Напоминание

Опыт реализации детско–взрослого проекта "История зарождения Новосибирска.Михайловская набережная"


Автор: Васильева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР дс № 504
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Опыт реализации детско–взрослого проекта "История зарождения Новосибирска.Михайловская набережная"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт реализации детско-взрослого проекта

«История зарождения Новосибирска.

«Михайловская набережная»

с детьми 6 - лет

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого

– с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины,

своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой

край, почувствовать его красоту и традиции.

Как возникла идея детско – взрослых проектов?

В

преддверии

125

летия

Новосибирска

в

нашем

учреждении

организована проектная деятельность с детьми и их родителями об истории

его зарождения. Проведенное анкетирование родителей моих воспитанников

позволило выяснить следующее: из 28 семей – 7 (25%) приезжие из других

регионов и городов; 13 (48%) семей не уделяют внимание знакомству их

детей с родным городом, с известными людьми. Соответственно дети не

владеют достаточной информацией о Новосибирске.

С чего начинались детско-родительские проекты?

Мною был проведен экспресс – опрос среди детей и родителей, о какой

достопримечательности

они

хотели

бы

узнать

более

подробно.

Большее

количество респондентов отдали предпочтение Октябрьской набережной. Так

родился

совместный

детско-взрослый

проект краеведческого

характера

«История

зарождения

Новосибирска.

Михайловская

набережная».

Основной тезис современного понимания проектирования, это – «Все, что

познаю, знаю, для чего мне это нужно, и где и как могу применить эти

знания».

Цель проекта: расширить знания детей о родном городе, приобщить

к его истории и культуре, к местным достопримечательностям, а также

способствовать самообразованию педагогов и родителей.

Прежде чем приступить к реализации проекта, с родителями была

проведена консультация «Метод проектов. Метод трех вопрос».

Так,

родителями

воспитанников

Саши,

Амины,

Дениса

было

предложено прислать детям «капсулу» от строителей, в которую можно

спрятать старые фото Новосибирска, чтобы заинтересовать детей. Что и

было

сделано.

Получение

«Капсулы»

положило

начало

детско

родительской проектной деятельности.

Родители дома обсуждали с детьми, чтобы дети

хотели

узнать о

набережной, планировали: что будут делать дети самостоятельно, а что –

совместно с родителями,

ответы

детей

фиксировались. На

основе

предложений отдельных семей был составлен групповой план событий.

В рамках педагогического проекта были осуществлены детско-

родительские проекты. Их можно разделить на несколько групп:

1.

творческие проекты:

коллажи:

Театр «Старый дом» выполнили Андрей О. с мамой;

«Метрополитен Новосибирска» - Миша В. С мамой;

«Скверы и парки Новосибирска» - Макар К. с мамой;

рисунки:

«Колесо обозрения на набережной» - Полина Б.;

«Набережная» - сестра Алисы Наташа П.;

«Кукольный театр» - Амина Р. с сестрой Камилой.

изготовление макетов:

Пролет Железнодорожного моста выполнили Полина Б. с папой;

Гостиница «Обь» - Вероника с мамой;

Театр «Старый дом» - Лена С. С мамой;

Коммунальный мост и метромост - Денис К. с родителями.

2.

информационные проекты:

электронные презентации, которые создали родители детей:

«Первый Железнодорожный мост, Рождение Новосибирска» – Денис О.

«Коммунальный мост» - Денис К.

«Набережная - место отдыха горожан» - Вероника К.

создание альбомов:

«Историческое и современное место Новосибирска» - Богдан С. с

мамой;

«Как все начиналось» - Саша С. с мамой.

Что больше всего порадовало в процессе реализации детско-

родительских проектов?

В первую очередь, интерес к проектной деятельности, как детей, так и

родителей. 15 семей из 25 реализовали детско-родительские проекты.

Инициативность детей и родителей в процессе реализации проектов.

Например:

по

инициативе

родителей

была

организована

выставка

рисунков, в которой приняли участие дети и их старшие братья и

сестры. Дети проявили инициативу в выборе темы проектов.

Создание таких условий дома и в детском саду, при которых дети могли

действовать самостоятельно, могли осмыслить

результаты

деятельности

своей и своих сверстников.

Индивидуальный темп деятельности над проектом обеспечил каждому

ребенку

реализацию

собственных

возможностей

в

соответствии

с

его

уровнем развития. А это очень важно.

Что особенно удалось?

Родители

освоили

некоторые

педагогические

приемы

методов

проектов;

объективно

оценили

возможности

своих

детей

и

стали

сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Был

организован

уголок

по

патриотическому

во спитанию,

оформленный с помощью родителей и оснащенный альбомами, макетами,

рисунками, коллажами о Михайловской набережной.

Алесь с папой нашел информацию о том, кому стоит памятник на

набережной, подготовили выступление. А чтобы Алесь наглядно это

увидел, посетили набережную, посмотрели памятник и сняли ролик. Мы

можем увидеть его на экране.

Дети

приобрели

опыт

публичной

презентации

продуктов

своей

деятельности. Небольшой пример: Вероника очень скромная и застенчивая

девочка, долго не могла решиться презентовать свою работу. Рассказывала

ее лично педагогу, а спустя время, выступила перед детьми своей, а

потом и другой группы.

У нас появился

фильм «Это всё про нас» о процессе реализации

проекта «История возникновения Новосибирска. Михайловская набережная»,

созданный Вячеславом Евгеньевичем Мартусовым.

Что тревожило меня в процессе проектной деятельности?

Как я говорила, в детско – родительских проектах приняли участие

15 семей. Из них 6 семей сразу включились в проектную деятельность, имея

подобный

опыт

со

старшими

детьми.

Затем

9

семей

постепенно

подключались, видя заинтересованность детей и результаты деятельности

других семей. Остальные

родители 10 семей ссылались то

на

нехватку

времени, то на загруженность на работе, а иногда и просто забывали про

обещания, данные детям.

Что

делать

детям

из

этих

10

семей?

Оставить

их

пассивными

наблюдателями за деятельностью своих сверстников? Конечно же, нет! Я

создавала

для

этих

детей

условия,

в

которых

они

могли

проявить

свои

способности,

обращалась

к

их

жизненному

опыту.

Так,

во

время

тематических бесед или при рассматривании альбомов, побуждала детей

рассказывать.

Поэтому, дети из этих семей, которые не приняли участие в детско-

родительских

проектах,

удавалось

выполнить

творческую

работу,

выступали пассивными слушателями.

Интерес у детей был, поэтому по предложению Гриши Б. было

принято решение создать общий макет «Михайловская набережная».

Дети дома обсуждали, какие игрушки, дорожные знаки и другое можно

принести, чтобы дополнить макет деталями. На протяжении нескольких

вечеров создавали этот макет все вместе.

Положительные моменты проектной деятельности

Позиция родителей как организаторов проектной деятельности;

Изменение психологического климата в группе;

Знания,

приобретенные

детьми

в

ходе

реализации

проекта,

стали

достоянием личного детского опыта

Дети

уверенно

стали

рассуждать,

учились

ставить

цель,

подбирать

средства для ее достижения, оценивать последствия своей деятельности;

У детей развивались коммуникативные навыки: умение договариваться,

принимать

чужую

точку

зрения,

умение

откликаться

на

идеи,

выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие.

Вывод

1.

проектная деятельность открывает возможности в развитии свободной

творческой личности ребенка, способности действовать самостоятельно,

согласно ситуации;

2.

проект созвучен с современными жизненными позициями: ребенок делает

с удовольствием то, что выбрал и ему интересно;

3.

проект

показал

уровень

заинтересованности

детей

в

процессе

его

реализации;

4.

позиция педагога в детско – родительских проектах:

организатор,

консультант,

помощник.

5.

родители признали значимость и актуальность воспитания «маленького

гражданина» своей Родины; повысилась их компетентность в вопросах

краеведения

и

патриотического

воспитания;

возросла

активность

родителей в процессе проектной деятельности.

Васильева Ольга Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ ЦРР дс № 504 города Новосибирска



В раздел образования