Автор: Яковлева Лариса Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №108 имени Ю.В.Андропова
Населённый пункт: Моздок РСО–Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы "
Раздел: среднее образование
Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы
А. П. Чехов в своей заметке о красноречии писал:« «…для интеллигентного человека
дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать…
Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы,
поэты, реформаторы были в то время и лучшими ораторами. Владение речью —
показатель интеллекта человека. Высокая речевая культура — неотъемлемое качество
общественно активной личности. Недостаточная речевая культура снижает интерес к
человеку как к личности, к его деятельности, препятствует профессиональному росту. И
действительно, современное общество особенно нуждается в профессионалах, которые в
совершенстве владеют навыками устной и письменной речи. Деловые и межличностные
действия требуют от современного человека универсальных способностей. Однако из-за
снижения уровня читательской культуры и словарного запаса будущие выпускники имеют
серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетенции. Поэтому в Федеральном
государственном стандарте общего образования второго поколения особое внимание
уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Индикатор функциональной грамотности призван определить владение всеми видами
речевой деятельности, построить речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
адекватно воспринимать устную и письменную речь, точно выражать свою точку зрения
по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основных норм устной и
письменной речи, применять правила русского речевого этикета
Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать,
активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература?
Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор
учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и
коммуникативные навыки и умения. На смену традиционным методикам пришли
модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В
каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. Важным является
использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом. Но наряду
с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное:
происходит «отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Я применяю на
уроках лингвистическую, культуроведческую, информационную компетенции.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,
навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу
предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по
отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика — это образ его будущего,
ориентир для освоения. Коммуникация — акт общения, связь между двумя и больше
индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом
другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых
языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в
группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь
представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и
функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и
навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия
речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах — чтении,
говорении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь” — без этих условий нет
урока. На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий,
позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-
целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными
языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и
творческие способности учащихся — как на уровне содержания, так и на уровне языковых
средств, что очень тесно взаимосвязано. Задания Формирование коммуникативных
иязыковых компетенций. Компетенции Общепредметные компетенции Русский язык
Коммуникативная компетенция Устный диалог Задавание вопросов собеседнику.
Конструирование ответа на вопрос. Диалог в письменной форме Самопрезентация в
форме резюме. Полилог (коллективная дискуссия) Ролевая форма представления текста
произведения. Языковая компетенция Письмо Орфографическая и пунктуационная
грамотность. Составление документации. Речь Орфоэпические нормы. Чтение
Выразительность, эмоциональность Предлагаю несколько заданий: 8класс. «Виды
сказуемых. Односоставные предложения”.Задания такого типа дают возможность
использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать
и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со
справочной литературой (словарями, энциклопедиями). Задание.Записываем предложение:
Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою
тихою, блистающей смиренно Задание.Рассказать, что видят они за этими строками поэта.
Подобрать синонимы к словам «бранить», «блистать». Почему А. С. Пушкин называет
осень тихой? Предлагаю прочитать предложение с разной интонацией. Спрашиваю, какие
строчки поэта об осени вы знаете? Запишите их, определите двусоставные или
односоставные предложения вы записали. Задание.Привести строчки Пушкина,
подходящие к такой ситуации: вы проснулись в ясное, солнечное утро и вспомнили такие
строчки: «Мороз и солнце, день чудесный …». Придумать ситуацию, чтобы к ней можно
было подобрать какие-то строчки поэта («Буря мглою небо кроет», «Сквозь волнистые
туманы пробирается луна»). Задание.Создание миниатюры по данному началу с
использованием односоставных и двусоставных предложений. Например: а) Пушкин —
один из самых умных людей на свете — и нас делает умнее. Читая его книги… б) Вечер.
Беру томик стихов Пушкина и … Задание.«Продолжи строчку”, «Начни строчку”,
«Восстанови строчку”: Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье… Люблю
дымок спалённой жнивы… Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне
взамен… Говоря о смысловой роли односоставных предложений, указываем на
особенности их стилистики: такие предложения отличаются большей степенью
эмоциональности, экспрессивными оттенками (силой проявления чувств), сфера их
употребления обширна. Задание.Вставить в неопределённо-личные предложения
местоимения, сопоставить и определить, чем отличаются односоставные предложения от
двусоставных. Например: Прошу не умничать. Сейчас неси сюда тулуп. Ну, братцы,
затянем-ка на сон грядущий мою любимую. Сопоставление позволяет увидеть
лаконичность (краткое и чёткое выражение мысли), естественность, энергичность
определённо-личных местоимений, их уместность в этих случаях. Анализируя научно-
популярный текст, отмечаем, что предложения со сказуемым — глаголом в 1 лице
множественного числа создаёт ощущение непринуждённости, ощущение беседы с
читателем, активизирует внимание (вернёмся, вдумаемся, спросим себя). Обратимся к
стихотворению«Деревня”.Начинается оно мирной картиной деревенской жизни.
Посмотрите, с какой любовью, и какой точностью передаёт Пушкин Михайловский
пейзаж. Вдумаемся в эти замечательные строки. И прежде всего спросим себя, что
побудило Пушкина написать это стихотворение. Составить 4–5 определённо-личных
предложений в связи с анализом повести«Капитанская дочка”со сказуемыми: посмотрите,
вдумаемся, обратите внимание, рассмотрим. При изучениинеопределённо-личных
предложенийсопоставляем такие предложения с двусоставными предложениями. Бассейн.
Здесь учат плаванью. Бассейн. Здесь опытные тренеры учат плаванью. Подали чай, просят
остаться ночевать. Хозяева подали чай, они просят меня остаться ночевать. Отмечаем
следующее: а) неопределённо-личные предложения синонимичны односоставным; б) в
неопределённо-личных предложениях действующее лицо устранено из речи, так как всё
внимание сосредотачивается на действии, на событии; в) неопределённо-личные
предложения более лаконичны, мысль в них выражена кратко и чётко; с) действующее
лицо в неопределённо-личных предложениях не обозначено, потому что оно
несущественно. Задание.Наблюдаем роль неопределённо-личных предложений по тексту
И. С. Тургенева. Вот нашему дедушке и донесли, что Пётр Овсяников, мол, на вас
жалуется: землю, вишь, отнять изволили…Дедушка ваш к нам тотчас и прислал своего
ловчего с командой… Вот и взяли моего отца, и в вашу вотчину повели. Я тогда был
маленький мальчишка, босиком за ним бежал. Что же. Привели его к вашему дому да под
окнами и высекли. А ваш то дедушка стоит и тоже глядит. Отец мой кричит: " Матушка,
Марья Васильевна, заступись, пощадите хоть вы!” А она только знай приподнимается да
поглядывает. Вот и взяли с моего отца слово отступиться от земли и благодарить ещё
велели, что живого отпустили. Отмечаем, что текст относится к разговорному стилю речи.
Учащиеся вводят в неопределённо-личные предложения подлежащие. Замечаем, что текст
становится загромождённым названиями многих лиц. Выясняем стилистическую роль
неопределённо-личных предложений. Автор стремится выделить главных действующих
лиц: барина, барыню, Петра Овсянникова. Говоря о них, автор употребляет двусоставные
предложения, другие персонажи отодвигаются на второй план. Рассказчик стремится
указать на события, на действия: донесли, взяли, привели, высекли… Можно выполнить
упражнение типа редактирования текста. Например, устранить синтаксическое
однообразие текста, заменив некоторые предложения со страдательными причастиями
неопределённо-личными предложениями. Как изменился текст? Задание.Записать текст
под диктовку, обозначить как члены предложения конструкции, вводимые
сравнительными союзами. Как мальчик кудрявый, резва, Нарядна, как бабочка летом,
Значенья пустого слова В устах её полны приветом Ей нравиться долго нельзя: Как цепь,
ей несносна привычка, Она ускользнёт, как змея, Порхнёт и умчится, как птичка. Таит
молодое чело По воле — и радость, и горе В глазах — как на небе светло. В душе её
темно, как в море. То истиной дышит в ней всё, То всё в ней притворно и ложно! Понять
невозможно её, Зато не любить невозможно. М. Лермонтов. Задания на обобщение по теме
«Типы сказуемых” Записать текст под диктовку: сделать синтаксический и
пунктуационный разбор. Старинным золотом и желчью напитал Вечерний свет холмы.
Зардели красны, буры Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры. В огне кустарники,
и воды как металл. А груды валунов и глыбы голых скал В размытых впадинах загадочны
и хмуры. В крылатых сумерках — намёки и фигуры… Вот холм сомнительный, подобный
вздутым рёбрам, Чей согнутый хребёт порос, как шерстью, чобром? Кто этих мест жилец:
чудовище, титан? Здесь душно в темноте. А там — простор, свобода, Там дышит тяжело
усталый океан. М. Волошин Списать текст, вставив пропущенные буквы, знаки
препинания, обозначить грамматическую основу и указать вид сказуемых. Вода в бухте
отражала скалы. Цвет их был суров, неоднообразен. Скалы были чёрные, красные и
жёлтые, как охра. Изредка их перерезали пласты белых и синеватых пород. Но у всех этих
красок было общее свойство — их покрывал сизый налёт, свойственный окалине.
Очевидно, это были следы космического огня и тепла. Зеленоватый сумрачный воздух,
наполненный солнечным дымом и жёлтыми отсветами скал, струился над нами.
Безмолвие каменного хаоса скрывало смертельные опасности обвалов. Не было слов,
чтобы передать изгибы бухт, затенённые углы, гроты, выстланные чёрным блеском и
светлой подворной травой. К. Паустовский. Сравнительный анализ текстов. — Что общего
между этими двумя текстами? — Каким настроением они проникнуты? — При помощи
каких слов и выражений создаётся это настроение? — Какими красками написаны оба
пейзажа? Выпишите слова и выражения, передающие цвет. Какие синтаксические
конструкции использованы для передачи цвета? — Почему в последней строфе
стихотворения не развёрнута антитеза? — Найдите сравнения. Какова их роль в тексте? —
Есть ли антитеза в прозаическом отрывке? По моему мнению, именно применение
коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития
интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в
любом культурном пространстве.