Автор: Коршикова Людмила Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ №5"
Населённый пункт: Орск г
Наименование материала: методическую разработку
Тема: "Новейшие методики развития чувства метро–ритма"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №5 г. Орска»
Учебно-методическая работа
на тему:
«Новейшие методики развития чувства
метро-ритма на уроках сольфеджио
с учащимися младших классов»
Подготовила: преподаватель теоретических
дисциплин ДШИ №5 Коршикова Л.А.
г. Орск 2010
Одним из компонентов урока сольфеджио в младших классах является
метроритмическое воспитание. Без осознания специфики метро-ритма не
возможно эстетическое и музыкальное развитие ребенка. С первых уроков
по сольфеджио дети системно должны осваивать природу метро-ритма.
В
настоящее
время
существует
достаточно
много
методических
пособий. В нашей школе практикуются при освоении метро-ритма методи-
ки Л.Белецкой, Т.Боровик, Е.Попляновой, Н.Бергер. Опираясь на их раз-
работки в этой области и свой практический опыт, мною разработаны
приемы,
позволяющие
достаточно
быстро
привить
учащимся
основы
метро-ритма.
В самом начале обучения ритм и метр нужно познавать через игру,
используя
например,
специальные
таблицы
с
детскими
рисунками
(например, таблица «Котята») На основе таких таблиц изучаются 2-х и 3-х
дольные метры, размеры 2/4, 3/4, длительности от целой до шестнадцатой
включительно.
Кроме того, осваивается техника ритмического ансамбля с использо-
ванием
шумовых
инструментов.
Так,
например,
с
таблицей
«Котята»
работают учащиеся подготовительного класса нашей школы.
Фрагмент №1
В подготовительном классе и в 1-ом полугодии 1-го года обучения
дети способны выстукивать ритмический ансамбль-2-хголосия, 3-хголосия
в форме предложения или периода. Кроме того, рекомендуется использо-
вать пение изучаемых тональностей в заданном ритмическом рисунке.
Фрагмент №2
В 1-ом классе широко можно использовать освоение метрической доли
через чтение детских стихов. Для этого рекомендуется «физкуль-турно-
танцевальные движения», в процессе которых учащиеся сначала чувствуют
метр и только потом на его основе определяют размер и
ритмический
рисунок , соответствующий каждой метрической доле.
В подготовительном и первом классах можно вводить ритмический
диктант.
Это
развивает
внутреннее
ощущение
чувства
метра
и
ритма,
музыкальную память. Работа должна строится по принципу: «Слышу-
запоминаю-воспроизвожу и записываю».
На практике это должно выглядеть так:
Фрагмент № 3
Изучение методики Людмилы Ивановны Белецкой позволило ввести в
музыкальную практику некоторые формы метро-ритмических упражнений,
начиная с 1-х лет обучения в школе. Одной из таких форм является освое-
ние
ритмо-структурных
вариантов
дробления
доли.
Она
осваивается
с
помощью
ручных
знаков
на
основе
четвертной
длительности,
комбинируемой
из
четвертных
и
шестнадцатых
и
тридцать
вторых.
Учащиеся легко усваивают эту методику и быстро учатся ритмической
импровизации. Сочинение собственного ритма заставляет ребенка мыслить
творчески.
Это
очень
хорошо
развивает
метро-ритмическое
мышление
учащихся.
Фрагмент №4
Фрагмент
на
экране
демонстрирует
часть
урока
с
учащимися
2-го
класса нар. Отделения. Они используют игровую импровизацию, которую
Л.И.Белецкая определила как «Подарок другу» На основе равномерных
шагов учитель на первые два шага импровизирует вступление хлопками в
ладоши.
Импровизации,
приходящие
на
третий
и
четвертый
шаг,
он
«дарит»
первому
ученику,
Ученик
принимает
«подарок»,
повторяя
импровизацию. Свою импровизацию он «дарит» второму ученику и т.д.
На основе
упражнений с ручными знаками у детей вырабатывается
стойкое
понятие
метрической
доли
и
вариантов
ее
ритмического
наполнения.
Фрагмент № 5
На этом уровне дети в состоянии освоить такие длительности как «16»,
и «32» в различных ритмических комбинациях.
Фрагмент №6
На основе вышеизложенной практики освоения метрической доли при
помощи ручных знаков можно перейти к воспроизведению метро-ритми-
ческого рисунка двумя руками:
Левая - метр,
Правая – ритмический рисунок.
Овладев этим приемом, дети в состоянии показать практически любой
ритм, записанный преподавателем на доске не только в простых размерах,
но и в сложных 4/4, 6/8.
Одной
из
излюбленных
форм
работы
является
ритмическая
импровизация
под
фонограмму.
Рекомендуется
выбирать
музыку
ритмичную
в
умеренном
темпе.
Образцом
такой
импровизации
может
служить
следующий
видео
фрагмент,
в
котором
используется
«Американская песенка ковбоя»
Фрагмент № 7
Подводя итог своего выступления, хочу подчеркнуть, что начинать
занятия музыкой следует именно с ритмики, а не со звуковысотной линии,
хотя бы уже потому, что, не овладев на практике прочтением некоторых
простейших
метроритмических
формул,
ребенок
вообще
не
научится
читать нотный текст. Словесный текст, прочитанный даже по слогам,
обычно не теряет смысла. Музыкальный
текст, чтобы быть понятым,
обязательно должен, быть прочитан в
своей временной организации, в
своей метроритмической упорядоченности.
Чтение
ритма
позволяет
почувствовать
характер
произведения,
определить
его
жанр,
форму
и
даже
некоторые
стилистические
особенности. Человек, умеющий читать ритм, перестанет ощущать себя
музыкально неграмотным.
Кроме чтения музыкального ритма дети должны
научиться
его
записывать и сочинять собственный. И самое главное то, что с первых
уроков по ритмическому воспитанию формируются навыки, помогающие
измерять
время
внутренним
чувством
и
управлять
своим
поведением,
ощущать
различную
скорость
совершения
необходимых
действий,
что
существенно
влияет
на
способность
принимать
решения
в
ситуациях,
встречающихся в жизни.