Напоминание

Современные образовательные технологии для развития связдой речи дошкольников


Автор: Старикова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: р.п.Дмитриевка
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии для развития связдой речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ детский сад «Солнышко»

Современные

образовательные

технологии для

развития связной

речи дошкольников

Воспитатель: Старикова О.Н.

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие

существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек

бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем

основным видам речевой деятельности.

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития

дошкольников.

Современные технологии речевого развития:

здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика,

пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, логоритмика, сказкотерапия,

музыкотерапия; кинезиотерапия (игротренинг); литотерапия (камешки

«Марблс»); арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной

деятельности), пескотерапия,

мнемотехника

технологии проектной деятельности

технология ТРИЗ

технологии исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии

игровые технологии

синквейн технология

Здоровьесберегающие технологии:

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной

и четкой речи, обеспечивает правильное звукообразование, создает условия

для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения

плавности речи и интонационной выразительности.

Логоритмика сочетает в себе музыку, слово и движение и является

целостным актом, который положительно влияет на все моторные системы

организма, на эмоционально-волевую сферу ребенка, а также на развитие его

творческих способностей. Используется как индивидуально, так и со всей

группой

Пальчиковая гимнастика. Мозаика, шнуровка, застегивание (расстегивание)

пуговиц, работа с фасолью, крупой, пластилином; массажные мячи помогают

не только размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь, для

массажа можно использовать шестигранные карандаши. Детям очень

нравится выполнять пальчиковую гимнастику одновременно с

проговариванием стихотворного текста.

Сказкотерапия создается коммуникативная направленность каждого слова и

высказывания ребенка. Происходит совершенствование лексико-

грамматических и выразительных средств языка, совершенствуется звуковая

сторона речи

Литотерапия (камешки «Марблс»)

Это полифункциональное пособие (наборы стеклянных камешков

разного цвета)

развития связной речи, закреплении предложно-падежных

конструкций;

обогащения словаря детей;

развития пространственной ориентировки;

автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Технологии ТРИЗ

применяют метод работы с серией картинок – этот метод основан на

освоении детьми алгоритма составления логического рассказа по серии

картинок

Технология проектной деятельности

Технология дает возможность сконцентрировать материал по проблеме

развитие связной речи у детей сделать процесс познания не скучным и

чрезмерно назидательным.

Мнемотехника

Мнемотехника — «искусство запоминания» — это система методов и

приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об

особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное

запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение

информации, и, безусловно, развитие речи.

Это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих

запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем

образования ассоциаций.

Мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению

рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и

загадывании загадок, заучивании стихов

Информационно-коммуникативные технологии

Подбор дополнительного познавательного и картинного материала к

занятиям (энциклопедии).

Создание презентаций в программе для повышения эффективности

образовательных занятий с детьми. Причем презентация становится

своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть

использована на любом этапе занятия.

Компьютерные игры (обучающие).

Игровые технологии

Творческие игры по своему виду делятся на сюжетно-ролевые и

режиссерские.

Сюжетно-ролевые игры — это разыгрывание сказок и рассказов. В их

текстах применяются разнообразные лексические и грамматические средства,

которые способствуют обогащению речи ребенка. В процессе таких игр

улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В режиссерской игре ребенок сам придумывает ее содержание, в основе

которого лежит его личный опыт. Как правило, в ней отражаются события,

которые произвели на него неизгладимое впечатление, знания, полученные из

различных источников. Ребенок, выполняя игровое действие, стремится их

передать своим сверстникам. Это становится возможным, если речь его

последовательна, содержательна, ясна, чему он и обучается в процессе игры.

Настольные дидактические игры содержат в себе большие

возможности в обучении. Они могут быть использованы как часть

образовательной деятельности и как самостоятельная деятельность. В первом

случае ведущую роль выполняет воспитатель. Он создаёт игровую ситуацию

и может быть как ведущим, так и участником игры. Дидактические игры

пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации,

развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

« Восстанови последовательность картинок по памяти».

«Смешай картинки с другими и отбери среди нескольких только те,

которые относятся к данной схеме».

«Определи место «выпавшей» картинки среди других».

«Найди лишнюю картинку».

«Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения

текста».

«Распутай двасобытия(детям предлагаются вперемешку две

разрезанные мнемотаблицы)».

«Играй- не зевай! Нужную картинку поднимай».

Коллаж

представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет

рассказ. При этом ребенок, рассказывая, не просто опирается на зрительный

образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или

картинками.

данный прием эффективен в работе по развитию монологической речи.

Использования коллажа в процессе развития связной речи позволяет

развивать навык составления описательного рассказа, установления

ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать

представления об окружающей действительности.

Техника коллажа дает широкий простор для творчества, поскольку целое

создается из фрагментарного. Фрагментами могут быть : фотографии,

картинки из журналов, разноцветная бумага, ткань, фольга, растения, краски,

различные детали. Коллаж создается путем наклеивания на бумагу или холст

различных деталей, объединенных одной тематикой.

Кейс-технология

Метод «Кейс-» был применен впервые в 1924 году в Гарвардском

университете. Кейс-метод применяется в основном при обучении учащихся

и студентов. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в

сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший

из них.

(лат.)– запутанный,

необычный случай;

case (анг.) – портфель,

чемоданчик.

Кейс – метод развивает:

Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы

стимулировать их познавательную активность, сенсорные и речевые

способности через практическую деятельность и диалог с помощью

смоделированной ситуации.

«Аленка потеряла куклу»

Текст. Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки,

она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. Как бы вы поступили

на месте Аленки?

Текст. Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше,

маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла

большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не

должно быть). Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из

домиков им выбрать?

Технология «Кейс -прогнозирование»

Цель: умение отличать реальную и воображаемую ситуацию

Текст: Одна девочка очень любила бабочек. С нетерпением ждала весны,

чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Однажды зимой она

размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечное лето и все-все

бабочки мира оказались тут!»

Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово?

Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)

Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

Продолжение формирования культуры общения.

Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной

жизни.

ТЕКСТ Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.

Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

Почему?

Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

Предложите свой вариант разговора по телефону.

Кейс-иллюстрация

Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они

подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов

не хватает, составила список продуктов, и попрасила Нину взять его с собой.

Когда они пришли в магазин, то обнаружили, что бабушка забыла очки и

прочитать список не может.

Задача воспитателя – чтобы дети предложили более 2-х решений. На

каждый ответ воспитанников, он ставит новый «барьер».

Н-р, ответы детей: Надо попросить продавца прочитать.

Воспитатель: Продавец не в настроении и не хочет читать список.

Дети: Может Нина прочтет?

Воспитатель:Нина не умеет еще читать.

Как вариант, можно предложить детям придумать друг для друга

новые «трудные»обстоятельства.

Таким образом, кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не

просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего,

стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом

следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Важно

научить дошкольниковаргументировать свое мнение и из большого

количества идей выбрать уместные и актуальные.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть

проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную

информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и

строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом

виде.

Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми

ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта

ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться

достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не

содержать подсказок относительно решения проблемы.

Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям,

организует обсуждение ситуации.

Кейс предполагает использование различных средств: (Вопрос к

педагогам – Откуда педагоги могут брать идеи для обсуждения проблемных

ситуаций?

Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций,

рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы,

песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Можно воспользоваться и

готовыми идеями детей для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.

Синквейн – технология

Этот метод систематизации знаний активно применяют в современной школе.

Синквейн происходит от французского слова — «пять». Это творческая

работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти

нерифмованных строк.

Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей:

– Мыслительные способности (умение находить в информационном

материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их

формулировать).

– Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа

из опыта, развитие словаря).

– Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения,

впечатления и переживания).

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова

(обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт

речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков

предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий,

описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из

нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к

тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения

своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в

синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути,

синоним.

Кто? Кукла

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Пример синквейна:

1. Весна

2. Теплая, красивая.

3. Радует, наступает, приходит.

4. Я люблю весну.

5. Капель.



В раздел образования