Автор: Шмакова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЯНАО "Детский дом "Сияние Севера"
Населённый пункт: Тюменская область, Исетский район, п. Кировский
Наименование материала: Творческий проект
Тема: Мой Север
Раздел: дополнительное образование
Проект «Мой Север»
Сердце, согретое Ямалом
Считается, что человек на протяжении всей своей
жизни неразрывно связан с тем местом, где он
родился. И даже если судьба забрасывает его далеко
от малой Родины, он связан с ней незримой духовной
нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда,
открывает для себя источник вдохновения и силы.
Владимир Ганчёрко.
Паспорт проекта
Тип проекта: исследовательски-творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: средней продолжительности
Сроки проведения: январь - февраль.
Участники проекта: дети 8 семьи, воспитатель Шмакова Г.А.
Методы:
беседы,
чтение
художественной
литературы,
заучивание стихов, просмотр презентаций и фильмов, игра.
Образовательная область: Познание
Интеграция: социально-коммуникативного,
познавательного,
речевого, физического, художественно-эстетического развития.
Актуальность
На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-
Ненецкий
автономный
округ,
веками
живут
коренные
малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы
Ямальского Севера прошли сложный путь исторического развития,
сумев
не
только
сохранить,
но
и
укрепить
свою
этническую
идентификацию и традиционную культуру.
Беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно
эрудированы,
знают
названия
разных
стран,
рассказывают
о
достопримечательностях,
но
часто
затрудняются
рассказать
о
памятных местах родного города, откуда они родом, и жизни людей,
живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте,
культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический
срез знаний детей показал, что:
- у детей низкий уровень познавательного интереса к истории
малой Родины;
-
низкий
уровень
знаний
истории
своего
города,
о
быте,
традициях и культуре коренных народов Севера;
Актуальность
темы
защиты
исконной
среды
обитания
и
традиционного
образа
жизни
коренных
малочисленных
народов
Севера
подчеркивается
на
государственном
уровне.
В
Ямало-
Ненецком
автономном
округе
принята
программа
«Сохранение
традиционного
образа
жизни,
культуры
и
языка
коренных
малочисленных
народов
Севера
Ямало-
Ненецкого
автономного
округа на 2012-2015 годы»
Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к
истории
и
культурному
наследию
народов
Севера
необходимо
начинать с раннего возраста.
Понимание
Родины
тесно
связано
с
конкретными
представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить
чувствовать
красоту
родной
земли,
уважать
и
гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к
родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из
главных задач педагогов. Культура, природа родного края должна
войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую
Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы
воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю
жизнь
и
служат
духовному
развитию
личности.
Краеведение
–
социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение
трудно
переоценить:
воспитывая
детей
на
событиях,
тесно
связанных с историей, природой родного края, чувство гордости.
Знакомство
с
историей,
культурой,
природой,
бытом
людей,
живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а
значит стать созидателем своей малой Родины.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и
историю
родного
края
–
верный
путь
повышения
качества
воспитания и обучения.
На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта
«Мой Север».
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей
через ознакомление с историей города, бытом, культурой и
традициями народов Севера.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально –
ценностное отношение к малой Родине.
2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями
коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
3. Формировать познавательный интерес к культурному
наследию народов Севера.
4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных
национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты,
селькупы, коми).
5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма, который реализовывается путем
сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и
сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-
давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие
общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к
Отечеству.
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий
для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения
знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка,
накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и
познавательной сферы.
- Принцип интегративности - сотрудничество с библиотекой,
педагогами доп. образования, школой.
Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к
духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО,
истории родного края через проектно-исследовательскую
деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети и
педагоги.
Реализация проекта осуществляется по основным темам:
- Город откуда я родом.
- Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ненцы,
ханты, селькупы, коми).
-Природа северного края
Основными формами работы являются:
- выставки книг «Мой Север»
- просмотр детских презентаций «Моя родина –Ямал»
- праздники «День оленевода», «Вороний день».
- создание детских книг «Животные Севера»;
Описание комплекса работ в рамках реализации проекта
1 этап – диагностический
1.
Диагностический срез знаний детей об истории городов
Севера, быте, культуре и традициях коренных народов
Севера.
2.
Анализ результатов знаний детей.
2 этап - проектно-организационный
1.
Разработка проекта по теме «Моя родина – Ямал»
2.
Подбор методической литературы
3.
Разработка плана работы.
3 этап - практический
Дата
Мероприятия
Участники мероприятий
Январь
- история г. Лабытнанги
- Традиционные верования,
обычаи, обряды, праздники тайги и
тундры.
- История народов Севера,
знакомить с традиционными
занятиями: охота, рыбная ловля,
оленеводство.
- рисование «Животные Севера»
- Развивать интерес к
художественной литературе
народов Севера, расширить знания
детей о художественной
литературе народов Севера
(писатели, сказки, легенды,
пословицы, поговорки, загадки).
- Книжная выставка «Мой
северный край»
-Создание альбома «животные
Северного края»
Дети, воспитатель
Воспитатель, педагоги доп.
образования, библиотекарь
Феврал
ь
- история г. Надым
- Познакомить с декоративно-
прикладным искусством народов
севера: орнамент из меха и
разноцветного сукна,
выполняемый техникой мозаики, и
использование его в украшении
женской мужской и детской
одежды.
- Традиционная одежда народов
Севера, жилище.
Дети, воспитатели,
педагоги доп. образования
Март
- Беседа с детьми «День
оленевода»
«Вороний день»
Дети, воспитатель,
музыкальный руководитель
Работа с детьми
- Знакомство детей с малочисленными народами севера
- Беседа с детьми о национальном жилище ненцев «Чум»
- Посещение книжной выставки «Мой Север»
- Изготовление из природного материала подделки «Животные
севера»
- Интегрированное занятие «Мой северный край»
- Чтение художественной литературы
- Беседа с детьми после прочтения художественной литературы
- Презентация проекта «Моя родина –Ямал»»
- Развлечение « Вороний день»
4 этап - итоговый (обобщающий)
1.
Анализ результатов реализации проекта
2.
Распространение полученного опыта
Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:
-увеличатся знания детей о городах, в которых родились; быте,
культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты,
селькупы, коми);
- у воспитанников будет сформирован познавательный интерес к
культурному наследию народов Севера;
- будут сформированы основы чувства толерантности к
сверстникам разных национальностей коренных народов Севера
(ненцы, ханты, селькупы, коми);
Список литературы:
1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-
культурный журнал, №2/02-2013г.
2. А.А.Вашуркина, «Коррекционно-развивающая программа
«Ханико»1класс
3. Бармич. М.Я. «Ебцотако тохолку» - «Малыш-учится»
Издательство «Просвещение», Санкт - Петербургское отделение,
2000г.
4. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в
детском саду», издательство «Просвещение» 1982г.
5. Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов
России»
6. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных
малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
7. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные,
растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во
Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
8. Общественный литературно-публицистический журнал
9. Общественный литературно-публицистический журнал «Надым»
№10/2005 г.
10. Осокиной Т. И. Детские подвижные игры народов СССР, Под
ред. М: просвещение, 1988г.
11. Полярные животные, Научно-популярное издание, для
дошкольного возраста, серия «Самая первая энциклопедия»,2014г.
12. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого
этноса»
13. Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-
Петербург.,1995г.
14. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
15. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа
Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.