Напоминание

Мой Север


Автор: Шмакова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЯНАО "Детский дом "Сияние Севера"
Населённый пункт: Тюменская область, Исетский район, п. Кировский
Наименование материала: Творческий проект
Тема: Мой Север
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проект «Мой Север»

Сердце, согретое Ямалом

Считается, что человек на протяжении всей своей

жизни неразрывно связан с тем местом, где он

родился. И даже если судьба забрасывает его далеко

от малой Родины, он связан с ней незримой духовной

нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда,

открывает для себя источник вдохновения и силы.

Владимир Ганчёрко.

Паспорт проекта

Тип проекта: исследовательски-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: средней продолжительности

Сроки проведения: январь - февраль.

Участники проекта: дети 8 семьи, воспитатель Шмакова Г.А.

Методы:

беседы,

чтение

художественной

литературы,

заучивание стихов, просмотр презентаций и фильмов, игра.

Образовательная область: Познание

Интеграция: социально-коммуникативного,

познавательного,

речевого, физического, художественно-эстетического развития.

Актуальность

На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-

Ненецкий

автономный

округ,

веками

живут

коренные

малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы

Ямальского Севера прошли сложный путь исторического развития,

сумев

не

только

сохранить,

но

и

укрепить

свою

этническую

идентификацию и традиционную культуру.

Беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно

эрудированы,

знают

названия

разных

стран,

рассказывают

о

достопримечательностях,

но

часто

затрудняются

рассказать

о

памятных местах родного города, откуда они родом, и жизни людей,

живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте,

культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический

срез знаний детей показал, что:

- у детей низкий уровень познавательного интереса к истории

малой Родины;

-

низкий

уровень

знаний

истории

своего

города,

о

быте,

традициях и культуре коренных народов Севера;

Актуальность

темы

защиты

исконной

среды

обитания

и

традиционного

образа

жизни

коренных

малочисленных

народов

Севера

подчеркивается

на

государственном

уровне.

В

Ямало-

Ненецком

автономном

округе

принята

программа

«Сохранение

традиционного

образа

жизни,

культуры

и

языка

коренных

малочисленных

народов

Севера

Ямало-

Ненецкого

автономного

округа на 2012-2015 годы»

Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к

истории

и

культурному

наследию

народов

Севера

необходимо

начинать с раннего возраста.

Понимание

Родины

тесно

связано

с

конкретными

представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить

чувствовать

красоту

родной

земли,

уважать

и

гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к

родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из

главных задач педагогов. Культура, природа родного края должна

войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую

Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы

воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю

жизнь

и

служат

духовному

развитию

личности.

Краеведение

социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение

трудно

переоценить:

воспитывая

детей

на

событиях,

тесно

связанных с историей, природой родного края, чувство гордости.

Знакомство

с

историей,

культурой,

природой,

бытом

людей,

живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а

значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и

историю

родного

края

верный

путь

повышения

качества

воспитания и обучения.

На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта

«Мой Север».

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей

через ознакомление с историей города, бытом, культурой и

традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально –

ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями

коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному

наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных

национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты,

селькупы, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем

сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и

сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-

давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие

общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к

Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий

для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения

знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка,

накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и

познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с библиотекой,

педагогами доп. образования, школой.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к

духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО,

истории родного края через проектно-исследовательскую

деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети и

педагоги.

Реализация проекта осуществляется по основным темам:

- Город откуда я родом.

- Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ненцы,

ханты, селькупы, коми).

-Природа северного края

Основными формами работы являются:

- выставки книг «Мой Север»

- просмотр детских презентаций «Моя родина –Ямал»

- праздники «День оленевода», «Вороний день».

- создание детских книг «Животные Севера»;

Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

1 этап – диагностический

1.

Диагностический срез знаний детей об истории городов

Севера, быте, культуре и традициях коренных народов

Севера.

2.

Анализ результатов знаний детей.

2 этап - проектно-организационный

1.

Разработка проекта по теме «Моя родина – Ямал»

2.

Подбор методической литературы

3.

Разработка плана работы.

3 этап - практический

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

Январь

- история г. Лабытнанги

- Традиционные верования,

обычаи, обряды, праздники тайги и

тундры.

- История народов Севера,

знакомить с традиционными

занятиями: охота, рыбная ловля,

оленеводство.

- рисование «Животные Севера»

- Развивать интерес к

художественной литературе

народов Севера, расширить знания

детей о художественной

литературе народов Севера

(писатели, сказки, легенды,

пословицы, поговорки, загадки).

- Книжная выставка «Мой

северный край»

-Создание альбома «животные

Северного края»

Дети, воспитатель

Воспитатель, педагоги доп.

образования, библиотекарь

Феврал

ь

- история г. Надым

- Познакомить с декоративно-

прикладным искусством народов

севера: орнамент из меха и

разноцветного сукна,

выполняемый техникой мозаики, и

использование его в украшении

женской мужской и детской

одежды.

- Традиционная одежда народов

Севера, жилище.

Дети, воспитатели,

педагоги доп. образования

Март

- Беседа с детьми «День

оленевода»

«Вороний день»

Дети, воспитатель,

музыкальный руководитель

Работа с детьми

- Знакомство детей с малочисленными народами севера

- Беседа с детьми о национальном жилище ненцев «Чум»

- Посещение книжной выставки «Мой Север»

- Изготовление из природного материала подделки «Животные

севера»

- Интегрированное занятие «Мой северный край»

- Чтение художественной литературы

- Беседа с детьми после прочтения художественной литературы

- Презентация проекта «Моя родина –Ямал»»

- Развлечение « Вороний день»

4 этап - итоговый (обобщающий)

1.

Анализ результатов реализации проекта

2.

Распространение полученного опыта

Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:

-увеличатся знания детей о городах, в которых родились; быте,

культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты,

селькупы, коми);

- у воспитанников будет сформирован познавательный интерес к

культурному наследию народов Севера;

- будут сформированы основы чувства толерантности к

сверстникам разных национальностей коренных народов Севера

(ненцы, ханты, селькупы, коми);

Список литературы:

1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-

культурный журнал, №2/02-2013г.

2. А.А.Вашуркина, «Коррекционно-развивающая программа

«Ханико»1класс

3. Бармич. М.Я. «Ебцотако тохолку» - «Малыш-учится»

Издательство «Просвещение», Санкт - Петербургское отделение,

2000г.

4. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в

детском саду», издательство «Просвещение» 1982г.

5. Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов

России»

6. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных

малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.

7. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные,

растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во

Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.

8. Общественный литературно-публицистический журнал

9. Общественный литературно-публицистический журнал «Надым»

№10/2005 г.

10. Осокиной Т. И. Детские подвижные игры народов СССР, Под

ред. М: просвещение, 1988г.

11. Полярные животные, Научно-популярное издание, для

дошкольного возраста, серия «Самая первая энциклопедия»,2014г.

12. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого

этноса»

13. Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-

Петербург.,1995г.

14. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.

15. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа

Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.



В раздел образования