Автор: Кобышева Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Раздольненская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: пос. Раздольный, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "О гаммах и упражнениях"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЗДОЛЬНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»
Цикл методических докладов
«Приглашение к диалогу»
«О гаммах и упражнениях»
Подготовила
Кобышева Людмила Анатольевна
преподаватель по классу фортепиано
пос. Раздольный
2017
Методический доклад
Во все предшествующие времена вопрос о необходимости играть гаммы и
упражнения не обсуждался. Считалось само собой разумеющимся многочасовое и
многолетнее их изучение.
Сборники упражнений создавали и крупные пианисты, и крупные педагоги, и
пианисты-педагоги
меньшего
масштаба.
Лист,
Брамс,
Черни,
Таузиг,
Бузони,
Сафонов, Корто, Йозефи, Филипп, Куллак, Ганон, Пишна – вот далеко не полный
перечень авторов различной ценности фортепианных школ. Сборники многократно
переиздавались. В нашей стране, например, были изданы «Пианист-виртуоз» Ганона
и целая серия упражнений под редакцией и с комментариями Я. И. Мильштейна: «51
упражнение» Брамса, «Ежедневные упражнения» Таузига, «Рациональные принципы
фортепианной техники» Корто, «Высшая школа фортепианной игры» Йозефи, «Путь
к фортепианному мастерству» Бузони. Интересные и полезные упражнения для
детей на современном ладогармоническом и ритмическом материале содержатся у
Бартока в его сборниках «Микрокосмос».
Работа
над
гаммами
и
упражнениями
в
ДМШ,
согласно
Федеральным
государственным
требованиям,
является
неотъемлемой
частью
учебно-
воспитательного
процесса
при
реализации
целей
и
задач
учебного
предмета
«Специальность
и
чтение
с
листа»
и
основана
на
проверенных
методиках
и
сложившихся традициях исполнительства на фортепиано.
О работе над гаммами
Как
показывает
опыт,
в
наше
время
изучение
гамм
и
арпеджио
обычно
подразделяется на два больших периода. Первый можно назвать ознакомительным.
Он в основном приходится на время обучения в музыкальной школе и младших
курсах музыкального училища. Игра гамм и арпеджио в это время преследует цели
практического
овладения
системой
квинтового
круга,
приспособления
к
черно-
белому рельефу, к клавиатурной «топографии», то есть умения слышать и играть в
разных тональностях, с разным количеством диезов, бемолей и черных клавиш.
2
Знание аппликатуры и ориентировка в особенностях рельефа различных гамм и
арпеджио
является
необходимой
ступенью
технического
образования.
Особенно
способствует
овладению
навыками
слышания
подвижного
и
безостановочного
двухголосного пассажа и соответствующей координацией действия двух рук игра
минорных гамм, а также гамм в расходящемся движении, в терцию, дециму и сексту.
Игра гамм в этот период способствует овладению навыками первичной беглости, то
есть умения охватывать одним волевым импульсом группу звуков (одну, две, а в
дальнейшем три и четыре октавы).
Большинство детей не в состоянии добиться совершенного исполнения гаммы
или арпеджио. Вероятно, излишняя требовательность в этом вопросе вступит в
противоречие
с
возрастными
особенностями
отношения
юных
пианистов
к
техническим
упражнениям
как
к
занятию
не
слишком
увлекательному.
Однако
определенные, пусть ограниченные, задачи качества исполнения должны ставиться с
самого начала. Эти первоначальные требования относятся к четкости и ровности
звучания гамм. Последнее упирается в проблему подкладывания 1-го пальца.
По мере продвижения ученика растут требования к качеству исполнения гамм
и
арпеджио.
Всякое
деление
на
периоды
весьма
условно.
И
все
же
можно
утверждать, что второй период овладения гаммами начинается тогда, когда гамма
становится для учащегося материалом для художественной работы. Это значит, что
ученик ставит перед собой звуковые, тембровые, динамические, артикуляционные
задачи и способен их разрешать. Немаловажное значение имеет темп исполнения. Не
просто сыграть гамму правильными пальцами и без ошибок, а исполнить ее быстро
и
так,
чтобы
она
вызывала
эстетическое
удовольствие
–
вот
цель
работы
над
гаммами! Если при игре этюдов пищу для звуковой фантазии дает их характер,
указания, имеющиеся в тексте и фактурные особенности, вызывающие ассоциацию с
известными
художественными
произведениями,
то
при
игре
гамм
и
арпеджио
звуковые задания должны произвольно варьироваться. Гаммы и арпеджио – это
заготовки, детали будущего и, как всякие детали, должны обладать какой-то, как бы
вынесенной «за скобки» звуковой характерностью.
3
Чем
выше
задачи,
тем
больше
пользы
извлекает
пианист
из
работы
над
гаммами. Только высокие требования к качеству исполнения превращают изучение
гамм в собственно техническую работу, которая начинает способствовать росту
мастерства пианиста. Гаммы нужно учить по-разному: forte, marcato; piano, leggiero;
crescendo
вверх, diminuendo вниз и наоборот; в артикуляции legatissimo
или poco
legato и так далее. В дальнейшем можно воспользоваться советами В.И. Сафонова по
введению «живого и интересного ритмического элемента», изложенными в работе
«Новая формула». «Различные ритмические мотивы, - пишет Сафонов, - могут быть
применяемы на протяжении трех или четырех октав, не останавливаясь, покуда
гамма
не
возвратится
к
начальному
акценту».
Он
предлагает
учащимся
самостоятельно
изобретать
ритмические
варианты
и
приводит
много
своих
вариантов. Например:
4
Не так-то просто хорошо сыграть подобные варианты! Более доступным и
очень полезным способом автор этих строк считает игру гаммы квинтолями.
Многие крупные пианисты любят играть гаммы. Для некоторых это способ
разыгрывания, для других ежедневный «утренний туалет», для третьих привычная
слуховая и физическая гимнастика или проверка своей пианистической формы.
Подготовительный этап работы над гаммами
Работа над техникой должна вестись систематически. Она начинается задолго
до
игры
гамм.
Уже
с
первых
шагов
обучения
ученик
начинает
знакомиться
с
различными
видами
упражнений,
которые
постепенно
развивают
у
него
разносторонние технические навыки. Сначала это цикл упражнений на non legato,
где
усваиваются
правильные
движения,
воспитывается
хорошее
ощущение
клавиатуры,
устойчивость
пальцев,
а
главное
–
ученик
постепенно
привыкает
контролировать слухом звучание каждой нажатой клавиши.
Постепенно
задания
усложняются,
и
упражнения
на non legato сменяются
упражнениями на legato. Главная задача на этом этапе – умение плавно соединять
звуки, добиваться слышимого legato, а не формального переступания с пальца на
палец
–
вот
на
что
направлено
все
внимание
педагога.
Здесь
важно
сочетать
приготовленные пальцы с гибким движением кисти, всей руки, которая как бы «идет
за пальцами». Задача сложная, так как требует от ученика обостренного слухового
контроля.
Заключительное упражнение на legato – пятипальцевые последовательности в
мажоре и миноре. Они являются основой для того, чтобы начать изучение гамм:
Педагогу важно знать: пока не налажено legato, нет достаточного слухового
контроля за его качеством, начинать прохождение гамм невозможно.
5
Гаммы – следующий этап работы над упражнениями. Здесь закрепляются и
развиваются
навыки
игры legato,
вырабатывается
плавность
и
ровность
мелодической линии, развивается пальцевая беглость, ученик постепенно начинает
знакомиться с основными закономерностями аппликатуры, техническими формулами
и т. д.
Детям
играть
гаммы
трудно,
так
как
детское
внимание
очень
непросто
удержать на протяжении длинных, однотипных построений, а когда ребенку скучно –
внимание рассеивается, в результате – механическая, бессмысленная игра, которая
приносит
только
вред.
Поэтому
не
надо
начинать
играть
гаммы
с
маленькими
учениками,
тем
более
усложнять
задания
(увеличивать
число
гамм,
спешно
переходить к игре двумя руками и т.д.). Подход к каждому ребенку должен быть
индивидуальным.
Обычно ученик приступает к игре гамм в самом конце 1 года обучения. Так как
начинается многолетняя, никогда не прекращающаяся работа над гаммами, виды
которых постепенно усложняются. Педагогу необходимо ответственно отнестись к
этой работе, так как учащиеся, не прошедшие школу гамм, будут заметно отставать в
техническом
развитии.
Надо
помнить,
что
вся
техника
классического
периода
насыщена гаммообразными последовательностями или ее видами, и для ученика, не
работавшего, систематически над гаммами, это «линейная» техника будет всегда
препятствием.
Начало работы над гаммами
Желательно сначала познакомить со звучанием и строением гаммы, затем
попросить спеть ее (в одну октаву, без названия клавиш). Тут же начать подбор
одним пальцем non legato в пределах октавы.
«Гамма – отрезок из восьми звуков, а пальцев у нас пять. Сообрази, как
сыграть legato восемь нот?». Чаще отвечают правильно, а педагог тут же обращает
внимание на подкладывание первого пальца.
6
Необходимо знать, что только свободный, мобильный, гибкий первый палец
может помочь ученику правильно его подкладывать. Ведь при напряженном первом
пальце не получаются ни ровные гаммы, ни арпеджио. У детей часто первый палец
напряжен, и это, конечно, не природный недостаток, а чаще всего результат общей
напряженности или неудачной приспособляемости. Проверить, достаточно ли он
свободен,
гибок
и
самостоятелен.
Вот
несколько
упражнений,
развивающих
свободное, самостоятельное движение первого пальца.
1.
На крышке рояля:
Положить руку на крышку рояля и «подводить» свободный первый палец
сначала ко второму, затем к третьему, четвертому, пятому пальцам правой и левой
руки. Кисть свободна, чуть-чуть отводится в сторону, а первый палец должен быстро,
легко и свободно «нырять» под ладонь.
2.
На клавиатуре:
3.
Упражнение «Капельки» (от cis и fis):
Можно
повторить
упражнение
октавой
выше.
Опираясь
на
пятый
палец,
первый легко, без опоры опускается на каждую из восьмушек, которые звучат на
фоне долгого звука.
Можно
повторить
упражнение
октавой
выше.
Опираясь
на
пятый
палец,
первый легко, без опоры опускается на каждую из восьмушек, которые звучат на
фоне долгого звука.
7
4.
Упражнение «с черной клавиши на белую»:
Все пальцы собраны вместе и «смотрят» вниз. Первый палец опускается мягко
у черных клавиш:
5.
Начинаем подкладывать первый палец:
Левая рука повторяет те же упражнения от До первой октавы.
Надо следить, чтобы первый палец опускался без толчка, был всегда закруглен.
Здесь важно выработать умение вовремя «подводить» первый палец под ладонь к
нужным клавишам. У учеников часто первый палец ждет до последнего момента и
рывком берет нужную клавишу. Это опоздание вызывает толчок, нарушает ровность
звучания.
6.
Полезно
показать упражнение
на
подкладывание
по
черным
клавишам. Сначала обыгрывается группка из двух, затем из трех черных клавиш
(элементы си-мажорной гаммы). Упражнение удобно в позиционном отношении,
так как «длинные» пальцы всегда у черных клавиш.
7.
8
Каждое звено повторяется несколько раз, можно в разных октавах. Пальцы
собраны вместе (не допускать растопыренных пальцев), чуть наготове. Отыгравшие
пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения. Следить, чтобы первый
палец вовремя подводился под ладонь и «подкладывался» к нужной клавише. Рука в
момент подкладывания отклоняется в сторону движения и тем самым помогает
первому пальцу свободно приближаться к нужной клавише. Слух контролирует
ровную мелодическую линию, которая не нарушается подкладыванием.
8.
Затем
можно
показать упражнения
на
подкладывание
по
белым
клавишам:
Во
всех
упражнениях
контролировать
ясность
произношения
и
ровность
мелодической линии.
Приведенные выше упражнения (да и множество других) необязательны для
всех. Все решается индивидуально: одним достаточно объяснить и показать, а с
другими надо как следует повозиться. Однако заострять внимание на подготовке
первого пальца к подкладыванию в гаммах необходимо.
На практике приходится наблюдать иную картину. Часто начинают играть
гаммы без всякой подготовки первого пальца. Ученик при подкладывании делает
вертикальные
движения
рукой,
«ныряет»
на
первый
палец
–
это
приводит
к
неровности звучания, неуклюжести, отсутствию legato в горизонтальной линии. Эта
корявость закрепляется и отрицательно сказывается в дальнейшем не только на
техническом развитии, но и на исполнении художественных произведений, где даже
в
маленьких
пассажах
отсутствует
пластичность,
гибкость
(не
говоря
уже
о
звучании).
Часто начинают изучать гаммы в порядке квинтового круга. Действительно,
усвоить
гамму
До
мажор
легче,
чем
гамму
со
многими
диезами,
однако
в
9
пианистическом
отношении
ученику
гораздо
легче
играть
гамму
с
черными
клавишами,
так
как
это
способствует
удобному
расположению
на
клавиатуре
(«длинные» – на черных клавишах). В этом случае рука лежит естественно.
Сначала знакомим ребенка с пятью мажорными гаммами (в прямом движении),
первая из которых ми мажор. Играть следует каждой рукой отдельно сначала в
пределах одной октавы, затем увеличивая на две. Темп умеренный, так как только
тогда возможен контроль за legato. Всегда чуть приготовленные пальцы, внятное
произношение и грамотное подкладывание первого пальца. Обязательно следует
обратить внимание на то, что четвертый палец всегда имеет свое место в каждой
гамме. В данном случае в гаммах с симметричной аппликатурой в правой руке 4
палец всегда на VII ступени, в левой руке 4 палец всегда на второй ступени. Каждый
раз, задавая гамму, педагог предварительно определяет положение 4 пальца в правой
и
левой
руках.
Такое
внимание
к
аппликатуре
воспитывает
аккуратность
и
полностью исключает небрежную игру. Только после хорошего усвоения прямого
вида, можно приступать к ознакомлению гаммы в противоположном движении.
Гаммы с симметричной аппликатурой в расходящемся виде играть очень удобно.
Задачи те же – хорошее legato, устойчивый звук, а главное - удобное положение
первого пальца.
Затем вводится хроматическая гамма. Необходимо рассказать о ее строении и
аппликатуре. Аппликатура хроматических гамм различна, но я, опираясь на три
основных правила, показываю детям следующую:
1. В исполнении хроматического вида участвуют только 1,2,3 пальцы.
2. Третий палец всегда приходится на черную клавишу.
3.
Второй
палец
используется
только
в
промежутках
между
черными
клавишами.
Обязательно нужно определить положение первого пальца, который всегда
играет у черных клавиш; рука при этом не делает никаких вертикальных движений.
Как
и
во
всех
гаммах,
ученик
должен
контролировать
свой
звуковой
результат
(ровность мелодической линии).
10
Так же знакомим ребенка с построением аккордов, с принципом обращений,
хотя само понятие «обращение» я даю немного позже. С малышами пользуюсь
понятием «превращение», что вызывает особый интерес к исполнению этого вида.
При переносе руки, необходимо учить «глазами» готовить аккорд, опускать руку
мягко,
но
на
крепкие
пальцы
«до
дна».
Не
готовить
аккорд
в
воздухе
(растопыренными пальцами); он как бы «прячется» в руке и раскрывается только в
момент нажатия на нужные клавиши, помнить о положении первого пальца.
Далее вводятся короткие арпеджио по три звука. Играть сначала по звеньям,
затем объединить в одну линию. Здесь важно объединяющее движение кисти от
первого пальца к пятому. Ручка дышит после каждого звена. Проверить ровность,
певучесть legato, не пропадает ни один звук. Так же как и во всех видах обращать
внимание на положение первого пальца.
Гаммы и все их виды необходимо играть в едином темпе, без «отдыха» после
каждого
вида.
Все
должно
звучать
как
«одно
произведение».Не
стремиться
к
быстрому
темпу,
главное
–
качество
исполнения.
Педагог
должен
знать,
что
у
каждого ученика свой быстрый темп. Внимание, сосредоточенность, хороший звук,
ровная мелодическая линия, а главное слуховой контроль – вот что приносит пользу.
Желательно следить за свободой, гибкостью и хорошим звучанием. Всегда должно
быть
живое
исполнение,
а
не
серая,
скучная
масса
звуков.
Только
тогда
при
исполнении
художественных
произведений
в
пассажах
не
будет
неловкости,
угловатости и корявости.
В
заключение
необходимо
отметить,
что
без
изучения
гамм,
аккордов,
арпеджио во всех тональностях. Без выработки привычки к точной аппликатуре
ученику трудно работать над художественными произведениями, где встречаются все
эти элементы техники.
11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грохотов С.В. «Как научить играть на рояле»
2. Либерман Е. Я. « Работа над фортепианной техникой».
3. Седракян Л. М. «Техника и исполнительские приемы фортепианной игры».
12