Автор: Васильева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР дс № 504
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Опыт реализации детско–взрослого проекта "История зарождения Новосибирска.Михайловская набережная"
Раздел: дошкольное образование
Опыт реализации детско-взрослого проекта
«История зарождения Новосибирска.
«Михайловская набережная»
с детьми 6 - лет
Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого
– с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины,
своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой
край, почувствовать его красоту и традиции.
Как возникла идея детско – взрослых проектов?
В
преддверии
125
–
летия
Новосибирска
в
нашем
учреждении
организована проектная деятельность с детьми и их родителями об истории
его зарождения. Проведенное анкетирование родителей моих воспитанников
позволило выяснить следующее: из 28 семей – 7 (25%) приезжие из других
регионов и городов; 13 (48%) семей не уделяют внимание знакомству их
детей с родным городом, с известными людьми. Соответственно дети не
владеют достаточной информацией о Новосибирске.
С чего начинались детско-родительские проекты?
Мною был проведен экспресс – опрос среди детей и родителей, о какой
достопримечательности
они
хотели
бы
узнать
более
подробно.
Большее
количество респондентов отдали предпочтение Октябрьской набережной. Так
родился
совместный
детско-взрослый
проект краеведческого
характера
«История
зарождения
Новосибирска.
Михайловская
набережная».
Основной тезис современного понимания проектирования, это – «Все, что
познаю, знаю, для чего мне это нужно, и где и как могу применить эти
знания».
Цель проекта: расширить знания детей о родном городе, приобщить
к его истории и культуре, к местным достопримечательностям, а также
способствовать самообразованию педагогов и родителей.
Прежде чем приступить к реализации проекта, с родителями была
проведена консультация «Метод проектов. Метод трех вопрос».
Так,
родителями
воспитанников
Саши,
Амины,
Дениса
было
предложено прислать детям «капсулу» от строителей, в которую можно
спрятать старые фото Новосибирска, чтобы заинтересовать детей. Что и
было
сделано.
Получение
«Капсулы»
положило
начало
детско
–
родительской проектной деятельности.
Родители дома обсуждали с детьми, чтобы дети
хотели
узнать о
набережной, планировали: что будут делать дети самостоятельно, а что –
совместно с родителями,
ответы
детей
фиксировались. На
основе
предложений отдельных семей был составлен групповой план событий.
В рамках педагогического проекта были осуществлены детско-
родительские проекты. Их можно разделить на несколько групп:
1.
творческие проекты:
коллажи:
Театр «Старый дом» выполнили Андрей О. с мамой;
«Метрополитен Новосибирска» - Миша В. С мамой;
«Скверы и парки Новосибирска» - Макар К. с мамой;
рисунки:
«Колесо обозрения на набережной» - Полина Б.;
«Набережная» - сестра Алисы Наташа П.;
«Кукольный театр» - Амина Р. с сестрой Камилой.
изготовление макетов:
Пролет Железнодорожного моста выполнили Полина Б. с папой;
Гостиница «Обь» - Вероника с мамой;
Театр «Старый дом» - Лена С. С мамой;
Коммунальный мост и метромост - Денис К. с родителями.
2.
информационные проекты:
электронные презентации, которые создали родители детей:
«Первый Железнодорожный мост, Рождение Новосибирска» – Денис О.
«Коммунальный мост» - Денис К.
«Набережная - место отдыха горожан» - Вероника К.
создание альбомов:
«Историческое и современное место Новосибирска» - Богдан С. с
мамой;
«Как все начиналось» - Саша С. с мамой.
Что больше всего порадовало в процессе реализации детско-
родительских проектов?
В первую очередь, интерес к проектной деятельности, как детей, так и
родителей. 15 семей из 25 реализовали детско-родительские проекты.
Инициативность детей и родителей в процессе реализации проектов.
Например:
по
инициативе
родителей
была
организована
выставка
рисунков, в которой приняли участие дети и их старшие братья и
сестры. Дети проявили инициативу в выборе темы проектов.
Создание таких условий дома и в детском саду, при которых дети могли
действовать самостоятельно, могли осмыслить
результаты
деятельности
своей и своих сверстников.
Индивидуальный темп деятельности над проектом обеспечил каждому
ребенку
реализацию
собственных
возможностей
в
соответствии
с
его
уровнем развития. А это очень важно.
Что особенно удалось?
Родители
освоили
некоторые
педагогические
приемы
методов
проектов;
объективно
оценили
возможности
своих
детей
и
стали
сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Был
организован
уголок
по
патриотическому
во спитанию,
оформленный с помощью родителей и оснащенный альбомами, макетами,
рисунками, коллажами о Михайловской набережной.
Алесь с папой нашел информацию о том, кому стоит памятник на
набережной, подготовили выступление. А чтобы Алесь наглядно это
увидел, посетили набережную, посмотрели памятник и сняли ролик. Мы
можем увидеть его на экране.
Дети
приобрели
опыт
публичной
презентации
продуктов
своей
деятельности. Небольшой пример: Вероника очень скромная и застенчивая
девочка, долго не могла решиться презентовать свою работу. Рассказывала
ее лично педагогу, а спустя время, выступила перед детьми своей, а
потом и другой группы.
У нас появился
фильм «Это всё про нас» о процессе реализации
проекта «История возникновения Новосибирска. Михайловская набережная»,
созданный Вячеславом Евгеньевичем Мартусовым.
Что тревожило меня в процессе проектной деятельности?
Как я говорила, в детско – родительских проектах приняли участие
15 семей. Из них 6 семей сразу включились в проектную деятельность, имея
подобный
опыт
со
старшими
детьми.
Затем
9
семей
постепенно
подключались, видя заинтересованность детей и результаты деятельности
других семей. Остальные
родители 10 семей ссылались то
на
нехватку
времени, то на загруженность на работе, а иногда и просто забывали про
обещания, данные детям.
Что
делать
детям
из
этих
10
семей?
Оставить
их
пассивными
наблюдателями за деятельностью своих сверстников? Конечно же, нет! Я
создавала
для
этих
детей
условия,
в
которых
они
могли
проявить
свои
способности,
обращалась
к
их
жизненному
опыту.
Так,
во
время
тематических бесед или при рассматривании альбомов, побуждала детей
рассказывать.
Поэтому, дети из этих семей, которые не приняли участие в детско-
родительских
проектах,
удавалось
выполнить
творческую
работу,
выступали пассивными слушателями.
Интерес у детей был, поэтому по предложению Гриши Б. было
принято решение создать общий макет «Михайловская набережная».
Дети дома обсуждали, какие игрушки, дорожные знаки и другое можно
принести, чтобы дополнить макет деталями. На протяжении нескольких
вечеров создавали этот макет все вместе.
Положительные моменты проектной деятельности
•
Позиция родителей как организаторов проектной деятельности;
•
Изменение психологического климата в группе;
•
Знания,
приобретенные
детьми
в
ходе
реализации
проекта,
стали
достоянием личного детского опыта
•
Дети
уверенно
стали
рассуждать,
учились
ставить
цель,
подбирать
средства для ее достижения, оценивать последствия своей деятельности;
•
У детей развивались коммуникативные навыки: умение договариваться,
принимать
чужую
точку
зрения,
умение
откликаться
на
идеи,
выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие.
Вывод
1.
проектная деятельность открывает возможности в развитии свободной
творческой личности ребенка, способности действовать самостоятельно,
согласно ситуации;
2.
проект созвучен с современными жизненными позициями: ребенок делает
с удовольствием то, что выбрал и ему интересно;
3.
проект
показал
уровень
заинтересованности
детей
в
процессе
его
реализации;
4.
позиция педагога в детско – родительских проектах:
организатор,
консультант,
помощник.
5.
родители признали значимость и актуальность воспитания «маленького
гражданина» своей Родины; повысилась их компетентность в вопросах
краеведения
и
патриотического
воспитания;
возросла
активность
родителей в процессе проектной деятельности.
Васильева Ольга Викторовна,
воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ ЦРР дс № 504 города Новосибирска