Автор: Каримова Назира Карамовна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Альметьевская школа–интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: город Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего
дошкольного возраста
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи,
увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению
(профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в
профилактике играет совместная работа логопедов и воспитателей детских
дошкольных учреждений. Предупреждать речевые нарушения у детей
необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои
профилактические задачи:
в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи соц.
характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в
процессе общения с окружающими его взрослыми и неправильное
речевое окружение и воспитание может являться причиной
возникновения у детей дефектов речи. Нарушения речи, возникшие в
дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд
вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут
повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так
важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять
внимание развитию речи детей.
в младшем и среднем возрасте (3-5 лет) - предупреждение дефектов
звукопроизношения.
Правильное звукопроизношение складывается из:
- хорошо развитого фонематического слуха;
- нормального речевого дыхания;
- развитой артикуляционной и мелкой моторики.
Фонематический слух
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы,
благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию:
рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух
обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и
внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.
Сформированность фонематического слуха является необходимым условием
обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к
овладению чтением и письмом.
1. Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-
шумелочки;
2. Игры, направленные на восприятие ритма;
3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры
«Три медведя», «Как семья разговаривает»;
4. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными
звуками.
Артикуляционная моторика
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота
произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного
аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные
упражнения.
С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно,
чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка»,
«вкусное варенье») .
В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за
умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на
другую. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая,
ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо
воспитателя и воспитатель мог отследить выполнение упражнений ребенком.
Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.
Мелкая моторика
Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные
упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми
потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые
гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на
манке, штриховки вальдорфские узоры, шнуровки и многое другое
способствует развитию мелкой моторики рук. Немало важным является
развитие силы рук.
Речевое дыхание
Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более
глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.
Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:
Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение
произнесения длинных фраз;
нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению
плавности речи, недоговариванию слов и фраз;
произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;
неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая
Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:
аденоидных разрастаний;
общей физической ослабленности;
сердечно-сосудистых заболеваний.
Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной
струи: «мыльные пузыри», «дутье на кораблики», надувание игрушек, возд
шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки.
Внимание: дуть не в щеки, следить чтобы голова не закружилась. Проводить
систематически, 2-3 минуты.
Упражнение «Фокус» :
1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине
остается желобок) .
2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
3. Сделай вдох через нос.
4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
Голос
Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая
интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии
развития голоса встречаются достаточно редко.
Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты
тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание
детям с тихим и крикливым голосом.
Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.
1. «Эхо»
В лесу причу: «ау, ау».
А мне в ответ: «ау, ау».
Горе кричу: «ау, ау».
Гора в ответ: «ау, ау»
2. «Телефон»
3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:
Мне мила моя работа (тихо)
Я доволен, я горжусь (громко)
Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или
договариванием междометий:
Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели,
ушками захлопали, ножками затопали.
Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га.
Кошки замурлыкали: мур-мур-мур, Птички зачирикали: …. ,
Лошади заржали: …. , Мухи зажужжали: … .,
Лягушата квакают: …. , А утята крякают:…. ,
Поросята хрюкают: …. , Мурочку баюкают.
Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха,
артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает
благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи
детей дошкольного возраста.