Автор: Колошук Виктория Владимировна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ «Средняя школа 36»
Населённый пункт: Петропавловск–Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Статья
Тема: Изменения в обучении английскому языку при переходе на ФГОС
Раздел: среднее образование
Изменения в обучении английскому языку при переходе на ФГОС
Колошук Виктория Владимировна
МАОУ «Средняя школа № 36»
Петропавловск-Камчатского
городского округа,
учителя английского языка
С
переходом
большинства
общеобразовательных
учреждений
на
Федеральный государственный образовательный стандарт 2-ого поколения,
встал
вопрос
о
профессиональной
переподготовке
кадрового
состава
и
переходе на современные учебные пособия соответствующие требованиям
ФГОС.
Что касается профессиональной переподготовки учителей и педагогов,
то КГАУ ДПО «Камчатский институт развития образования» каждый год
организовывает и приглашает коллег на прохождение различных курсов, в
т о м
ч и с л е
и
Ф Г О С .
З а н я т и я
н а
к у р с а х
п р о в о д я т с я
высококвалифицированными
преподавателями,
профессорами,
имеющими
большой
опыт
преподавания
английского
языка,
а
так
же
чёткое
представление о тенденциях и методиках изучения языка. Курс лекций дает
возможность
ознакомиться
с
основами
и
нововведениями
в
методике
обучения лексике, грамматике, аудированию, чтению, письму и говорению.
На
каждом
занятии
педагоги
получают
много
полезной
информации
от
специалистов, обмениваются приобретенным опытом, делятся материалами и
приёмами преподавания АЯ и проводят мастер-классы. Полученный опыт и
материалы
с
успехом
применяются
мною
в
процессе
преподавания
английского языка. Именно на раннем этапе обучение языку способствует
более прочному и свободному практическому овладению и несет в себе
большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал.
Работая по УМК «Rainbow English», авторы: О.В. Афанасьева, И.В.
Михеева, который, по-моему мнению позволяет выстраивать обучение как с
индивидуальным так, и с дифференцированным подходом. Здесь заложены
наибольшие
возможности
повышения
результативности
работы
и
совершенствования обучения.
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, во многом отличается
от
традиционной
деятельности
педагогического
работника
по
многим
показателям. На сегодняшний день при подготовке к современному уроку
учитель затрачивает в два раза больше времени по сравнению с прошлыми
учебными годами, помимо учебного пособия и методических рекомендаций
он прибегает к интернет ресурсам.
ФГОС
НОО
предъявляет
современные
требования
к
предметным,
метапредметным и личностным результатам. Осуществить эти требования
можно в рамках урочной и внеурочной деятельности. Меняется и характер
деятельности
ученика
и
учителя.
Ученик
перестает
занимать
пассивную
позицию. В современном уроке английского языка ученик наравне с учителем
участвует в постановке задач и целей каждого урока, определяет план своей
работы, выбирает средства и способы их достижения, принимает активное
участие в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Реализовать
и
организовать
современный
урок
английского
языка
можно с помощью соблюдения следующих требований:
- соблюдение доброжелательной атмосферы, способствующей полноценной
работе учащихся на уроке;
- разумное соотношение времени говорения учителя и ученика в пользу
учащегося;
-
интеграция
всех
видов
речевой
деятельности
с
целью
создания
коммуникативной ситуации;
- грамотный отбор учебного материала, который решает как учебные, так и
воспитательные задачи обучения;
- техническое обеспечение, где прежде всего необходимо наличие аудио и
видеосредств;
- использование интерактивных педагогических технологий, позволяющих
формировать и развивать универсальные учебные действия в режиме диалога
с учителем, группой или партнером;
- использование УМК нового поколения,
включающих: учебник, рабочую
тетрадь, книгу для чтения, рекомендации для учителя и звуковое пособие на
аудиодисках.
Каждый
свой
урок
стараюсь
проводить
увлекательно,
применяя
творческие
приемы
в
каждом
классе,
учитывая
индивидуальные
способности.
Всегда
начинаю
урок
с
этапа
«warming
up
activity».
Такое
начало прекрасно «разогревает» учащихся и настраивает на работу. Очень
хорошо
если
этот
этап
будет
перекликаться
с
темой
предстоящего
или
предыдущего урока.
Познавательные
и
регулятивные
УУД
у
учащихся
формируются
на
этапе формулирования темы и целей урока(пример: выделить и сохранить
цель,
заданную
в
виде
образца,
ориентироваться
на
об ра з е ц
последовательность выполнения действий). При обучении целеполаганию
возможно введение проблемного диалога, в результате которого учащиеся
определяют границу своего знания – незнания и ставят цель урока. На этапе
планирования учащиеся и учитель совместной деятельностью определяют
последовательность
работы
на
уроке.
При
планировании
практической
деятельности учащихся учителю следует учесть дифференциацию учащихся
в
зависимости
от
уровня
подготовки
и
приобретенных
знаний,
а
также
учитывая темп работы. Следует учесть возможности учащихся и подобрать
задания, чтобы для каждого ученика была создана ситуация успеха. Здесь
учителю следует использовать разноуровневый контрольно-измерительный и
дидактический
материал,
включающий
задания,
направленные
на
формирование
фонетических,
лексико-грамматических
навыков.
Также
на
этом этапе необходимо продумать формы организации работы учащихся на
уроке. Если ранее в традиционном уроке часто прослеживалась фронтальная
работа, то в современном уроке это могут быть индивидуальная, парная,
групповая и проектная форма. Парная, групповая работа необходима для
обучения учащихся сотрудничеству друг с другом, взаимодействию, умению
распределять
роли,
что
способствует
формированию
коммуникативных
умений у детей. По моему мнению, именно коммуникативный подход должен
быть взят за основу при обучении английскому языку. Практика общения и
говорения очень важны в современном уроке английского языка.
Основная цель моей работы дать ученику определённый объем знаний,
научить учиться и повышать интерес к учению. Ученики начальной школы
проявляют
повышенный
интерес
к
урокам
английского
языка,
что
не
оставляет меня равнодушной. Новизна самого предмета и учебного процесса
мотивирует детей. Моя главная задача добиться, чтобы интерес у детей не
угасал, был стабильным и устойчивым. Где интерес – там успех. На своих
уроках я стараюсь большое внимание отводить формированию мотивации.
Формирование мотивации – это создание особых условий для проявления
внутренних
побуждений
к
учению
у
учащихся.
Новизна
получаемой
информации, вовлечение учащихся в поисковую и творческую деятельность
играют
особую
роль
в
формировании
мотивации.
Здесь
задача
учителя
донести до детей, что учиться – это интересно и увлекательно. Моё желание
чтобы у каждого ученика сложилось мнение, что английский язык, это не
скучные грамматические правила, а прежде всего – интересный, красивый и
мелодичный язык, изучив который он сможет общаться с другими людьми в
любой стране.
Групповую
и
парную
работу
хорошо
использовать
при
создании
творческих проектов. По моему мнению,
именно проектная деятельность
способна превратить учебный процесс для школьника личностно значимым,
в
котором
он
сможет
полностью
раскрыть
свой
творческий
потенциал,
проявить
свои
исследовательские
способности,
фантазию,
активность,
самостоятельность.
Игра
является
одной
из
ведущих
видов
деятельности
младших
школьников,
а
также
одной
из
форм
познания
мира.
Мною
часто
используются
разные
виды
ролевых
игр
(сюжетно-ролевая
игра,
инсценировка-монолог) и игровые приёмы (грамматические, лексические и
фонетические
игры),
что
помогает
мне
создать
доброжелательную
обстановку
в
классе,
снять
психологическое
напряжение,
повысить
мотивацию к изучению языка. Чем свободнее себя чувствует ученик в игре,
тем инициативнее он будет в общении. Место на уроке и отводимое игре
время
зависит
от
ряда
факторов:
подготовки
учащихся,
изучаемого
материала, конкретных целей и задач урока.
При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются
регулятивные и коммуникативные УУД (развитие учебного сотрудничества с
учителем
и
одноклассниками,
развитие
планирующей
и
регулирующей
функций
речи).
При
оценивании
ответов
младших
школьников
можно
избежать пятибалльной системы и превратить оценку в слово. К примеру:5-
excellent, perfect, 4-very good, nice, 3- satisfactory, not bad. Учителю следует
помнить, что оценка - это прежде всего средство мотивации для ученика.
Целесообразно обучать детей объективному взаимооцениванию письменных
и устных работ. Этап рефлексии на уроке и правильная его организация
способствует
формированию
у
учащихся
умения
анализировать
свою
деятельность
на
уроке.
Не
менее
важна
рефлексия
настроения
детей
и
эмоционального фона в классе. Можно проводить рефлексию не только по
итогам одного урока, но и по итогам пройденной темы или раздела, по итогам
четверти. Вот примерные варианты рефлексии:
Можно предложить учащимся после каждого урока закончить предложения:
- Мне понравилось…
- Я научился…
- Я допустил ошибки…
- Больше всего мне на уроке понравилось…
При решении каждой задачи урока, нарисуйте человечка на соответствующей
ступеньке нарисованной лестницы.
Работая учителем английского языка в начальной и средней школе, я
пришла
к
выводу,
что
невозможно
всё
время
пользоваться
только
теми
методиками,
которые
сложились
ранее
и
считаются
общепринятыми.
«Преподавание
есть
искусство,
а
не
ремесло
–
в
этом
самый
корень
учительского дела…» Современный учитель должен постоянно развиваться,
совершенствоваться и стремиться к чему-то новому, накапливать и повышать
знания
и
кругозор,
чтоб
потом
делиться
и
с
успехом
передавать
приобретенные
знания
ученикам,
стать
для
них
другом
и
помощником,
образцом для подражания. Новые стандарты предъявляют новые требования
к результатам обучения и дают нам возможность взглянуть на урок по-
новому,
воплощая
новые
творческие
идеи.
Но
при
этом
мы
не
должны
забывать
о
традиционных
приёмах
и
методах.
Их
можно
просто
усовершенствовать,
применять
в
новом
ключе
и
комбинировать
с
современными технологиями. И так современный учитель – это человек,
профессионал, находящийся в постоянном творческом поиске, способный к
саморазвитию,
совершенствованию,
использующий
и
внедряющий
новые
технологии и инновационные подходы в преподавание.
Л.Н.
Толстой
однажды
сказал,
«что
хорошему
учителю
достаточно
иметь только два качества - большие знания и большое сердце».