Автор: Тяпухина Светлана Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Починковский детский сад №8
Населённый пункт: с. Починки, Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка тематического педсовета
Тема: "Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ".ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Раздел: дошкольное образование
Тематический педсовет
«Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Подготовил старший воспитатель Тяпухина С.В.
Форма проведения: «Телемост»
Цель: закрепить и уточнить у педагогов требования ФГОС к РППС дошкольного учреждения. Провести
анализ развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОУ и определить пути
совершенствования работы в данном направлении.
Ход. (Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга).
Уважаемые коллеги
предлагаю каждому участнику педсовета взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его
структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи складываются обратно,
перемешиваются
и
снова
высыпаются
в
центр
круга.
Задача
каждого
участника
–
найти
свой
орех.
Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти
(запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На
первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно
заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими.
Так
и
люди:
все
очень
разные,
запоминающиеся,
у
каждого
свои
индивидуальные
черточки,
«неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать. А дети тем более все
уникальны и задача педагогов, создать такие условия, чтобы каждому ребенку было комфортно, для этого
необходимо, уметь находить в каждом ребенке его уникальность, его привлекательность, даже пусть у этого
одного
будет
всяких
«неровностей»
намного
больше,
чем
у
других.
Уважаемые педагоги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач нашего учреждения,
построению развивающей предметно – пространственной среды.
Заведующий:
Ребёнок
–
это
не
маленькое
подобие
взрослого
человека,
а
полноценный
человек,
уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и
удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для
разнообразных видов активной деятельности.
Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и
сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку
воспитателя,
раскрылся
навстречу
миру,
как
волшебный
сундучок,
удивляя
и
восхищая
взрослых
великолепием своих талантов.
В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию
ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и
красивую организацию пространства и его элементов. Задача педагогов состоит в умении моделировать
развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие
способности,
познавать
способы
образного
воссоздания
мира
и
языка
искусств,
реализовывать
познавательно-эстетические
и
культурно-коммуникативные
потребности
в
свободном
выборе.
Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения
детей.
Сюрпризный
момент.
Звучит
музыка:
(водят
гости
сотрудники
родитель
и
помощник
воспитателя).
Гость -1: Здравствуйте, уважаемые педагоги! (Здравствуйте!)
Я вместе с вами работаю в детском саду уже давно. И каждый из нас, несет большую ответственность за
детей.
Каждый
сотрудник
детского
сада
старается,
заботится
о
подрастающим
поколении,
старается,
отдавать детям свою любовь, доброту, ласку, внимание, заботу и тепло.
Сегодня современное время диктует нам, вносить в нашу работу много новшества на благо детей. И
поэтому мы сегодня с вами, только вместе с вами и нашими родителями, мы сможем решить все задачи.
Мы даже знаем, по какому поводу вы сегодня собрались и что здесь собираетесь обсуждать.
Гость -2: Да, да, знаем. Мы даже постараемся, вам помочь «Как сделать предметно-развивающую среду в
группах комфортной и уютной, чтобы ребятишкам было интересно и весело проводить время».
Гость -1: Да…! Сейчас ФГОС требует от детских садов кардинально менять предметно-развивающую
среду. Ведь на дворе 21 век!
Гость -2: А как менять и что менять мне не совсем и всегда понятно, да и вообще, что это такое ФГОС и
РППС? Давайте вместе разберемся.
Ведущий: Ну, уважаемая Елена Владимировна и уважаемые коллеги попробую вам объяснить.
3.Теоретическое обоснование темы педсовета. Федеральный государственный стандарт дошкольного
образования (ФГОС) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с
их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
при
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования,
т.е.
создание
развивающей
предметно-пространственной
среды
(РППС),
которая
бы
выполняла
функции:
образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную.
Созданию
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
современном
ДОУ
сегодня
уделяется
большое внимание. Т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они
проводят большую часть дня, то педагогам необходимо стремиться использовать инновационные подходы к
построению пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая среда в
группе, во многом зависят показатели развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе,
его эмоциональное состояние.
Современные исследователи (О.В. Артомонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.)
подчеркивают
необходимость
создания
условий
для
личностно-ориентированного
взаимодействия
в
развивающей предметно-пространственной среде. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка
его
индивидуальности,
сохранение
физического
и
психологического
здоровья
-важнейшие
задачи
современной
педагогики.
При
построении
РППС
групп
несомненно
должны
учитываться
различные
факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования образовательной программы, нормы
СанПиН и т.д.
Гость 2. Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети
значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У
них
иные
психологические
и
даже
физиологические
особенности,
они
по-другому
воспринимают
окружающий
мир,
который,
в свою
очередь,
также
претерпел
значительные
изменения.
Развивающая
предметно-пространственная среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились
новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается той же. Задача педагогов
состоит в умении моделировать РППС, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности,
реализовывать познавательные, эстетические и коммуникативные потребности в свободном выборе, создать
условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Окружающая предметная среда, в
которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной. Она должна быть –
насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда
позволит
каждому
ребенку
найти
занятие
по
душе,
поверить
в
свои
силы
и
способности,
научиться
взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить
удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя
владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и
другой деятельности. Но у современных детей, как и у детей, которые были 10-20 лет тому назад, основным
видом деятельности была и остается игра. Поэтому при создании развивающего пространства в групповом
помещении
необходимо
учитывать
ведущую
роль
игровой
деятельности.
В
среде
через
игровую
деятельность дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает
жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте
приобретает
знания.
Но
самое
главное
–
среда
должна
работать
на
развитие
самостоятельности
и
самодеятельности
ребенка.
Чего
очень
не
хватает
современным
детям
часто
из-за
чрезмерной
опеки
взрослых, рассмотрения ребенка со стороны взрослого не как партнера (субъекта), а как объекта, которого
должны обязательно научить, обязательно что-то дать и непременно спросить с него, пусть даже этого он не
хочет в данный момент. А среда, окружающая ребенка, и должна стимулировать его на инициативу,
самостоятельность, проявления творчества и самодеятельности.
Гость 1: А самостоятельность и самодеятельность в чем?
Ведущий: Во всех видах деятельности: сейчас мы их вместе с педагогами их перечислим (помогают
называть воспитатели)(Скажите, в каких видах деятельности, могут проявить себя дети ): Игровой,
двигательная активность, коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность,
восприятие
художественной
литературы
и
фольклора,
продуктивная
деятельность,
музыкально-
художественная деятельность, трудовая деятельность, которые пронизывают все образовательные области.
Гость 2: С деятельностью мне все понятно. Но только вот не могу разобраться, каким требованиям
должна соответствовать развивающая среда. Думаю, что вы мне в этом сейчас поможете?
Я для Вас приготовила кроссворд, который вы сейчас разгадаете, определив описание требований
построения РППС.
Ведущий: Конечно, давай мы тебе поможем.
Разгадывание кроссворда: Воспитателям необходимо внимательно посмотреть
видео как играют или занимаются дети и угадать, какое требование наиболее существенно выражено
в данном видео.
1: полифункциональность - возможность разнообразного использования составляющих РППС в
разных видах детской активности.
2: доступность - свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все виды детской деятельности.
3: насыщенность – включение средств обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное,
познавательную и исследовательскую и творческую активность всех категорий детей и т.д..
4: Безопасность - обеспечение надежности, и безопасности элементов РППС.
5. Трансформируемость - возможность изменять РППС в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе меняющих интересов и возможностей детей.
6. вариативность – использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек,
оборудования, для стимулирования развития детей).
Гость 2: Вот спасибо, помогли мне разобраться с требованиями к организации РППС. Теперь мы с вами
можем подсказать другим педагогам и работникам детского сада, как нужно организовать предметно-
пространственную среду в соответствии с ФГОС.
Гость 1: Ну, если вы все знаете, давайте поиграем с вами в игру «Вопрос-ответ».
Игра «Вопрос-ответ»:
1). На сколько, и на какие зоны целесообразно разбивать пространство группы?
(активная зона, рабочая зона и спокойная зона).
2). Что относится к продуктивным видам детской деятельности?
(конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из
природного и бросового материала.)
3). В какой зоне располагается центр или уголок сюжетно-ролевых игр?
(активная зона).
4). Какие уголки можно расположить в спокойной зоне?
(книжный уголок, релаксации, мини-музеи).
5). Назовите типы материала для познавательно-исследовательской деятельности детей? (объекты и
средства для исследования, образно-символический материал, нормативно-знаковый материал).
Ведущий: А сейчас я предлагаю воспитателям поиграть в игру «Дизайнер».
Игра «Дизайнер»:
(Педагоги разбиваются на группы. Каждой группе раздается лист бумаги темного цвета и
макеты элементов РППС (для всех групп одинаковые обозначения).
Лист бумаги – это пространство группы, на котором обозначено расположение двери и окна.
Задача
педагогов
каждой
группы
расположить
имеющиеся
элементы
среды
в
соответствии
с
требованиями ФГОС.
(После
выполнения
макеты
групп
вывешиваются
на
мольберте,
рассматриваются
и
обсуждаются.
В
начале
игры
можно
воспитателям
раздать
памятки
«Организация
РППС
в
соответствии с ФГОС»).
Раздача памяток «Что должен знать педагог при организации РППС в группе»:
Гость 2: Да, над многим придется вам поработать, но я думаю, что у вас все получится, потому что,
педагоги всегда были самыми творческими людьми, а мы родители, ваши помощники, которые всегда
рядом с вами и с детьми будем рады Вам помочь.
Ведущий: Это действительно так, как в народной пословице гласит «Вместе и дело спорится».
«Рукам работа — душе праздник».
И сейчас у нас пройдет творческая мастерская «Педагогические находки», где педагоги представят
результаты своего домашнего задания: как с минимумом финансовых затрат возможно пополнить или
изменить РППС групп.
Педагоги представляют свои педагогические находки.
Гость 1: Да, порадовали вы нас.
Гость
2:
Много
интересных
идей
здесь
было
представлено
и
вам
только
осталось привести
предметно-развивающую среду в соответствии с ФГОС.
Гости вместе: Желаем вам удачи.
Ведущий: Предлагаю Вам посмотреть видеоролик «Организация РППС»
Рефлексия:
Лист бумаги – это пространство комнаты отдыха для педагогов, ведь и для педагогов необходимо в
первую очередь созданы условия, а геометрические фигуры – элементы среды и позиции, по которой
надо высказать свое мнение. Наша задача расположить геометрические фигуры в данном пространстве и
высказать свое мнения (Шестигранник - для меня было важным и интересным, острый треугольник - по
этому вопросу я получила конкретную информации, трапеция – мне было трудно, непонятно, (мне не
понравилось…), круг – моя оценка психологической атмосфер, узкий прямоугольник – для меня было
недостаточно…
Итог.
Ведущий: Притча: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает
не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или
живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав,
ответил: «Все в твоих руках».
В
наших
руках
возможность
формировать
личность:
любознательную,
интересующуюся,
активно
познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и
принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную,
умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно
действовать
и
отвечать
за
свои
поступки.
И всегда педагогам необходимо помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных,
потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на
хорошее.
Желаю всем творческих успехов.