Автор: Казекина Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: гимназия ТюмГУ
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Синтаксические нормы русского языка. Грамматические ошибки"
Раздел: полное образование
Синтаксические нормы
русского языка
Грамматические ошибки
Казекина Светлана Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
ведущий эксперт РПК ЕГЭ по русскому языку
Из сочинений учеников
•
Таким образом, мы видим, что смыслом жизни, по
мнению автора, которое я, бесспорно, поддерживаю,
является обретение самого смысла жизни.
•
Увидя горящее окно ранним утром в многоэтажке, он
начинает вести внутренний диалог.
•
Докажу вышесказанное на конкретных примерах…
•
Размышляя, вспоминалась…
•
Близки к сердцу любого из нас…
•
Был на шаге от катастрофы...
•
Рассуждает на вопросы…
•
При чувствах… человек красив…
Актуальность темы
результаты ОГЭ и ЕГЭ показывают, что одними из самых
распространенных ошибок при написании изложения и
сочинения являются грамматические;
качественное написание сжатого изложения и сочинения
- рассуждения, входящих в структуру ОГЭ, сочинения –
рассуждения по тексту, предложенному в КИМах ЕГЭ,
предполагает наличие у обучающихся умений правильно
оформлять высказывание с точки зрения синтаксических
норм;
успешное выполнение 8 задания ЕГЭ поможет
обучающимся избежать большого количества
грамматических ошибок в сочинении по тексту.
Компетенции
у ученика в процессе обучения должны быть
сформированы умения находить в неправильно
построенных предложениях грамматические ошибки и
исправлять их;
учитель обязан научить обучающегося классифицировать
грамматические ошибки с точки зрения синтаксиса;
продумав систему методических приёмов в процессе
работы над 8 заданием ЕГЭ, учитель уже формирует у
обучающегося умение аналитически подходить к
созданию собственного текста при выполнении 27
задания на ЕГЭ по русскому языку.
Синтаксические нормы — это
нормы правильного построения
словосочетаний и предложений.
Грамматическая ошибка
— это нарушение
какой-либо грамматической нормы:
словообразовательной, морфологической,
синтаксической.
Перечень грамматических ошибок:
•
неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
•
нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
•
нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
•
ошибка в построении предложения с
однородными членами
Перечень грамматических ошибок:
•
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
•
нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
•
неправильное построение предложения с
косвенной речью
•
нарушение видовременной соотнесённости
глагольных форм
•
ошибка в построении сложного предложения
•
неправильное употребление имени числительного
Упражнение 1
Читая классическую литературу, замечаешь, что
насколько по-разному «град Петров» изображён в
произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.
Достоевского.
В произведении «Судьбе человека» М. Шолохов
рассказывает об Андрее Соколове.
Человек должен стараться и заботиться о
природе.
В одном из старинных домов, сохранившемся в
центре Москвы, бывали великие русские поэты и
писатели, композиторы и художники.
Атмосферу эпохи в драме А.С. Грибоедова «Горе
от ума» создают не только действующие лица, а
также внесценические персонажи.
Изучая движения планет, ещё в Древней Греции
высказывались интересные идеи.
Все, кто любят поэзию, знают Фета как тонкого
лирика, певца искусства, любви и природы.
Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить
своеобразие музыки П.И. Чайковского.
.А.С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что
«в свой жестокий век восславил я свободу».
Читая стихотворения М.И. Цветаевой, самому
становится грустно.
И.С. Тургенев подвергает Базарова самому
сложному испытанию – «испытанию любовью» -
и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
Есть люди, которые сомневаются перед
важнейшими решениями, которые в дальнейшем
будут влиять на их судьбу.
Грамматические ошибки:
•
1.
Читая классическую литературу, замечаешь,
что насколько по-разному «град Петров»
изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.
Гоголя, Ф.М. Достоевского. (Ошибка в построении
сложного предложения).
•
2.
В произведении «Судьбе человека» М.
Шолохов рассказывает об Андрее Соколове.
(Нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением).
•
3.
Человек должен стараться и заботиться о
природе.
(Нарушение в построении
предложения с однородными членами).
•
4.
В одном из старинных домов, сохранившемся в
центре Москвы, бывали великие русские поэты и
писатели, композиторы и художники.
(Нарушение в
построении предложения с причастным оборотом).
•
5. Атмосферу эпохи в драме А.С. Грибоедова «Горе от
ума» создают не только действующие лица, а также
внесценические персонажи.
(Нарушение в
построении предложения с однородными членами).
•
6. Изучая движения планет, ещё в Древней Греции
высказывались интересные идеи. (
Нарушение в
построении предложения с деепричастным
оборотом).
•
7.
Все, кто любят поэзию, знают Фета как тонкого
лирика, певца искусства, любви и природы.
(Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым).
•
8.
Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить
своеобразие музыки П.И. Чайковского.
(Неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом).
•
9.
Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в
свой жестокий век восславил я свободу».
(Неправильное построение предложения с
косвенной речью).
•
10
.
Читая стихотворения М.И. Цветаевой, самому
становится грустно.
(Нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом).
•
11.
И.С. Тургенев подвергает Базарова самому
сложному испытанию – «испытанию любовью» - и
этим раскрыл истинную сущность своего героя.
(Нарушение видовременной соотнесённости
глагольных форм).
•
12.
Есть люди, которые сомневаются перед
важнейшими решениями, которые в дальнейшем
будут влиять на их судьбу.
(Ошибка в построении
сложного предложения).
Как выполнять 8 задание на ЕГЭ?
Начать с правой
части таблицы, с
первого
предложения
•
Найти грамматическую основу,
рассмотреть структуру предложения;
•
Выделяя грамматическую основу,
указать, в какой форме употребляются
глаголы – сказуемые;
•
Графически обозначить причастный или
деепричастный обороты;
•
Обратить внимание на предлоги и
союзы, выявить их функцию;
•
Обратить внимание на цитаты , на
оформление названий произведений,
пароходов, станций метро;
Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.По
приезду
в
Петербург
т у р и с т ы
с
п а р о м а
“ А н а с т а с и я ”
с р а з у
ж е
от п р а в и л и с ь
в
Р у с с к и й
Музей.
2.СМИ
следит
за
ситуацией
не только в регионе, но и во
всей стране.
3.Прочитав
роман
М.Ю.
Лермонтова
“Герой
нашего
времени”,
мне
запомнилась
проблема одиночества.
А) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
Б) ошибка в построении
сложного предложения
В) нарушение в построении
предложения с несогласованным
приложением
Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
4.Л.Н.
Толстой
считал
войну
противоестественным
человеческой природе событием
и потому показывает ужасающие
картины гибели сотен людей.
5.Лёд
блестит
под
н о га м и,
тающий на солнце.
6.И послали туда охранять табор
с
пленными.
Который
стоял
недалеко от леса.
7 . В о
в с ё м
м и р е
Ф . М .
Достоевского
знают
по
е го
роману “Братьям Карамазовым”.
8.
Как
успехи,
но
и
неудачи
б ы в а ю т
в
ж и з н и
к а ж д о г о
человека.
Ответ:
•
5 6 7 2 4
Благодарю за внимание!