Напоминание

"Эффективные формы работы с родителями"


Автор: Матвеева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования с. Рыркайпий"
Населённый пункт: село Рыркайпий городской округ Эгвекинот Чукотский АО
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные формы работы с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования села Рыркайпий»

Эффективные формы работы с родителями

Воспитатель:

Л.Н. Матвеева

с. Рыркайпий 2018

В

соответствии

с

новым

законом «Об

образовании

в

Российской

Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным

учреждением

является

«взаимодействие

с

семьей

для

обеспечения

полноценного развития личности ребенка».

Разработан

новый

федеральный

государственный

образовательный

стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым

социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с

родителями.

В

ФГОС

ДО

говорится,

что

работа

с

родителями

должна

иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат

семьи,

родительские

запросы

и

степень

заинтересованности

родителей

деятельностью

ДОУ,

повышение

культуры

педагогической

грамотности

семьи.

Подчеркнуто,

что одним из принципов дошкольного образования

является

сотрудничество

Организации

работы

с

семьёй,

а ФГОС

ДО

является

основой

для

оказания

помощи

родителям

(законным

представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и

психического

здоровья,

в

развитии

индивидуальных

способностей

и

необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к

психолого-педагогическим

условиям

является

требование

обеспечения

психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности

родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,

охраны и укрепления здоровья детей.

Многих

специалистов

волнует

вопрос:

«Что

изменится

в

работе

с

родителями

в

дошкольных

образовательных

учреждениях

в

связи

с

введением новых нормативных документов? »

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы с

родителями,

которые

в

дошкольной

педагогике

принято

считать

традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как

направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в

них отводится педагогам. В этих условиях невозможно увидеть проблемы

каждой семьи индивидуально.

Таким

образом,

вовлекать

родителей

в

совместную

деятельность

необходимо, используя новые эффективные формы работы.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта

большое

внимание

уделяется

работе

с

родителями.

И

новые

задачи,

встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость,

тесное

сотрудничество

и

взаимодействие

с

другими

социальными

институтами,

помогающими

ему

решать

образовательные

задачи.

На

современном

этапе

детский

сад

постепенно

превращается

в

открытую

образовательную

систему:

с

одной

стороны,

педагогический

процесс

дошкольного

учреждения

становится

более

свободным,

гибким,

дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с

другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с

родителями

и

ближайшими

социальными

институтами.

Таким

образом,

организуется

социальное

партнерство

взаимовыгодное

взаимодействие

различных

секторов

общества,

направленное

на

решение

социальных

проблем,

обеспечение

устойчивого

развития

социальных

отношений

и

повышение

качества

жизни,

осуществляемое

в

рамках

действующего

законодательства.

Остановимся на определении и соотношении этого ключевого понятия,

каким является «социальное партнёрство».

В

новой

философской

энциклопедии

говорится,

что

социальное

партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников

на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса,

оптимизацию отношений.

Б.

М.

Генкин

считает,

что

социальное

партнёрство

это

идеология,

формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения

их конструктивного взаимодействия.

Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное

взаимодействие

заинтересованных

сторон.

Главное

для

партнёрства

понимание

того,

что

без

другого,

без

реализации

его

интересов,

свой

собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.

Цель такого

партнёрства

создание

единого

коррекционно

образовательного

пространства

для

оказания

эффективной

взаимопомощи

детям, взаимовыгодного сотрудничества между родителями, педагогами и

воспитанниками.

Задачи:

- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить

компетентность родителей.

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

-

Создать

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интересов,

целей,

эмоциональной взаимоподдержки между педагогами и семьей.

- Оказать помощь родителям в воспитании детей, коррекции имеющихся

у них нарушений в речевом и общем развитии, активизировать родительские

воспитательные

умения,

поддерживать

их

уверенность

в

собственных

педагогических возможностях.

Не

остаются

в

стороне

от

федерального

го суд арст венного

образовательного стандарта и группы компенсирующей направленности для

детей

с

тяжёлыми

нарушениями

речи

дошкольных

образовательных

учреждений.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей мы

пришли к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из

сложных

сторон

деятельности

логопеда.

Нередко

педагоги

испытывают

трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

В наше время сложились достаточно устойчивые формы работы детского

сада

с

семьей,

которые

в

дошкольной

педагогике

принято

считать

традиционными.

К

таким

формам

можно

отнести

педагогическое

просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри

дошкольного отделения и за его пределами.

Беседы и консультации, проводимые в дошкольном отделении, мало чем

отличаются

друг

от

друга,

направлены

в

основном

на

семьи,

не

справляющиеся

с

воспитательной

и

образовательной

функцией.

Ведущая

роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и

консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им

кажется необходимым. Общие и групповые родительские собрания также

часто

оставляют

родителей

в

роли

пассивных

слушателей.

Наглядная

пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок

и

т.д.

также

по

своему

усмотрению.

Родители

знакомятся

с

ней

чисто

механически, когда забирают или приводят детей в группу. Эти формы при

добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие

из

них

полезны,

интересны

и

необходимы,

так

как направлены

на

взаимодействие

с

широким

кругом

родителей,

со

всем

родительским

коллективом группы.

Однако, в современных условиях модернизации дошкольного образования

более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают

решение

проблемы

каждого

ребенка

и

семьи

индивидуально.

Именно

поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие

педагогов

дошкольного

учреждения

с

родителями,

которое

предполагает

обмен

мыслями,

чувствами,

переживаниями;

оно

так

же

направлено

на

повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний,

формирование у них педагогических умений, навыков.

Одним

из

важнейших

направлений

коррекционной

работы

с

дошкольниками

является

исправление

нарушений

речи,

профилактика

речевых

расстройств,

ранняя

диагностика,

подготовка

детей-логопатов

к

школьному

обучению.

Успех

коррекционного

обучения

во

многом

определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе

логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в

полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Давайте

перечислим

формы

работы,

которые

позволяют

привлечь

родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают

установление между педагогами и родителями доверительных отношений,

осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

1. Родительские

собрания. ("Знакомство

родителей

с

задачами

и

содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и

родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой

моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за

год".)

2. Домашние

задания. (Логопед

предоставляет

родителям

возможность

изучить

индивидуальные

тетради

детей,

чтобы

они

могли

проследить

динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего

задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).

3. Тестирование

и

анкетирование (позволяет

выявлять

наиболее

актуальные проблемы для родителей).

4. Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но

очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят

описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители

могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне",

"По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)

5. Совместные

детско-родительские

занятия

интегрированного

характера. Дети

участвуют

в занятии

совместно

с родителями.

Сначала

дают ся

теоретиче ские

знания

по

теме,

затем

п р е д л а г а ю т с я

дифференцированные

задания.

Совместные

занятия

вызывают

у детей

чувство гордости за своих родителей, желание показать им свои умения

и навыки. Девиз таких занятий «Покажи! Объясни! Сделаем вместе!»

6. Дни

открытых

дверей. (Родители

посещают

индивидуальные

и

подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо

закрепить дома, над чем еще поработать).

7. Консультации – практикумы, консультации – игротеки, консультации

иллюстрации,

деловые

игры (Совместно

с

детьми

родители

малыми

подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять

задания вместе с детьми в логопедических тетрадях и т.п.).Эти формы работы

помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и

выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных,

заинтересованных, активных и т. д.

8. Праздники

и

развлечения, творческие

мозаики,

театрализованные

представления,

детско-родительские

проекты,

бенефис

семейного

воспитания,

встречи

с

родителями

и

детьми,

выпустившимися

из

логопедических

групп

с

целью

обмена

опытом,

обсуждения

трудностей,

получения советов и рекомендаций, оформление тематических выставок.

9. Выпуск

газет

и

журналов

для

родителей (Освещаются

события

группы,

даются

практические

советы

родителям;

журнал

посвящен

проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению

словаря,

подготовке

к

обучению

грамоте,

развитию

мелкой

моторики,

артикуляции и т. д.)).

10.

Организация

выставок "Как

умелые

ручки

язычку

помогали".

(Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с

родителями).

11.

Сочинения

родителей

на

тему

"Мой

ребенок". (Родители

самостоятельно

выбирают

содержание

и

тематику,

стиль

написания,

проявляют творчество и фантазию).

Правильно

выстроить

работу

с

родителями,

сделать

ее

эффективной,

подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают Основные

принципы партнёрства педагога и семьи, это:

1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.

Первый

принцип

предполагает

позитивный

настрой

на

общение

и

является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа

педагогов

группы

с

родителями.

В

общении

педагога

с

родителями

неуместны

категоричность,

требовательный

тон.

Педагог

общается

с

родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение

семьи

к

детскому

саду

в

целом.

Ежедневное

доброжелательное

взаимодействие

педагогов

с

родителями

значит

гораздо

больше,

чем

отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение

родителей.

Здесь

и

пригодится

человеческое

и

педагогическое

умение

успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку

в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные

мамы

и

папы

в

большинстве

своем

люди

грамотные,

осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих

собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды

педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки

с емьи

в

сложных

педагогиче ских

ситуациях,

д е м о н с т р а ц и я

заинтересованности специалиста разобраться в проблемах семьи и искреннее

желание помочь.

4. Динамичность.

Детский

сад

сегодня

должен

находиться

в

режиме

развития,

а

не

функционирования,

представлять

собой

мобильную

систему,

быстро

реагировать

на

изменения

социального

состава

родителей,

их

образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от

этого должны меняться формы и направления работы педагогов с семьями

воспитанников.

5. Открытость.

Каждому

родителю

обеспечивается

возможность

знать

и

видеть,

как

живет

и

развивается

его

ребенок.

Важным

моментом

в

предупреждении

возникновения

проблемных

ситуаций

являются

установление

личного

контакта

педагога

с

родителем,

информирование

родителей

о

том,

как

ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями

воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер

взаимодействия

педагогов

с

родителями,

многие

из

них

становятся

активными

участниками

коррекционно

образовательного

процесса

и

незаменимыми помощниками логопеда и воспитателей.

Всей

своей

работой

педагогам

дошкольного

отделения

необходимо

доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,

заинтересованное участие в коррекционно - образовательном процессе важно

не

потому,

что

этого

хочет

логопед

или

воспитатель,

а

потому,

что

это

необходимо для развития и воспитания их собственного ребенка.

Логопед и родители едины в совместном стремлении помочь ребёнку. И

первой

инстанцией

на

пути

ребёнка

в

жизнь

является

СЕМЬЯ.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных

отношений

ребенка,

а

мама

и

папа

образцы

для

подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно

предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За

поведенческими

проблемами,

особенностями

детских

взаимоотношений

видны

взрослые

их

взгляд

на

мир,

их

позиция,

их

поведенческие

стереотипы.

Таким

образом,

воспитание

и

развитие

личности

начинается

в семье.

Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс

воспитания

ребенка,

дошкольное

образовательное

учреждение

должно

сотрудничать

с семьей.

Необходимо

создавать

общее,

открытое

для

социальной

среды

пространство

воспитания,

обучения

и

развития

и стремиться к тому, чтобы детский сад был не только учреждением, где учат,

но и «социальной семьей» ребенка. Перед нами, педагогами, стоит задача при

переходе

на

новые

стандарты

добиться

более

тесного

сотрудничества

с

родителями.

Список литературы

1. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и

родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. -

2010. - № 2

2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ.

М – 2005г.

3. 3. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и

семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ.

Методический аспект. – М., 2005г.

5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое

пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.:

ЛИНКА — ПРЕСС, 2007г.

6. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка

деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика. – 2011 № 4



В раздел образования