Автор: Цимбалист Зинаида Николаевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ№66
Населённый пункт: г.Можайск Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Активные методы обучения на уроках производственного обучения"
Раздел: среднее профессиональное
Формы и методы производственного обучения
Главное место в системе формирования квалифицированного рабочего в
профессиональном учебном заведении занимает производственное обучение.
Основными направлениями совершенствования производственного обучения
обучающихся являются:
соединение обучения с производительным трудом обучающихся;
формирование у обучающихся умений применять в работе
современную технику и технологию, передовой производственный
опыт;
разнообразие организационных форм и методов производственного
обучения;
применение методов и приемов обучения, обеспечивающих
формирование прочных профессиональных умений и навыков;
развитие самостоятельности, творческой активности и технического
мышления;
выработка умений применять знания в производственных условиях;
формирование навыков самоконтроля;
комплексное использование наглядных пособий, технических
средств обучения и информационных технологий.
В соответствии с этими направлениями разрабатывается производственное
обучение как часть учебного процесса. Современная методика
производственного обучения, которая включает деятельность мастера
– инструктирование и деятельность обучающихся – учение.
Инструктирование и учение тесно связаны и влияют друг на друга.
Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения
обучающихся проявляется в их трудовой учебной деятельности –
выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке
механизмов и тому подобных производственных действиях.
Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание
инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей
работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска
наиболее рациональных способов выполнения работы, построение
предположений, их проверку. В результате единства внешней и внутренней
сторон учебной деятельности у обучающихся формируются знания, умения и
навыки.
Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной
деятельностью обучающихся составляют
сущность инструктирования деятельности мастера, которая включает
следующие основные элементы:
создание у обучающихся ориентировочной основы деятельности, т.
е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего
трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях
выполнения и контроля действий;
руководство деятельностью обучающихся при выполнении ими
трудовых действий;
контроль и анализ учебных успехов обучающихся, проверка и
оценка их знаний, умений и навыков.
Содержание деятельности мастера по руководству производственным
обучением обучающихся зависит от конкретного содержания (профессии,
темы) и периода обучения, подготовленности обучающихся, условий
обучения.
Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и
различными методами.
Под формами обучения понимают способы построения учебно-
воспитательного процесса, определяющие характер учебно-
производственной деятельности обучающихся, руководство этой
деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации
учебного процесса и формы организации учебно-производственной
деятельности обучающихся.
Основной формой организации производственного обучения обучающихся в
учебных мастерских и на учебно-производственных участках предприятий
является урок. При урочной форме организации обучения все обучающиеся
группы одновременно изучают один и тот же учебный материал, выполняют
однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного
обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной
структуры – вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа)
обучающихся, текущий инструктаж, заключительный инструктаж.
При обучении в условиях производства основными формами организации
учебного процесса являются:
обучение обучающихся в составе ученических бригад;
обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;
индивидуальное прикрепление обучающегося к
квалифицированным рабочим.
Специфической формой организации производственного обучения следует
считать производственную практику.
Формами учебно-производственной деятельности обучающихся являются
фронтально-групповая, бригадная и индивидуальная. Фронтально-групповая
форма деятельности обучающихся реализуется при проведении уроков
производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко
применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-
производственной деятельности обучающихся.
Методы производственного обучения –это способы совместной деятельности
мастера и обучающихся, при помощи которых достигается овладение
обучающимися практическими знаниями, умениями и навыками,
формируются основы их профессионального мастерства, развиваются
умственные, физические и творческие способности.
Чтобы правильно выбрать методы обучения, необходимо иметь четкое
представление об их классификации и области применения. В процессе
производственного обучения преимущественно примеряют методы, которые
в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и
умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т.
п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий,
наблюдения обучающихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-
практические работы, самостоятельная работа обучающихся, решение
производственно-технических задач).
Словесные методы используют при проведении вводного инструктажа, а
также при текущем инструктировании обучающихся в процессе работы.
Наглядные методы также наиболее характерны для вводного
инструктирования обучающихся. Среди этих методов обучения следует
выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в их
сознании образ трудовых действий, которые они должны освоить.
Важнейшими для производственного обучения являются практические
методы. Это основные методы формирования умений и навыков
обучающихся. Поэтому мастеру для успешного руководства
производственным обучением нужно, глубоко знать их дидактические
возможности.
В последние годы внимание мастеров производственного обучения
профессиональных учебных заведений привлекают методы обучения, в
основе классификации которых характер познавательной деятельности
обучающихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и
репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-
поисковый, исследовательский).
Мастера производственного обучения дают обучающимся специальные
задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или
под руководством мастера в зависимости от сложности: разработка или
улучшение конструкции приспособления, повышающего производительность
труда; составление технологической карты и т.п.
Таким образом, в передовой педагогической практике уже наметились
определенные пути применения проблемно-поисковых методов в
производственном обучении. Задача состоит в расширении этих поисков, в
доведении имеющегося опыта до широких кругов практических работников.