Автор: Петровская Наталья Яковлевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МОУДО "Кировская детско - юношеская спортивная школа"
Населённый пункт: город Отрадное Ленинградской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкальное сопровождение занятий хореографией на отделении художественной гимнастики
Раздел: дополнительное образование
Ленинградская область
г.Кировск
Муниципальное Образовательное Учреждение
Дополнительного Образования детей
«Кировская детско-юношеская спортивная школа»
Музыкальное сопровождение занятий
хореографией
на отделении художественной гимнастики
Составитель: Петровская Наталья Яковлевна –
концертмейстер
2015
0
Художественная гимнастика – это сплав спорта и искусства, её арсенал включает
упражнения различных видов гимнастики, подвижных и музыкальных игр, элементы хо-
реографии и упражнения с предметами.
Художественная гимнастика обладает такими характерными чертами, как эмоцио-
нальность, динамичность, танцевальность, выразительность, то есть артистичность.
Отличительной особенностью этого вида спорта является его неразрывная связь с
музыкой, сопровождающей все выступления гимнасток, а также их ежедневные занятия
хореографией.
Хореография – от греческого choreia – пляска и … графия – запись танца. Первая
попытка записи танца была предпринята в конце XV – начале XVI веков.
Но только в конце XVII – начале XVIII веков французские балетмейстеры и учителя
танцев (П.Башон, Р.Фейе, П.Рамо) положили начало системе записи танца, получившей за -
тем широкое распространение.
Термин «хореография» введён танцмейстером Р.Фейе, автором книги «Хореография, или
искусство записи танца» (1700г.)
Другое значение слова «хореография» - искусство сочинения танцев и балетов. В
этом значении термин применяется с середины XIX века.
Третье значение – танцевальное искусство в целом, один из древнейших видов творчества,
выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с му-
зыкальным сопровождением.
Занятия хореографией на отделении художественной гимнастики представляет со -
бой урок классического тренажа, состоящий из определённой последовательности разно-
образных движений, расположенных в порядке возрастания трудности.
Неотъемлемым условием занятий является музыкальное сопровождение, основные
задачи которого – развитие музыкальности учащихся, эмоциональности, воспитания чув-
ства ритма и формы, выразительности движений.
1
Работа концертмейстера в классе хореографии имеет свою специфику, которая за-
ключается в подборе широкого круга разнообразного репертуара и овладении им. Большие
трудности испытывают начинающие концертмейстеры, впервые приходящие на работу в
класс хореографии. До недавнего времени не издавалось методических пособий и музы -
кальных сборников для работы. Поэтому приходилось просматривать огромное количе -
ство нотной литературы в поисках нужных произведений.
В настоящее время издательство «Композитор. Санкт-Петербург» выпустило ряд
сборников. Среди них – цикл «Академия балета», предназначенный для концертмейстеров
хореографического класса. Цикл включает три выпуска: классический, народно-характер-
ный и историко-бытовой танец.
Основной задачей работы концертмейстера является подбор музыкального сопрово-
ждения высокохудожественного уровня, отвечающего принципам единства движения и
музыки.
Музыкальное
сопровождение
урока
должно
прививать
ученикам
определённые
эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать му -
зыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выпол -
няются на музыкальном материале – поклоны в начале и в конце урока, переходы от
упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию дви -
жений с музыкой.
Особенностью занятий с учащимися младших классов, постигающими азы хорео -
графии, является то, что значительная часть урока отводится другим видам деятельности:
маршированию, танцам, бегу, прыжкам. Задача концертмейстера – подобрать соответству -
ющий музыкальный материал.
В своей практике я использую следующие пьесы:
1.
А.Абелян. Марш
2.
Английская народная песня «Колокольный звон» (подскоки)
3.
Белорусский народный танец «Бульба» (прыжки)
4.
М.Глинка. Полька (прыжки)
5.
С.Прокофьев. Марш
6.
Старинный французский галоп
7.
Тирольская полька (прыжки)
8.
П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков (пружинный шаг)
9.
В.Шаинский. Песня про кузнечика (прыжки)
10. И.Штраус. Полька – Анна
Во время изучения позиций рук и ног, когда учащиеся продолжительное время сто -
ят у станка, уместно использовать музыку спокойного, плавного характера. Например:
1. Л. Делиб. Вальс из балета «Коппелия»
2. И. Дунаевский. Вальс из оперетты «Вольный ветер»
3.И. Розас. Вальс «Над волнами»
2
Принципы музыкального оформления урока
1.
На первом уроке классического тренажа педагог классического танца должен разъ-
яснить ученикам значение музыки в хореографическом искусстве и обосновать её
органическую связь с движениями.
2.
Музыкальные мелодии должны быть простыми, доступными и выразительными.
Музыка способствует повышению работоспособности учащегося, поднимает его
настроение.
3.
Для музыкального оформления используются песенные и танцевальные темы на-
родной музыки, а также классических произведений: - балетных, симфонических,
фортепианных и т.д.
4.
В младших классах музыкальное оформление по своему содержанию должно быть
элементарно и просто.
5.
Темп (скорость) музыкального сопровождения данного движения должен неизмен-
но соответствовать темпу (скорости) движения.
Концертмейстеры должны знать ряд правил и придерживаться их в своей работе:
1.
Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Точно выверен-
ный, филигранный звук учащиеся лучше слушают.
2.
Вся хореографическая терминология идёт на французском языке. Пианист обя -
зан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.
3.
Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной
фразы. Поэтому она должна состоять из четырёх, восьми, двенадцати, шестна -
дцати и т.д. тактов.
4.
Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков – трелями, фор-
шлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение –
одна нота, два движения – две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.
5.
Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на
сильную долю, другие – из-за такта.
Движения классического тренажа и их музыкальное оформление
Урок классического тренажа состоит из целого ряда разнообразных движений
(plie`, battements tendus, ronds de jambe par terre), расположенных в порядке постепенно на-
растающей трудности и повторяемых по нескольку раз для лучшего развития техники ис-
полнения. Он подразделяется на две основные части:
1.
Экзерсис у станка, при котором учащиеся исполняют различные движения, стоя бо -
ком к станку и держась за него одной рукой или же стоя лицом к станку и держась
за него обеими руками (в начале первого года обучения).
2.
Те же и другие упражнения, исполняемые на середине зала. Все движения на уроке
исполняются поочерёдно с каждой ноги. Сначала движение проделывается требуе -
мое количество раз с правой ноги, а затем оно же точно повторяется с левой ноги.
Музыкальное оформление движений, исполняемых поочерёдно с обеих ног должно
быть тождественным. Музыкальный размер такта должен быть всегда строго выдержан.
3
Поклон
Начинается и заканчивается урок поклоном. Поклон можно исполнять в музыкаль-
ном размере три четверти или четыре четверти. В размере три четверти поклон с двух ног
займёт 8 тактов, причём хореограф будет считать на каждый такт как на одну четверть. В
своей практике для музыкального сопровождения поклона я использую вальсы плавного
характера. Например:
1.
П.Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
2.Л.Минкус. Вальс из балета «Дон Кихот»
Preparation
(приготовление)
Некоторые движения классического экзерсиса требуют специальных подготови-
тельных положений – preparation (от французского глагола - готовить). Это приготовление
к движению, вступление, которое должно исполняться в характере упражнения. На вступ-
ление раскрывается рука (или две руки на середине зала), в некоторых упражнениях вме-
сте с рукой раскрывается работающая нога (например ronds de jambe par terre).
Preparation может исполняться из-за такта:
Preparation – во фразе, то есть движение начинается с первой доли такта, а «вздох»
руки – на затакт из трёх восьмых нот, после которых следует цезура, чтобы все начали вы -
полнять движение экзерсиса синхронно:
Заканчивается комбинация заключением, которое исполняется так же, как и вступ -
ление (на четыре четверти или на две четверти).
Разница лишь в том, что preparation заканчивается половинным кадансом (с оста-
новкой на доминанте, как бы требуя продолжения), а заключение – полным кадансом (с
остановкой на тонике).
4
Plie` (приседание)
Plie` подразделяется на demi` plie – половинное приседание и grand plie` - большое,
полное приседание и исполняется на пяти позициях. Характер движения медленный, плав -
ный, певучий. В музыкальном оформлении он наиболее соответствует понятиям adagio,
sempre legato (медленно, постоянно связно). Этому движению наиболее полно соответ-
ствуют следующие произведения:
1.П.Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»
2.А. Беккер. «Лесная сказка»
Buttement tendu simple (батман вытянутый простой)
В хореографической терминологии buttement означает отведение и приведение ра-
ботающей ноги к опорной ноге, равномерные движения работающей ноги.
Buttement бы-
вает разных видов, имеющих свою форму и самостоятельное название. Дословный его
перевод по словарю – биение, пульсирование, отбивание. Tendu переводится как натяну-
тый, напряжённый; simple – простой. Buttement tendu исполняется в I и V позициях. Ха-
рактер движения – чёткий, бодрый, темп исполнения – умеренный. Музыкальный размер –
две четверти, реже четыре четверти. Для этого упражнения подходят такие произведения,
как:
1.Д.Шостакович. «Шарманка»
2Л.Бетховен. Экосез
Buttement
tendu
jete (батман вытянутый бросковый)
Jete – по-французски – бросок,
buttement tendu jete – движение ноги вперёд, в сто-
рону и назад из
I и V позиций с броском на высоту 45 º. При ускорении темпа и исполне -
нии этого движения восьмыми и шестнадцатыми долями бросок ноги производится на 25º
и ниже. Бросок и возвращение ноги происходит равномерно, без акцента. Бросок – резкий
5
и энергичный, что должно быть отражено в музыке при помощи отрывистых штрихов
(staccato). По мере усвоения движения темп ускоряется, бросок исполняется из-за такта, на
слабую долю.
В законченном виде buttement tendus jete исполняется в два раза быстрее, чем butte-
ment tendus simples. Правила исполнения этих упражнений одинаковые. Чёткий ритм. Му-
зыкальный размер – две четверти. Характеру этого упражнения соответствуют музыкаль -
ные произведения:
1.
Л.Бетховен. Экосез №1 ми-бемоль мажор
2.
М..Глинка. Контрданс «Монастырка»
Rond de jambe par terre
Rond de jambe par terre переводится с французского - как «круги ногами по земле»
(а не по полу, как часто говорят хореографы). Движение плавное, непрерывное. Это отра -
жается и в музыке, которая в этом упражнении должна звучать как предельно певучее per-
petum mobile. Мелодическая линия сопровождения обычно излагается восьмыми. Сильная
доля такта должна совпасть с положением работающей ноги впереди при движении en de-
hor (en dehors – вне, наружу, из круга – фр.), а при движении en dedan – сзади (en dedans –
внутрь, в круг – фр.). Музыкальный размер – четыре четверти. Но, испытывая сложности
с репертуаром можно использовать произведения с музыкальным размером три четверти.
Например:
1.
Ф.Шуберт. Вальс h-moll
2.
Также использую в работе Ф.Шопен. Вальс h-moll
Butterment
fondu
6
Это плавное, «тающее» движение (от французского глагола fondre` - таять, плавить,
расплавлять). Музыка очень выразительная, кантиленного (певучего) характера. Движение
состоит из сгибания работающей ноги в условное положение sur le cou-de-pied при од-
новременном demi plie` на опорной ноге и открывания работающей ноги в любом направ-
лении при одновременном выпрямлении опорной ноги из demi plie`. Мелодия в музыкаль-
ном сопровождении идёт по восьмым, sempre legato (всё время связно). Музыкальный раз-
мер две четверти и три четверти.
Пример: - Баневич. Вальс из «Русалочки».
Butterment
frappe
(ударный батман)
Характер движения – резкий, отрывистый, ударный (от французского frapper – бить,
стучать). В музыкальном оформлении более всего соответствует energico,
sempre staccato
(энергично, всё время отрывисто).
Исполняется движение в размере две четверти и состоит в энергичном, резком вы-
тягивании работающей ноги из положения sur le cou-de-pied в требуемом направлении
(вперёд, в сторону или назад). Акцент движения падает на момент открывания работаю -
щей ноги в заданном направлении. В музыке акцент должен совпасть с первой сильной до -
лей такта, поэтому движение начинается (работающая нога сгибается sur le cou-de-pied) с
затакта. Таким образом, на протяжении одного такта в размере две четверти исполняются
два batterment frappe.
Музыкальное произведение М.Глинки «Галоп» очень ярко и образно передает ха-
рактер этого движения.
Ronds de jambe en l`air
(круговые движения ноги в воздухе)
Движение состоит в сгибании и разгибании в колене работающей ноги, отведённой
н а II позицию и поднятой на высоту 45 º, во время которого нижняя часть работающей
ноги (от колена до носка) описывает в воздухе круг, вернее овал. Аналогично rond de
7
jambe par terre,
rond de jambe en l`air исполняется в двух направлениях: en dehors – наружу
и en dedans – внутрь. Характер движения очень чёткий, энергичный, активный. Ритм мар-
шеобразный, но не следует играть резко и громко. Исполняется в размере две четверти. В
качестве музыкального примера можно привести:
1.
М.Глинка. «Краковяк»
2.
Также в работе использую П.Чайковский. Галоп из балета «Щелкунчик»
Butterment
de`
veloppee`
(вынимание, раскрывание ноги)
Происходит от французского глагола developper – разворачивать, развивать. Выпол-
няется это упражнение в темпе adagio, очень плавно и сдержанно. Из V позиции работаю-
щая нога сгибается, вытянутым носком скользит по опорной ноге до колена, потом вытя-
гивается в заданном направлении на 90 º и опускается в исходное положение. Разучивается
это движение с каждой ноги отдельно, сначала в сторону, потом вперёд и назад.
Музыкальное сопровождение соответствует определению adagio,
cantabile,
sempre
legato (медленно, певуче, всё время связно). В качестве музыкального сопровождения это-
го упражнения в своей работе я использую:
1.
А.Грибоедов. Вальс Аs-dur
2.
Л.Минкус. Вальс из балета «Дон Кихот»
Grands butterments
jete
(большие бросковые батманы)
Это движение исполняется из I и V позиций в направлении вперёд, в сторону и на-
зад с броском ноги на 90º и выше. Сохраняются правила buttement tendu jete. Упражнение
проучивается в медленном темпе, отдельно в каждую сторону. Бросок и возвращение ноги
происходит равномерно. Характер музыкального сопровождения очень чёткий, акцентиро-
ванный, яркий. Музыкальный размер обычно две четверти. Для этого упражнения подхо -
дит энергичный, бравурный характер марша Ц.Пуни из балета «Конёк-Горбунок».
8
Трёхдольный размер в этом упражнении используется гораздо реже. Он применяет-
ся в основном в танцевальных комбинациях, где необходим вальсовый ритм.
Например, П.Чайковский. Танец Одиллии из балета «Лебединое озеро».
Adagio
Adagio (медленно, спокойно – ит.) принято называть танцевальную форму, включа-
ющую в себя наибольшее количество разнородных и разнообразных движений из всех раз-
делов урока, а поэтому представляющую особую трудность для правильного музыкально-
хореографического построения. Исполняется оно на середине зала. «Маленькое» adagio
состоит из четырёх или восьми тактов и комбинируется с buttmens tendus jete`s и другими
движениями. «Большое» adagio состоит из шестнадцати и более тактов.
Построение adagio требует чёткого ритма, метра, темпа и соблюдения «тактовой
квадратности».
Значение adagio очень велико: оно объединяет ряд движений в одно гармоничное
целое, развивает правильную форму движений классического танца.
Музыкальное сопровождение спокойное, певучего характера; мягкое, лирическое. В
качестве музыкального материала можно предложить следующие произведения:
1.
Ф.Шопен. Ноктюрны Es-dur и cis-moll
2.
Ф.Мендельсон. Песни без слов №22, 37,46
3.
Э.Григ. Ноктюрн «Весной»
4.
Дж.Фильд. Ноктюрн Си-бемоль мажор
5.Д. Шостакович. Романс из к/ф «Овод»
6.Л.Минкус. Адажио из балета «Дон Кихот»
Port de bras
Port de bras (дословно – ношение рук, фр.) – упражнение, слагающееся из одновре-
менных движений рук, корпуса и головы. Основных форм port de bras – шесть. Характер
движения – плавный, по типу близкий к движениям, применяемым в adagio. В музыке это
9
соответствует определениям adagio, cantabile, sempre legato (медленно, певуче, всегда связ-
но).
В своей практике для этого упражнения я использую вальсы спокойного, плавного
характера. Например:
1.
И.Розас. Вальс «Над волнами»
2.
Л.Делиб. Вальс из балета «Коппелия»
3.
П.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
Движения на пальцах
Различным движениям на пальцах присущ чёткий, упругий характер. В музыкаль-
ном оформлении они соответствуют определениям allegro,
grazioso,
staccato (быстро, гра-
циозно, отрывисто). Подниманию на пальцы во всех движениях предшествует demi plie`.
Опускание с пальцев также происходит в demi plie`. Поднимание на пальцы исполняется
резко, толчком. Этот момент должен быть отражен в музыке. К упражнениям на пальцах
относятся такие движения, как Releve` и Echappe`.
Releve`
Происходит
от
французского
глагола relever
–
поднимать;
другое
значение
–
острый, пикантный. Музыкальное сопровождение должно точно выразить характер этого
движения: чёткий ритм, staccato, музыкальный размер две четверти. На releve я исполняю
следующие произведения:
1.
Д.Г.Тюрк. «Детская кадриль»
10
2.
М.Глинка. «Детская полька» Ре мажор
Echappe`
Echappe` - в переводе с французского выход наружу, выхлоп. Движение начинается
с demi plie в V позиции резким, активным вскоком на пальцы на II позицию с последую-
щим возвращением в V позицию на demi plie` со сменой ног. Характер движения острый,
чёткий. Музыкальное сопровождение должно быть в подвижном темпе, грациозного ха-
рактера (allegretto, grazioso, staccato). Идеальными музыкальными примерами являются:
1.
Л.Делиб. Пиццикато из балета «Сильвия»
2.
Л.Делиб. Полька из балета «Коппелия»
11
Tours
(кругообразные движения, повороты)
Tour – это старинное название, которое употребляется в хореографической литера -
туре для обозначения поворота корпуса на одной ноге. Изучение поворота начинается в
младших классах с подготовительных упражнений на двух ногах на середине зала. Темп
исполнения умеренный, музыкальный размер – две четверти. В сопровождении должен
быть отражен характер вращения, поворота. Музыкальным примером является «Турецкое
рондо» из сонаты ля-мажор В.Моцарта.
Для учащихся старших классов при разучивании tours требуется музыкальное со-
провождение чёткого, размеренного характера. В своей практике я использую пьесу В.Цоя
«Танец Нептуна».
Tours
chaines
(цепочка поворотов)
12
Движение представляет собой цепочку поворотов по диагонали зала на двух ногах.
Характер движения быстрый, стремительный, лёгкий. В музыкальном оформлении соот-
ветствует определениям allegro,
leggiero (скоро, легко). Для того, чтобы хорошо сделать
chaines, надо обладать большой подвижностью, крепко держать спину, совершенно прямо,
никуда не гнуться. Заключение движения превращается в стремительную цепь поворотов,
которая заканчивается неожиданной остановкой.
На мой взгляд, наилучшим примером музыкального сопровождения tours chaines
является кода из балета Л.Минкуса «Дон Кихот».
Fouette
(вращение)
Fouette – происходит от французского слова fouet (хлыст, кнут, удар кнутом). В хо-
реографии означает вращение на одной ноге при помощи захлёстывающего движения сво -
бодной ноги, находящейся в воздухе.
Fouette исполняется в быстром темпе, энергично, решительно. В музыкальном
оформлении соответствует определениям allegro, energico (скоро, энергично).
Фрагмент из балета Ц.Пуни «Корсар» наиболее точно передает характер этого дви-
жения.
13
Экзерсис
Экзерсис
(фр. exercice – упражнение) - система, разработанная А.Я.Вагановой,
способствует гармоничному развитию всех групп мышц тела. Строгая продуманность си -
стемы направлена на выработку виртуозной техники, чёткости формы, эмоциональной вы-
разительности, сознательного подхода к каждому движению.
Большое значение в хореографической подготовке гимнасток имеет работа концерт-
мейстера, его профессиональная музыкальная подготовка, художественный вкус, опреде -
ляющий выбор репертуара.
Концертмейстер непосредственно участвует в процессе урока, находясь в постоян-
ном контакте с хореографом, внимательно следя за ходом занятия и незамедлительно от -
кликаясь на все указания относительно темпа, остановок и повторов.
Разумеется, что никакая звуковоспроизводящая техника не способна полноценно
заменить концертмейстера.
Список литературы:
1.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. 5-у издание, «Искусство», Ленинград,
1980г.
2.
Донченко Р.П. составитель. Академия танца. Репертуар концертмейстера. Классиче -
ский танец. Выпуск 1, «Композитор», Санкт-Петербург, 2006г.
3.
Донченко Р.П. составитель. Академия танца. Репертуар концертмейстера. Народно-
характерный танец. Выпуск 2, «Композитор», Санкт-Петербург, 2006г.
4.
Минеева Л.И. составитель. Музыка для ритмики. «Композитор», Санкт-Петербург,
2004г.
5.
Музыка из классических балетов для урока классического танца. «Композитор»,
Санкт-Петербург, 2005г.
6.
Новицкая
Г.П.
Уроки
танца.
Пособие
для
хореографов
и
концертмейстеров.
«Композитор», Санкт-Петербург, 2003г.
7.
Раевская Н.Е. составитель. Классический танец. Музыка на уроке. Вальсы. «Компо-
зитор», Санкт-Петербург, 2004г.
8.
Раевская Н.Е. составитель. Классический танец. Музыка на уроке. Марши. Польки.
«Композитор», Санкт-Петербург, 2004г.
9.
Раевская Н.Е. составитель. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис. Мето-
дика музыкального оформления урока классического танца. «Композитор», Санкт-
Петербург, 2004г.
10. Ярмолович Л.И. Принципы музыкального оформления урока классического танца.
«Музыка», Ленинград, 1968г.
11. Ярмолович Л.И. Элементы классического танца и их связь с музыкой. «Музыка»,
Ленинград, 1952г.
14
Репертуар концертмейстера
1.
Л.Абелян. Марш
2.
С.Баневич. Вальс из музыки к сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»
3.
Беккер. Лесная сказка
4.
В.Беллини – М.Глинка. Блестящее рондо
5.
Белорусский народный танец «Бульба»
6.
Л.Бетховен. Шесть экосезов
7.
Ж.Бизе. Марш Тореадора из оперы «Кармен»
8.
Дж.Верди. Марш из оперы «Аида»
9.
Волоколамский перепляс
10. И.Гайдн. Серенада
11. М.Глинка. Галоп
12. М.Глинка. Детская полька
13. М.Глинка. Контр-данс B-dur
14. М.Глинка. Контр-данс F-dur
15. М.Глинка. Полька
16. Р.Глиэр. Вальс из балета «Медный всадник»
17. А.Грибоедов. Два вальса
18. Ш.Гуно. Марш из оперы «Фауст»
19. А.Даргомыжский. Меланхолический вальс
20. А.Даргомыжский. Танец
21. Л.Делиб. Вальс из балета «Коппелия»
22. Л.Делиб. Пиццикато из балета «Сильвия»
23. Л.Делиб. Праздничный танец из балета «Коппелия»
24. И.Дунаевский. Вальс из оперетты «Вольный ветер»
25. И.Дунаевский. Марш из к/ф «Весёлые ребята»
26. А.Дюран. Вальс №1
27. В.Дмитриев. Прыг да скок. Краковяк
28. А.Жилинский. Латышская народная полька
29. Ф.Легар. Вальс на мотивы из оперетки «Граф Люксембург»
30. Л.Минкус. Адажио из балета «Дон Кихот»
31. Л.Минкус. Вариации Китри из балета «Дон Кихот»
32. Л.Минкус. Кода из балета «Дон Кихот»
33. Л.Минкус. Па-де-де из балета «Дон Кихот»
34. В.Моцарт. Рондо в турецком стиле
35. Р.Паулс. Мелодии из к/ф «Театр», Долгая дорога в дюнах»
36. Р.Паулс. Элегия «Бабочки на снегу»
37. Русский танец «Подгорка»
38. С.Прокофьев. Марш
39. Ц.Пуни. Марш из балета «Конёк-Горбунок»
40. С.Рахманинов. Итальянская полька
41. И.Розас. Вальс «Над волнами»
42. Старинный французский галоп
43. Д.-Г.Тюрк. Детская кадриль
44. П.Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
45. П.Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»
46. П.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
47. П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков
48. П.Чайковский. Полька из цикла «Детский альбом»
15