Автор: Матвеева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования с. Рыркайпий"
Населённый пункт: село Рыркайпий городской округ Эгвекинот Чукотский АО
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные формы работы с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Рыркайпий»
Эффективные формы работы с родителями
Воспитатель:
Л.Н. Матвеева
с. Рыркайпий 2018
В
соответствии
с
новым
законом «Об
образовании
в
Российской
Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным
учреждением
является
«взаимодействие
с
семьей
для
обеспечения
полноценного развития личности ребенка».
Разработан
новый
федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым
социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с
родителями.
В
ФГОС
ДО
говорится,
что
работа
с
родителями
должна
иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи,
родительские
запросы
и
степень
заинтересованности
родителей
деятельностью
ДОУ,
повышение
культуры
педагогической
грамотности
семьи.
Подчеркнуто,
что одним из принципов дошкольного образования
является
сотрудничество
Организации
работы
с
семьёй,
а ФГОС
ДО
является
основой
для
оказания
помощи
родителям
(законным
представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и
психического
здоровья,
в
развитии
индивидуальных
способностей
и
необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к
психолого-педагогическим
условиям
является
требование
обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
Многих
специалистов
волнует
вопрос:
«Что
изменится
в
работе
с
родителями
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
в
связи
с
введением новых нормативных документов? »
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы с
родителями,
которые
в
дошкольной
педагогике
принято
считать
традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как
направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в
них отводится педагогам. В этих условиях невозможно увидеть проблемы
каждой семьи индивидуально.
Таким
образом,
вовлекать
родителей
в
совместную
деятельность
необходимо, используя новые эффективные формы работы.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта
большое
внимание
уделяется
работе
с
родителями.
И
новые
задачи,
встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость,
тесное
сотрудничество
и
взаимодействие
с
другими
социальными
институтами,
помогающими
ему
решать
образовательные
задачи.
На
современном
этапе
детский
сад
постепенно
превращается
в
открытую
образовательную
систему:
с
одной
стороны,
педагогический
процесс
дошкольного
учреждения
становится
более
свободным,
гибким,
дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с
другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с
родителями
и
ближайшими
социальными
институтами.
Таким
образом,
организуется
социальное
партнерство
—
взаимовыгодное
взаимодействие
различных
секторов
общества,
направленное
на
решение
социальных
проблем,
обеспечение
устойчивого
развития
социальных
отношений
и
повышение
качества
жизни,
осуществляемое
в
рамках
действующего
законодательства.
Остановимся на определении и соотношении этого ключевого понятия,
каким является «социальное партнёрство».
В
новой
философской
энциклопедии
говорится,
что
социальное
партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников
на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса,
оптимизацию отношений.
Б.
М.
Генкин
считает,
что
социальное
партнёрство
–
это
идеология,
формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения
их конструктивного взаимодействия.
Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное
взаимодействие
заинтересованных
сторон.
Главное
для
партнёрства
–
понимание
того,
что
без
другого,
без
реализации
его
интересов,
свой
собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.
Цель такого
партнёрства
–
создание
единого
коррекционно
–
образовательного
пространства
для
оказания
эффективной
взаимопомощи
детям, взаимовыгодного сотрудничества между родителями, педагогами и
воспитанниками.
Задачи:
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить
компетентность родителей.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
-
Создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интересов,
целей,
эмоциональной взаимоподдержки между педагогами и семьей.
- Оказать помощь родителям в воспитании детей, коррекции имеющихся
у них нарушений в речевом и общем развитии, активизировать родительские
воспитательные
умения,
поддерживать
их
уверенность
в
собственных
педагогических возможностях.
Не
остаются
в
стороне
от
федерального
го суд арст венного
образовательного стандарта и группы компенсирующей направленности для
детей
с
тяжёлыми
нарушениями
речи
дошкольных
образовательных
учреждений.
Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей мы
пришли к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из
сложных
сторон
деятельности
логопеда.
Нередко
педагоги
испытывают
трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.
В наше время сложились достаточно устойчивые формы работы детского
сада
с
семьей,
которые
в
дошкольной
педагогике
принято
считать
традиционными.
К
таким
формам
можно
отнести
педагогическое
просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри
дошкольного отделения и за его пределами.
Беседы и консультации, проводимые в дошкольном отделении, мало чем
отличаются
друг
от
друга,
направлены
в
основном
на
семьи,
не
справляющиеся
с
воспитательной
и
образовательной
функцией.
Ведущая
роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и
консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им
кажется необходимым. Общие и групповые родительские собрания также
часто
оставляют
родителей
в
роли
пассивных
слушателей.
Наглядная
пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок
и
т.д.
также
по
своему
усмотрению.
Родители
знакомятся
с
ней
чисто
механически, когда забирают или приводят детей в группу. Эти формы при
добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие
из
них
полезны,
интересны
и
необходимы,
так
как направлены
на
взаимодействие
с
широким
кругом
родителей,
со
всем
родительским
коллективом группы.
Однако, в современных условиях модернизации дошкольного образования
более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают
решение
проблемы
каждого
ребенка
и
семьи
индивидуально.
Именно
поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие
педагогов
дошкольного
учреждения
с
родителями,
которое
предполагает
обмен
мыслями,
чувствами,
переживаниями;
оно
так
же
направлено
на
повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний,
формирование у них педагогических умений, навыков.
Одним
из
важнейших
направлений
коррекционной
работы
с
дошкольниками
является
исправление
нарушений
речи,
профилактика
речевых
расстройств,
ранняя
диагностика,
подготовка
детей-логопатов
к
школьному
обучению.
Успех
коррекционного
обучения
во
многом
определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе
логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в
полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Давайте
перечислим
формы
работы,
которые
позволяют
привлечь
родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают
установление между педагогами и родителями доверительных отношений,
осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
1. Родительские
собрания. ("Знакомство
родителей
с
задачами
и
содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и
родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой
моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за
год".)
2. Домашние
задания. (Логопед
предоставляет
родителям
возможность
изучить
индивидуальные
тетради
детей,
чтобы
они
могли
проследить
динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего
задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
3. Тестирование
и
анкетирование (позволяет
выявлять
наиболее
актуальные проблемы для родителей).
4. Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но
очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят
описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители
могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне",
"По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
5. Совместные
детско-родительские
занятия
интегрированного
характера. Дети
участвуют
в занятии
совместно
с родителями.
Сначала
дают ся
теоретиче ские
знания
по
теме,
затем
п р е д л а г а ю т с я
дифференцированные
задания.
Совместные
занятия
вызывают
у детей
чувство гордости за своих родителей, желание показать им свои умения
и навыки. Девиз таких занятий «Покажи! Объясни! Сделаем вместе!»
6. Дни
открытых
дверей. (Родители
посещают
индивидуальные
и
подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо
закрепить дома, над чем еще поработать).
7. Консультации – практикумы, консультации – игротеки, консультации
–
иллюстрации,
деловые
игры (Совместно
с
детьми
родители
малыми
подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять
задания вместе с детьми в логопедических тетрадях и т.п.).Эти формы работы
помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и
выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных,
заинтересованных, активных и т. д.
8. Праздники
и
развлечения, творческие
мозаики,
театрализованные
представления,
детско-родительские
проекты,
бенефис
семейного
воспитания,
встречи
с
родителями
и
детьми,
выпустившимися
из
логопедических
групп
с
целью
обмена
опытом,
обсуждения
трудностей,
получения советов и рекомендаций, оформление тематических выставок.
9. Выпуск
газет
и
журналов
для
родителей (Освещаются
события
группы,
даются
практические
советы
родителям;
журнал
посвящен
проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению
словаря,
подготовке
к
обучению
грамоте,
развитию
мелкой
моторики,
артикуляции и т. д.)).
10.
Организация
выставок "Как
умелые
ручки
язычку
помогали".
(Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с
родителями).
11.
Сочинения
родителей
на
тему
"Мой
ребенок". (Родители
самостоятельно
выбирают
содержание
и
тематику,
стиль
написания,
проявляют творчество и фантазию).
Правильно
выстроить
работу
с
родителями,
сделать
ее
эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают Основные
принципы партнёрства педагога и семьи, это:
1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
Первый
принцип
предполагает
позитивный
настрой
на
общение
и
является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа
педагогов
группы
с
родителями.
В
общении
педагога
с
родителями
неуместны
категоричность,
требовательный
тон.
Педагог
общается
с
родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение
семьи
к
детскому
саду
в
целом.
Ежедневное
доброжелательное
взаимодействие
педагогов
с
родителями
значит
гораздо
больше,
чем
отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение
родителей.
Здесь
и
пригодится
человеческое
и
педагогическое
умение
успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку
в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные
мамы
и
папы
в
большинстве
своем
люди
грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих
собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды
педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.
Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки
с емьи
в
сложных
педагогиче ских
ситуациях,
д е м о н с т р а ц и я
заинтересованности специалиста разобраться в проблемах семьи и искреннее
желание помочь.
4. Динамичность.
Детский
сад
сегодня
должен
находиться
в
режиме
развития,
а
не
функционирования,
представлять
собой
мобильную
систему,
быстро
реагировать
на
изменения
социального
состава
родителей,
их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы педагогов с семьями
воспитанников.
5. Открытость.
Каждому
родителю
обеспечивается
возможность
знать
и
видеть,
как
живет
и
развивается
его
ребенок.
Важным
моментом
в
предупреждении
возникновения
проблемных
ситуаций
являются
установление
личного
контакта
педагога
с
родителем,
информирование
родителей
о
том,
как
ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер
взаимодействия
педагогов
с
родителями,
многие
из
них
становятся
активными
участниками
коррекционно
–
образовательного
процесса
и
незаменимыми помощниками логопеда и воспитателей.
Всей
своей
работой
педагогам
дошкольного
отделения
необходимо
доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,
заинтересованное участие в коррекционно - образовательном процессе важно
не
потому,
что
этого
хочет
логопед
или
воспитатель,
а
потому,
что
это
необходимо для развития и воспитания их собственного ребенка.
Логопед и родители едины в совместном стремлении помочь ребёнку. И
первой
инстанцией
на
пути
ребёнка
в
жизнь
является
СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных
отношений
ребенка,
а
мама
и
папа
–
образцы
для
подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно
предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За
поведенческими
проблемами,
особенностями
детских
взаимоотношений
видны
взрослые
–
их
взгляд
на
мир,
их
позиция,
их
поведенческие
стереотипы.
Таким
образом,
воспитание
и
развитие
личности
начинается
в семье.
Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс
воспитания
ребенка,
дошкольное
образовательное
учреждение
должно
сотрудничать
с семьей.
Необходимо
создавать
общее,
открытое
для
социальной
среды
пространство
воспитания,
обучения
и
развития
и стремиться к тому, чтобы детский сад был не только учреждением, где учат,
но и «социальной семьей» ребенка. Перед нами, педагогами, стоит задача при
переходе
на
новые
стандарты
добиться
более
тесного
сотрудничества
с
родителями.
Список литературы
1. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и
родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. -
2010. - № 2
2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ.
М – 2005г.
3. 3. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и
семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект. – М., 2005г.
5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое
пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.:
ЛИНКА — ПРЕСС, 2007г.
6. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка
деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика. – 2011 № 4