Напоминание

" Активные методы обучения на уроках производственного обучения"


Автор: Цимбалист Зинаида Николаевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ№66
Населённый пункт: г.Можайск Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Активные методы обучения на уроках производственного обучения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формы и методы производственного обучения

Главное место в системе формирования квалифицированного рабочего в

профессиональном учебном заведении занимает производственное обучение.

Основными направлениями совершенствования производственного обучения

обучающихся являются:

соединение обучения с производительным трудом обучающихся;

формирование у обучающихся умений применять в работе

современную технику и технологию, передовой производственный

опыт;

разнообразие организационных форм и методов производственного

обучения;

применение методов и приемов обучения, обеспечивающих

формирование прочных профессиональных умений и навыков;

развитие самостоятельности, творческой активности и технического

мышления;

выработка умений применять знания в производственных условиях;

формирование навыков самоконтроля;

комплексное использование наглядных пособий, технических

средств обучения и информационных технологий.

В соответствии с этими направлениями разрабатывается производственное

обучение как часть учебного процесса. Современная методика

производственного обучения, которая включает деятельность мастера

– инструктирование и деятельность обучающихся – учение.

Инструктирование и учение тесно связаны и влияют друг на друга.

Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения

обучающихся проявляется в их трудовой учебной деятельности –

выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке

механизмов и тому подобных производственных действиях.

Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание

инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей

работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска

наиболее рациональных способов выполнения работы, построение

предположений, их проверку. В результате единства внешней и внутренней

сторон учебной деятельности у обучающихся формируются знания, умения и

навыки.

Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной

деятельностью обучающихся составляют

сущность инструктирования деятельности мастера, которая включает

следующие основные элементы:

создание у обучающихся ориентировочной основы деятельности, т.

е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего

трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях

выполнения и контроля действий;

руководство деятельностью обучающихся при выполнении ими

трудовых действий;

контроль и анализ учебных успехов обучающихся, проверка и

оценка их знаний, умений и навыков.

Содержание деятельности мастера по руководству производственным

обучением обучающихся зависит от конкретного содержания (профессии,

темы) и периода обучения, подготовленности обучающихся, условий

обучения.

Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и

различными методами.

Под формами обучения понимают способы построения учебно-

воспитательного процесса, определяющие характер учебно-

производственной деятельности обучающихся, руководство этой

деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации

учебного процесса и формы организации учебно-производственной

деятельности обучающихся.

Основной формой организации производственного обучения обучающихся в

учебных мастерских и на учебно-производственных участках предприятий

является урок. При урочной форме организации обучения все обучающиеся

группы одновременно изучают один и тот же учебный материал, выполняют

однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного

обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной

структуры – вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа)

обучающихся, текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

При обучении в условиях производства основными формами организации

учебного процесса являются:

обучение обучающихся в составе ученических бригад;

обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;

индивидуальное прикрепление обучающегося к

квалифицированным рабочим.

Специфической формой организации производственного обучения следует

считать производственную практику.

Формами учебно-производственной деятельности обучающихся являются

фронтально-групповая, бригадная и индивидуальная. Фронтально-групповая

форма деятельности обучающихся реализуется при проведении уроков

производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко

применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-

производственной деятельности обучающихся.

Методы производственного обученияэто способы совместной деятельности

мастера и обучающихся, при помощи которых достигается овладение

обучающимися практическими знаниями, умениями и навыками,

формируются основы их профессионального мастерства, развиваются

умственные, физические и творческие способности.

Чтобы правильно выбрать методы обучения, необходимо иметь четкое

представление об их классификации и области применения. В процессе

производственного обучения преимущественно примеряют методы, которые

в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и

умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т.

п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий,

наблюдения обучающихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-

практические работы, самостоятельная работа обучающихся, решение

производственно-технических задач).

Словесные методы используют при проведении вводного инструктажа, а

также при текущем инструктировании обучающихся в процессе работы.

Наглядные методы также наиболее характерны для вводного

инструктирования обучающихся. Среди этих методов обучения следует

выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в их

сознании образ трудовых действий, которые они должны освоить.

Важнейшими для производственного обучения являются практические

методы. Это основные методы формирования умений и навыков

обучающихся. Поэтому мастеру для успешного руководства

производственным обучением нужно, глубоко знать их дидактические

возможности.

В последние годы внимание мастеров производственного обучения

профессиональных учебных заведений привлекают методы обучения, в

основе классификации которых характер познавательной деятельности

обучающихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и

репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-

поисковый, исследовательский).

Мастера производственного обучения дают обучающимся специальные

задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или

под руководством мастера в зависимости от сложности: разработка или

улучшение конструкции приспособления, повышающего производительность

труда; составление технологической карты и т.п.

Таким образом, в передовой педагогической практике уже наметились

определенные пути применения проблемно-поисковых методов в

производственном обучении. Задача состоит в расширении этих поисков, в

доведении имеющегося опыта до широких кругов практических работников.



В раздел образования