Напоминание

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста


Автор: Каримова Назира Карамовна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Альметьевская школа–интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: город Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего

дошкольного возраста

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи,

увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению

(профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в

профилактике играет совместная работа логопедов и воспитателей детских

дошкольных учреждений. Предупреждать речевые нарушения у детей

необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои

профилактические задачи:

в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи соц.

характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в

процессе общения с окружающими его взрослыми и неправильное

речевое окружение и воспитание может являться причиной

возникновения у детей дефектов речи. Нарушения речи, возникшие в

дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд

вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут

повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так

важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять

внимание развитию речи детей.

в младшем и среднем возрасте (3-5 лет) - предупреждение дефектов

звукопроизношения.

Правильное звукопроизношение складывается из:

- хорошо развитого фонематического слуха;

- нормального речевого дыхания;

- развитой артикуляционной и мелкой моторики.

Фонематический слух

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы,

благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию:

рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух

обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и

внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием

обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к

овладению чтением и письмом.

1. Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-

шумелочки;

2. Игры, направленные на восприятие ритма;

3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры

«Три медведя», «Как семья разговаривает»;

4. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными

звуками.

Артикуляционная моторика

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота

произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного

аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные

упражнения.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно,

чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка»,

«вкусное варенье») .

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за

умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на

другую. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая,

ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо

воспитателя и воспитатель мог отследить выполнение упражнений ребенком.

Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.

Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные

упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми

потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые

гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на

манке, штриховки вальдорфские узоры, шнуровки и многое другое

способствует развитию мелкой моторики рук. Немало важным является

развитие силы рук.

Речевое дыхание

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более

глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение

произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению

плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая

Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

аденоидных разрастаний;

общей физической ослабленности;

сердечно-сосудистых заболеваний.

Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной

струи: «мыльные пузыри», «дутье на кораблики», надувание игрушек, возд

шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки.

Внимание: дуть не в щеки, следить чтобы голова не закружилась. Проводить

систематически, 2-3 минуты.

Упражнение «Фокус» :

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине

остается желобок) .

2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3. Сделай вдох через нос.

4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Голос

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая

интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии

развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты

тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание

детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.

1. «Эхо»

В лесу причу: «ау, ау».

А мне в ответ: «ау, ау».

Горе кричу: «ау, ау».

Гора в ответ: «ау, ау»

2. «Телефон»

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:

Мне мила моя работа (тихо)

Я доволен, я горжусь (громко)

Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или

договариванием междометий:

Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели,

ушками захлопали, ножками затопали.

Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га.

Кошки замурлыкали: мур-мур-мур, Птички зачирикали: …. ,

Лошади заржали: …. , Мухи зажужжали: … .,

Лягушата квакают: …. , А утята крякают:…. ,

Поросята хрюкают: …. , Мурочку баюкают.

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха,

артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает

благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи

детей дошкольного возраста.



В раздел образования