Напоминание

"Общение дошкольников"


Автор: Краснова Елена Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 267 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Общение дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 267 «Рябинка»

Творческий час

на тему:

“Общение дошкольников”

для педагогов

Воспитатель

Краснова Е.С.

Нижний Новгород

2019 год

Жизнь каждого ребенка буквально связана контактами с другими

людьми. Потребность в общении - одна из самых важных

человеческих потребностей. Общение - это главное условие и

основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с

другими людьми ребенок может почувствовать и понять самого себя,

найти свое место в мире. Ребенок в процессе общения развивается,

приобретает психические и поведенческие качества.

Общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в

обмене между ними информацией.

Коммуникативные способности –это способность передать

сообщение , информацию посредством речи или иных знаковых

систем в процессе взаимодействия .

Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид

взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре

критерия, предложенные М. И. Лисиной:

1.

общение предполагает внимание и интерес к другому, без

которых любое взаимодействие невозможно.

2.

эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера .

3.

инициативные акты, направленные на привлечение внимания

партнера к себе.

чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет

к нему партнер.

В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает

внеситуативный характер.

Формы внеситуативного общения:

1.

позновательная

2.

личностная

3.

внеситуативно-познавательнаяформа, для которой характерны

познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого.

4.

внеситуативно-личностноеобщение ребенка со взрослым имеет

важное значение для развития личности ребенка, это

способствует формированию морального сознания, развитию

самосознания и самоконтроля.

Структурные компоненты коммуникативной деятельности:

1.

предмет общении ( партнер по общению как субъект)

2.

потребность в общении ( стремление к познанию других

людей ,познанию себя )

3.

коммуникативные мотивы ( то, ради чего принимается

общение)

4.

действие общения ( целостный акт, направленный на другого

человека )

5.

задачи общения ( цель, на достижение которых направлены

действия общения)

6.

средства общения ( операции, с помощью которых

осуществляются общения)

7.

продукты общения ( «общий результат» общения)

Основные направления развития начальных навыков общения у

дошкольников:

1.

формирование умения входить в контакт ,вести диалог

2.

формирование навыков невербального общения

3.

развитие внимания ,интереса к партнеру по общению

4.

формирование навыков взаимодействия детей в группе

5.

развитие связной речи : диалогическая речь ,монологическая

речь

Компоненты общения:

1.

коммуникативный ( обмен информацией -вербальные :речь)

2.

перцептивный ( восприятие

-невербальные:мимика,жесты,пантомимика,контакт

глаз,паралингвистические:пауза,темп,высота голоса,паузация,

интонация, ритмика.)

3.

интерактивный ( взаимодействие )

Диалогические умения:

1.

собственно речевые умения

2.

вступать в общение

3.

поддерживать завершать общение

4.

говорить выразительно

5.

пользоваться интонацией диалога

6.

умение речевого этикета

7.

умение общаться в паре

8.

неречевые умения ( невербальные)

Способность к общению включает в себя:

1.

“я хочу”(желание вступать в контакт с

окружающими:установление отношений, планирование

совместных действий, обсуждение результатов деятельности)

2.

“я умею” (умение организовать общение:вступать в общение,

поддерживать и завершать его, высказываться продуктивно,

передавая значимую для собеседника информацию,понимать

сказанное собеседником однократно и в нормальном темпе,

переспрашивать, если требуются уточнения и пояснения,

выражать основные речевые функции(подтвердить, возразить,

усомниться, согласиться, попросить, удивиться и

др.),использовать речевой этикет)

3.

“я знаю” (знание норм и правил общения:знание првил

общения,знание правил вежливости,знание правил речевого

этикета)

Средства развития общения:

1.

общение взрослых и детей

2.

культурная языковая среда

3.

обучение родной речи в ходе совместной образовательной

деятельности

4.

художественная литература

5.

изобразительное искусство, музыка, театр

6.

занятия по другим разделам программы

Методы развития общения :

1.

наглядные(непосредственное наблюдение и его разновидности

(наблюдение в природе, экскурсии), опосредованное

наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание

игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);

2.

словесные (чтение и рассказывание художественных

произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая

беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал);

3.

практические(дидактические игры, игры-драматизации,

инсценировки, дидактические упражнения, пластические

этюды, хороводные игры)

4.

продуктивные(основаны на построении собственных связных

высказываний в зависимости от ситуации общения

(обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой

текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод

моделирования, творческие задания).

5.

репродуктивные(основаны на воспроизведении речевого

материала, готовых образцов (метод наблюдения и его

разновидности, рассматривание картин, чтение художественной

литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации

по содержания литературных произведений, дидактические

игры).

Приемы развития общения:

1.

словесные приемы (речевой образец, повторное

проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи,

вопрос).

2.

наглядные приемы (показ иллюстративного материала, показ

положения органов артикуляции при обучении правильному

звукопроизношению).

3.

игровые приемы (игровое сюжетно-событийное развертывание,

игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация

с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно-

моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические

игры)



В раздел образования