невидимой, но очень важной составляющей этого процесса.



В раздел образования