Автор: Тарасенко Татьяна Валерьевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: КГБУ "Центр содействия развитию семейных форм устройства "Эчган"
Населённый пункт: пгт. Палана, Тигильский район
Наименование материала: Руководство
Тема: Руководство по подготовке, реализации и анализу индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников КГБУ «Центр содействия развитию семейных форм устройства «Эчган», относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Раздел: дополнительное образование
Руководство по подготовке, реализации и анализу индивидуальных
планов развития и жизнеустройства воспитанников КГБУ «Центр
содействия развитию семейных форм устройства «Эчган», относящихся
к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Руководство по подготовке и реализации и анализу индивидуальных
планов
развития
и
жизнеустройства воспитанников,
относящихся
к
категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации разработана в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481
«О
деятельности
организаций
для
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения
родителей», в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей,
находящихся
в
КГБУ
«Центр
содействия
развитию
семейных
форм
устройства «Эчган» (далее - воспитанники, центр).
Руководство регулирует процедуру подготовки, реализации и анализу на
каждого воспитанника индивидуального плана развития и жизнеустройства
ребенка (далее - индивидуальный план).
Ведение индивидуальных планов обеспечивает применение в работе с
воспитанниками следующих подходов:
а) индивидуальный подход - планирование и осуществление работы с
воспитанником исходя из выявленных ресурсов, индивидуальных проблем и
потребностей
в
реабилитации,
воспитании,
развитии
и
социальной
адаптации, семейном воспитании;
б)
комплексный
подход
-
в
целях
оптимальной
реализации
индивидуального
плана
и
согласованной
работы
в
обеспечении
индивидуального
подхода
объединение
ресурсов
организации
для
детей-
сирот и внешних ресурсов (органов государственной власти, общественных
организаций, волонтеров);
в)
конкретное
планирование
-
соответствие
запланированных
мероприятий
индивидуального
плана
критериям,
обеспечивающим
реалистичность
достижения
задач
в
поставленные
сроки,
возможность
измерить
и
оценить
результат,
направленность
мероприятий
на
решение
конкретных
проблем
и
обеспечение
индивидуальных
потребностей
воспитанника;
г) обеспечение преемственности - в целях непрерывного сопровождения
и поддержки воспитанника передача информации о достигнутых результатах
и поставленных задачах реабилитации, воспитания, развития и социальной
адаптации в ситуации возвращения ребенка в кровную семью, передачи под
опеку или попечительств либо в приемную семью (замещающую семья).
Порядок оформления индивидуального плана.
1. Приказом руководителя центра на сотрудника возлагается обязанность
по
организации
составления
индивидуальных
планов
и
осуществлению
контроля за их составлением (далее - уполномоченный специалист).
2. Индивидуальный план составляется в одном экземпляре и состоит из
базовой и основной частей.
3. Уполномоченный специалист (социальный педагог) не позднее 3 дней
с
момента
поступления
воспитанника
в
учреждение
назначает
из
числа
специалистов
Центра
(в
том
числе
воспитателя,
психолога,
социального
педагога, учителя-логопеда, врача-педиатра) ответственного исполнителя и
соисполнителей по составлению индивидуального плана.
4. Соисполнители не позднее 15 дней с момента поступления в центр
воспитанника
представляют
ответственному
исполнителю
информацию,
необходимую для заполнения базовой и основной частей индивидуального
плана. В представляемой каждым соисполнителем информации содержится
предложение по принимаемому решению по жизнеустройству воспитанника
(передача ребенка в кровную семью, подготовка к передаче в замещающую
семью,
подготовка
к
самостоятельной
жизни),
на
основании
которого
принимается коллегиальное решение по данному вопросу.
(См. Приложение № 1. Пояснительная записка и примерный алгоритм
подготовки,
реализации
и
анализа
индивидуального
плана
развития
и
жизнеустройства).
5. Ответственный исполнитель на основании поступившей информации
от соисполнителей не позднее 20 дней с момента поступления воспитанника
в центр составляет и представляет для визирования руководителю центра
индивидуальный план, передает его для утверждения в отдел организации
деятельности по опеке, попечительству и усыновлению.
6. Орган опеки и попечительства при отсутствии замечаний утверждает
индивидуальный
план
не
позднее
10
дней
со
дня
поступления
его
на
утверждение из учреждения.
7.
Утвержденный
органом
опеки
и
попечительства
индивидуальный
план в срок, не превышающий 1 рабочий день, возвращается в центр.
8.
При
наличии
замечаний
органа
опеки
и
попечительства
в
согласовании индивидуального плана он возвращается в центр в течении 1
рабочего дня для устранения замечаний.
9. Специалисты центра в течение 3 рабочих дней со дня поступления
несогласованного
индивидуального
плана
осуществляет
его
доработку,
устраняя замечания, указанные органом опеки и попечительства, и повторное
направление на утверждение в орган опеки и попечительства.
После доработки утверждение (согласование) индивидуального плана
осуществляется в соответствии с пунктами 6-7 настоящего руководства.
10. Индивидуальный план пересматривается специалистами центра не
реже одного раза в шесть месяцев. При пересмотре индивидуального плана
составляется
новый
индивидуальный
план
в
соответствии
с
настоящим
руководством.
11. Не позднее 35 дней до истечения шестимесячного срока действия
индивидуального плана специалистами центра (воспитателем, психологом,
социальным педагогом, учителем-логопедом, врачом-педиатром) заполняется
результативная часть индивидуального плана.
12. Не позднее 11 дней до истечения шестимесячного срока действия
индивидуального
плана
разработанный
новый
индивидуальный
план
направляется ответственным исполнителем на утверждение в орган опеки и
попечительства.
13. По письменному требованию органа опеки и попечительства до
истечения
шестимесячного
срока
действия
индивидуального
плана
специалистами центра осуществляется его пересмотр и составление нового
индивидуального плана.
14. На каждого воспитанника индивидуальные планы формируются в
виде отдельного документа и приобщаются к личному делу воспитанника
последовательно по мере составления.
15. При передаче воспитанника в семью на воспитание (под опеку или
попечительство, в приемную семью) индивидуальный план не позднее 3
рабочих
дней
до
планируемой
даты
выбытия
воспитанника
из
центра
передается с личным делом воспитанника в орган опеки и попечительства по
месту
проживания
воспитанника
в
семье,
в
которую
он
передан
на
воспитание (под опеку или попечительство).
16. При помещении воспитанника, находящегося в учреждении, в иную
организацию для детей-сирот индивидуальный план передается с личным
делом воспитанника в указанную организацию для детей-сирот.
Копии разрабатываемых индивидуальных планов хранятся в учреждении
до достижения воспитанниками возраста 18 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пояснительная записка
и примерный алгоритм подготовки, реализации и анализа
индивидуального плана развития и жизнеустройства
Пояснительная записка
В
настоящее
время
приходится
констатировать,
что
по
своему
психическому
и
личностному
развитию
дети,
воспитывающиеся
без
попечения родителей или в неблагополучной семье, отличаются от своих
ровесников, растущих в благополучной семье. Развитие и здоровье таких
детей имеет ряд качественных негативных особенностей. Эти особенности
по-разному
и
в
неодинаковой
степени
обнаруживают
себя
на
каждом
возрастном этапе. У большинства детей, поступающих в центр реабилитации,
наблюдаются
нарушения
в
личностном
развитии,
проявляющиеся
в
психических особенностях, низком уровне самосознания и неравномерности
интеллектуального
развития.
Все
эти
нарушения
чреваты
серьезными
последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Ребенок, поступивший по тем или иным причинам в учреждение для
детей-сирот и детей ОБПР нуждается в индивидуальном внимании взрослых,
которое уделяется персонально ему.
Разработка,
реализация
индивидуального
плана
предусматривает
организацию
персональной
работы
с
каждым
конкретным
ребенком,
поступившим в центр, создание благоприятных условий для успешной его
адаптации
к
новым
условиям
и
гармоничного
личностного
развития.
Комплексное
медико-психолого-педагогическое
сопровождение
обеспечивается
с
учетом
выявленных
индивидуальных
психологических
особенностей
ребенка,
состояния
его
здоровья,
личностного
развития
и
социального опыта и с целью реабилитации ребенка, коррекции проблем в
его
личностном
развитии,
формирования
у
ребенка
стремления
иметь
социальные,
учебные
навыки,
содействия
самоактуализации
личности
ребенка, через освоение им гражданской позиции, нравственных ценностей,
развитие социальной активности и усвоение им здорового образа жизни.
Индивидуальный
план предусматривает
организацию
работы
по
социальной защите ребенка, защите его прав и законных интересов, в том
числе, права ребенка - жить в семье.
Примерный алгоритм
подготовки, реализации и анализа
индивидуального плана развития и жизнеустройства
Цель
реализации
индивидуального
плана
развития
и
семейного
жизнеустройства: О бе с п еч е н и е
п р о в ед е н и я
р е а б и л и т а ц и о н н ы х
мероприятий, направленных на адаптацию поступившего в центр ребенка к
новым условиям, социальную адаптацию и подготовку его к самостоятельной
жизни.
Обеспечение
его
личностного
развития.
Осуществление
мер
по
защите прав и законных интересов ребенка.
Задачи:
1.
Создание благоприятного психологического климата в детском
коллективе,
способствующего
адаптации
ребенка
к
новым
условиям,
снижению уровня его психологической тревожности.
2.
Создание в центре благоприятных условий проживания ребенка,
приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному,
физическому и духовному развитию личности.
3.
Обеспечение
медико-психолого-педагогической
и
социальной
реабилитации ребенка.
4.
Обеспечение
социальной
защиты
воспитанника,
его
прав
и
законных интересов, реализация права ребенка – жить в семье.
Реализация индивидуального плана развития предполагает организацию
комплексного
коррекционно-развивающего
сопровождения
и
жизнеустройства
воспитанника
с
момента
его
поступления
в
реабилитационное учреждение, а также интеграцию действий специалистов
разного профиля.
Индивидуальный
план
развития
и
жизнеустройства
воспитанников
центра включает в себя:
1.
Базовая
часть индивидуального
плана носит
информационный
характер. В
неё
включаются
данные
ребёнка,
причина
поступления,
его
статус,
образование,
родственные
отношения,
заболевания,
социально-
правовая
информация
о
воспитаннике,
а
так
же
сроки
реализации
мероприятий, включённых в план.
2.
Основная часть.
Для реализации основной части плана предусматривается использование
современных
медико-психолого-педагогических
технологий,
приемов
адаптационной
работы
с
воспитанником,
использование
современных
диагностических методик с целью изучения личности ребенка, подготовки
заключений,
характеристик,
рекомендаций
по
итогам
диагностического
исследования.
Реализация
основной
части
индивидуального
плана
развития
и
жизнеустройства воспитанника включает несколько этапов и направлений.
Каждый этап и направление имеют свои цели, задачи и формы работы. В
реализации
запланированных
мероприятий
задействованы
все
службы
учреждения,
работа
может
проводиться
параллельно
по
нескольким
направлениям.
В состав основной части плана входят:
- Адаптационный этап.
Цель: создание благоприятной психологической атмосферы для вновь
поступившего в учреждение ребенка.
Содержание
работы: организация
благополучных
усл ови й
жизнедеятельности ребенка, приближенных к домашним, в разновозрастной
группе детей, в которой не более 8 человек, с учетом родственных связей,
психологической
совместимости.
Организация
работы
по
социально-
психологической адаптации ребенка к новым условиям, социально-бытовой
адаптации.
Формы работы:
-
Ознакомительная
экскурсия
с
ребенком
по
детскому
дому.
Разъяснительная
беседа
о
социально-психолого-медицинской
службе
детского дома.
- Презентация
ребенка.
Игровые
тренинги
на
д руже с ко е ,
доброжелательное
взаимодействие
детей
в
группе.
Индивидуальное
собеседование с ребенком.
- Осуществление мероприятий по обеспечению физического и нервно-
психического
развития
вновь
поступившего
ребёнка.
Обеспечение
всем
необходимым
для
комфортного
проживания,
обучения,
развития
ребенка.
Обеспечение в соответствии с возрастом доступа к развивающему, игровому,
спортивному
оборудованию,
возможности
иметь
индивидуальное
пространство
для
занятий
и
отдыха,
личные
вещи
в
свободном
беспрепятственном
доступе.
Установление
доверительных
отношений
с
ребенком.
- Создание вокруг ребенка атмосферы безопасности, доброжелательного
отношения
и
искреннего
участия.
Беседы
о
правах
и
обязанностях
воспитанников. Развитие навыков самообслуживания. Игровые тренинги на
привитие
навыков
сотрудничества
и
позитивного
взаимодействия.
Ознакомление
ребенка
со
всеми
службами
учреждения.
Индивидуальные
беседы
с
ребенком
о
правилах
жизни
в
учреждении,
индивидуальные
собеседования с ребенком о его самочувствии, проблемах.
Ответственные: воспитатель,
педагог-психолог,
социальный
педагог,
медицинские работники, администрация.
Сроки реализации: с первых дней поступления ребенка в учреждение и
по мере необходимости, в зависимости от темпа и сложности протекания
адаптационного процесса у ребенка. В сложных случаях сроки реализации
адаптационного этапа увеличиваются до 4-ёх месяцев.
- Аналитико-диагностический этап.
Цель: сбор сведений об особенностях психического развития ребенка,
выявление проблем в его личностном развитии. Классификация выявленных
проблем.
Определение
целей,
задач,
форм
коррекционно-развивающей
работы
с
ребёнком
на
основе
согласования
действий
всех
специалистов
учреждения.
Содержание работы:
- Изучение истории жизни ребенка до его поступления в учреждение.
Выявление
особенностей
психического
развития
ребенка,
эмоционально-
волевой сферы, уровня сформированности высших психических функций и
интеллектуального развития, соответствия уровня развития умений, знаний,
навыков,
личностных
и
межличностных
образований
возрастным
и
социальным ориентирам. Наличие поведенческих нарушений, самооценки.
Изучение
психических
потребностей
ребенка,
уровня
тревожности,
травматизации. Выявление причин и проявлений дезадаптации. Определение
симпатий и антипатий к людям, родным, сверстникам.
-
Диагностика
физического
развития
и
состояния
здоровья
ребенка.
Выявление проблем в физическом развитии и состоянии здоровья.
- Изучение индивидуальных особенностей характера ребенка. Изучение
особенностей
поведения
ребенка,
выявление
симптомов
отклоняющегося
поведения,
вредных
привычек.
Выявление
трудностей
в
учебной
деятельности
ребенка,
развитии
социально-бытовых,
коммуникативных
навыков.
Диагностика
уровня
воспитанности,
духовного
развития,
нравственных
ориентиров,
навыков
самоорганизованности,
мотивации
к
о б у ч е н и ю ,
с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и ю .
Диагностика увлечений, интересов ребенка, его возможностей.
-
Диагностика
социальной
ситуации
развития
ребенка:
отношений
ребенка
с
родителями,
родственниками,
сверстниками.
Диагностика
социально-психологической
атмосферы,
в
которой
проходило
развитие
ребенка до помещения его в учреждение.
-
Диагностика
готовности
ребенка
к
позитивным
контактам
со
взрослыми, владения навыками положительного взаимодействия. Выяснение
отношения
ребенка
к
кровной
семье.
Диагностика
уровня
сохранения
родственных
связей.
Выяснение
отношения
ребенка
к
возможности
проживания в замещающей семье.
- Выявление социальных проблем ребенка, требующих решения.
Формы работы:
-
Визуальный
осмотр
ребёнка,
определение
роста,
массы
тела,
их
соотношения
и
соответствия
возрастным
нормам.
Изучение
медицинской
карты и реабилитационной карты ребенка-инвалида. Организация полного
или частичного обследования (при необходимости).
- Заполнение учетной формы, ведение записей в медицинской карте.
-
Разработка
рекомендаций
по
оздоровительной
работе
с
ребенком.
Составление индивидуального плана медицинского сопровождения ребенка.
-
Разработка
и
организация
рационального
режима
дня,
питания
с
учетом его соматического и психического здоровья.
-
Диагностика
и
обработка
результатов
психолого-педагогической
диагностики с занесением их в индивидуальный план ребенка.
- Разработка индивидуального плана психологической реабилитации и
коррекционно-развивающего сопровождения ребенка.
- Подготовка заключения, психологической характеристики.
- Разработка рекомендаций для воспитателей.
-
Наблюдения,
собеседования
с
ребёнком,
тестирование,
игровые
диагностические методики, анкетирование, беседы с учителями, педагогами
дополнительного образования, психологом.
-
Изучение
личного
дела,
собеседование
с
ребенком,
тестирование,
собеседование (по возможности) с родителями, родственниками и другими
близкими ребёнку людьми. Наблюдение за общением ребенка с родителями,
родственниками.
-
Составление
социально-педагогической
характеристики
на
ребёнка.
Подготовка данных к коллегиальному совещанию специалистов учреждения
по
планированию
индивидуального
сопровождения
ребенка,
его
жизнеустройства в семью.
Ответственные: воспитатель,
педагог-психолог,
социальный
педагог,
медицинские работники, администрация.
Сроки реализации: с момента поступления ребёнка в учреждение и в
течение адаптационного периода, а также по мере необходимости, первичную
информацию с целью составления плана реабилитации предоставляют не
позднее 15 дней с момента поступления ребёнка в учреждение.
- Коррекционно-развивающий этап.
Цель: организация
медико-психолого-педагогической
и
социальной
реабилитации ребенка, реализация индивидуального плана по коррекции и
развитию личности воспитанника.
1.
Социально - медицинская реабилитация.
Содержание работы:
-
Отслеживание
условий
пребывания
ребенка
в
детском
доме:
соблюдение санитарно-гигиенических норм и рациона питания, режима дня,
двигательной активности.
-
Организация
профилактических
мероприятий,
направленных
на
предупреждение и рецидивов болезней ребенка, диспансерное наблюдение
ребенка, страдающего хроническими заболеваниями.
- В случае необходимости направление ребенка на комплексное медико-
психологическое обследование, на обследование к узким специалистам.
- Осуществление систематического контроля за физическим развитием
ребенка, состоянием его психического и соматического здоровья. Создание
необходимых условий для приема ребенка в медицинском блоке, в том числе,
в медицинском изоляторе.
Формы работы:
Проведение
лечебных,
оздоравливающих
и
профилактических
мероприятий,
курса
общеукрепляющих
процедур,
в
том
числе,
профилактических
прививок,
мероприятий
по
реабилитационной
карте
ребенка-инвалида.
Проведение
занятий
по
лечебной
физкультуре.
При
необходимости проведение полного медицинского обследования.
Включение
ребенка
в
график
обязательной
диспансеризации.
При
необходимости
осуществление
санаторного
или
стационарного
лечения,
наблюдения узкими специалистами, в том числе неврологом, психиатром.
Записи
в
медицинском
извещении
об
изменении
в
состоянии
здоровья
ребенка.
Участие
в
педагогических
советах,
консилиумах
специалистов
учреждения по вопросам индивидуального сопровождения ребенка, охраны и
укрепления его здоровья. Проведение бесед с ребенком о здоровом образе
жизни, о необходимости соблюдать рекомендации врача.
Ответственные: медицинский персонал учреждения.
Сроки реализации: на протяжении всего периода нахождения ребёнка в
учреждении.
2.
Социально-психологическая реабилитация.
Содержание работы:
-
Оказание
психологической
помощи
воспитаннику
по
преодолению
отклонения
в
психоэмоциональном
развитии.
Коррекция
отклонений
в
развитии
эмоционально-волевой
сферы.
Коррекция
и
развитие
познавательной
сферы,
самосознания,
навыков
произвольной
регуляции
поведения, навыков социального поведения, общения, социально-бытовой
ориентации.
- Активизации познавательной деятельности воспитанника, мотивации к
обучению
и
интеллектуальному
развитию,
овладению
навыками
самообразовательной работы, профориентирование.
Формы работы:
-
Подбор
эффективных
технологий,
форм
и
приемов
работы
по
индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению ребенка.
- Включение ребёнка в индивидуальные и групповые формы работы.
-Тренинги
на
развитие
коммуникативных
навыков,
положительного
взаимодействия
со
взрослыми
и
детьми.
Ситуативные
практикумы
на
отработку навыков конструктивного поведения.
-
Консультирование
педагогов
по
вопросам
психологических
особенностей
ребёнка
и
способам
взаимодействия
с
ним.
Участие
в
педагогических советах, консилиумах специалистов учреждения.
Ответственные: педагог - психолог.
Сроки реализации: с момента поступления ребенка в учреждение, на
протяжении всего периода пребывания ребенка в Центре.
3.
Социально-педагогическая реабилитация.
Содержание работы:
-
Коррекция
социальной
депривации
с
учетом
данных
диагностики.
Оказание
помощи
ребенку
в
приобретении
положительного
социального
опыта.
- Развитие умений принимать правильные решения, следовать принятым
правилам.
Привитие
навыков
самостоятельной
жизни.
Правовое
просвещение.
-Развитие коммуникативных навыков. Расширение социальных связей и
отношений с окружающим миром, людьми.
-
Формирование
у
воспитанника
гражданских
качеств
личности:
моральную
устойчивость,
нравственную
зрелость,
умение
смотреть
в
будущее, научить принимать правильные решения и быть ответственным за
свои поступки, развитие умения предвидеть последствия своих поступков.
- Формирование у ребенка представлений о семье и этике семейных
отношений. Отслеживание контактов ребенка с родителями, родственниками
и другими людьми, посещающими его в учреждении.
- Контроль за обеспечением ребенка одеждой по сезону, и другими
принадлежностями, необходимыми для жизнедеятельности ребёнка.
-
Ориентирование
личности
ребёнка
на
социальную
и
бытовую
подготовку, научить трудиться умственно и физически.
- Привить навыки самостоятельной жизни, умение ориентироваться в
окружающем мире, сформировать самосознание, волевые качества.
- Налаживание взаимосвязи с педагогами образовательного учреждения,
которое посещает ребенок, с целью совместной согласованной деятельности
по
созданию
благоприятных
условий
для
обучения
воспитанника,
основанной
на
знании
и
понимании
индивидуальных
особенностей
воспитанника учреждения.
- Содействие выбору профессии.
Формы работы
:
-
Организация
условий
проживания
ребенка
в
соответствии
с
рекомендациями врача, педагога - психолога.
-
Использование
современных
педагогических
технологий,
способствующих
активизации
познавательной
деятельности,
развитию
психических
функций:
развивающие
игры,
тренировочные
упражнения,
компьютерные
технологии,
занимательные
игры,
конструирование,
познавательные игры.
-
Обучение
воспитанника
оздоравливающим
методикам.
Включение
ребенка в спортивные мероприятия с учетом его возраста, соматического,
психического здоровья.
-
Индивидуальные
практические
занятия
по
обучению
ребенка
правильным
приемам
подготовки
домашних
заданий.
Собеседование
с
педагогами. Контроль за посещаемостью ученика школьных занятий.
-
Практикумы
по
соблюдению
гигиенических
правил,
на
отработку
навыков самообслуживания. Трудовые поручения ребенку.
- Беседы о правах ребенка. Обсуждение с ребенком правил жизни в
учреждении. Игровые практикумы на отработку навыков общения. Активное
включение
ребёнка
в
мероприятия,
организованные
совместно
с
волонтерами,
общественными
организациями,
экскурсии
в
культурные
учреждения города.
-
Совместное
с
ребенком
решение
проблемных
ситуаций.
Индивидуальные беседы на тему нравственности и морали.
- Собеседование с посетителями ребёнка.
- Составление характеристики воспитанника с указанием изменений в
личностном
развитии,
оставшихся
проблем.
Разработка
индивидуального
плана
коррекционно-развивающей
работы
с
воспитанником
на
основе
анализа
результатов
воспитательной
деятельности
по
сопровождению
личностного развития с момента поступления его в учреждение.
Ответственные: заместитель директора по ВСР, социальный педагог,
воспитатель, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.
Сроки реализации: с момента поступления ребенка в учреждение. Один
раз в полгода план индивидуального развития ребёнка корректируется по
результатам анализа реабилитационной работы.
4. Социально-правовое сопровождение.
С о д е р ж а н и е
р а б о т ы :
Обеспечение охраны и защиты прав ребёнка, его законных интересов на
основе
взаимодействия
с
территориальными
отделами
опеки
и
попечительства, департамента образования, организациями в сфере защиты
населения, правоохранительными органами, медицинскими, общественными
организациями, благотворительными фондами.
- Социально-правовая защита прав ребенка на охрану здоровья, духовно-
нравственное и физическое развитие.
-
Содействие
в
осуществлении
прав
ребенка
на
бесплатную
медицинскую помощь.
-Содействие получению общего и среднего образования воспитанником.
-
Содействие
устройству
воспитанника
в
учебное
профессиональное
учреждение, обеспечению льгот, предусмотренных Правительством РФ, в
период обучения ребенка.
- Обеспечение защиты ребенка от жестокого с ним обращения.
-
Обеспечение
защиты
интересов
несовершеннолетнего
ребенка,
совершившего
правонарушения
или
подозреваемого
в
правонарушении,
уголовном преступлении.
- Социальная защита материальных и имущественных прав ребенка.
- Социальная - правовая защита жилищных прав ребенка.
Формы работы:
- Передача сведений о ребёнке в государственный банк данных.
-
Запросы
в
соответствующие
организации
и
службы
недостающих
документов личного дела ребенка.
-
Отслеживание
сроков
нахождения
ребёнка,
поступившего
в
учреждение в связи с трудной жизненной ситуацией.
- Подача исковых заявлений в суд об ограничении в родительских правах
или лишении родительских прав родителей ребенка, не имеющего основания
для дальнейшего нахождения его в учреждении.
- В соответствии с возрастом воспитанника проведение бесед о правах
ребенка.
Индивидуальные
беседы
на
тему
«Ответственность
за
правонарушения».
-
Формирование
пакета
документов
на
получение
паспорта,
ИНН,
пенсионного страхового свидетельства, оформление пакета документов на
получение гражданства.
- Объяснительная беседа с воспитанником о правах ребёнка.
-
Ситуативные
наблюдения
за
жизнедеятельностью
ребенка
в
учреждении.
-
Участие
в
педагогических
советах,
консилиумах,
совещаниях,
методических
объединениях
по
вопросам
индивидуальной
работы
с
воспитанником по духовно-нравственному и физическому развитию.
-
Социально-правовое
сопровождение
его
во
время
продолжения
обучения после выпуска из учреждения по мере необходимости.
- Участие в допросах несовершеннолетнего органами ОМВД на стороне
ребенка. Выполнение функции защитника несовершеннолетнего ребенка в
судебном процессе.
-
Открытие
лицевого
счета
в
банке.
Отслеживание
поступлений
денежных
средств
на
сберегательную
книжку.
Формирование
пакета
документов
на
назначение
пенсии
по
случаю
потери
кормильца,
по
инвалидности.
Контроль
за
своевременным
продлением
справок
по
инвалидности для получения пенсии.
- Работа по взысканию алиментов с родителей (заявления и запросы в
отдел
судебных
приставов,
привлечение
должников
к
административной,
уголовной
ответственности,
заявления
в
ОМВД
о
розыске
должников,
исковое заявление в суд на признание родителей безвестно отсутствующими).
- Контроль за сохранностью закрепленного жилья или находящегося в
собственности
у
ребенка.
Проведение
мероприятий
по
погашению
задолженности
за
коммунальные
платежи
и
содержание
жилья,
закрепленного за ребенком или находящегося в его собственности.
-
По
достижении
ребенком
14-летнего
возраста
оформление
пакета
документов для постановки его на регистрационный учет на внеочередное
получение жилья (в случае отсутствия закрепленного за ребенком жилья или
находящегося в его собственности, в том числе долевой).
- Оформление жилого помещения в собственность ребенка, в том числе
долевую, по свидетельству о праве на наследство по закону. Заявления в
территориальные
органы
опеки
и
попечительства
с
представлением
документов об установлении факта невозможности проживания ребенка в
ранее
закрепленном
за
ним
жилом
помещении
или
находящемся
в
его
собственности, с последующей подготовкой документов для постановки на
регистрационный учет на внеочередное получение жилья.
- Работа по подбору и подготовке информации о ребёнке для оказания
содействия в устройстве несовершеннолетнего на воспитание в замещающую
семью, усыновление, оформление опеки, подготовка пакета документов.
Ответственные: администрация,
заместитель
директора
по
СПР,
социальный педагог.
Сроки реализации: с момента поступления ребенка в учреждение и в
течение всего времени нахождения его в учреждении.
Аналитический
этап:
Цель: анализ результатов коррекционно-развивающей работы, работы по
социально-педагогической
деятельности,
по
защите
законных
прав
и
интересов
ребенка,
в
том
числе
права
жить
и
воспитываться
в
семье.
Содержание работы:
Выводы
и
рекомендации
по
дальнейшему
сопровождению
ребенка,
поступившего
на
воспитание
в
учреждение,
с
учетом
достижений
и
возникших проблем при реализации плана по индивидуальному развитию и
жизнеустройству ребенка.
Формы работы:
Проведение
консилиума
с
целью
анализа
проведенной
работы
по
каждому направлению индивидуального сопровождения ребенка. Выявление
достижений и нерешенных проблем. Разработка задач и мероприятий по
дальнейшему
психолого-медико-педагогическому
и
социально-правовому
сопровождению ребенка.
Ответственные:
администрация, специалисты всех служб учреждения.
Сроки исполнения: не реже 1 раза в шесть месяцев.