Напоминание

"Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста"


Автор: Штанько Галина Ивановна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 246
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

Педагогические технологии организации

процесса восприятия музыки детьми

дошкольного возраста

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе

музыкально-педагогической

работы,

в

ходе

участия

во

всех

видах

детской

музыкальной

деятельности,

на

досуговых

мероприятиях

и

праздниках.

Музыкальный

руководитель

традиционно

посвящает

слушанию

музыки

часть

занятия,

используя

для

его

организации

определенные методы и приемы.

К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель,

организуя

данный

процесс

как

занятие

или

инициируя

детей

к

самостоятельному

восприятию

произведений.

Слушают

дети

и

в

семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п.

Педагогическая технология – это инструмент профессиональной

деятельности педагога. На каких же принципах базируется технология

процесса восприятия музыки дошкольниками?

Принципы и технологии восприятия музыки:

Принцип

гуманизации

учитываются

личностные

и

индивидуальные

качества

ребенка

в

процессе

во сприятия

музыкальных произведений

Принцип

возрастных

особенностей

ребенка

-

учитываются

результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в

каждой возрастной группе

Принцип

развития

субъективных

качеств

учитываются

музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид

музыкальной деятельности

Принцип

субъект-субъективного

взаимодействия

-

учитываются

свобода

реакций

и

высказываний

ребенка,

недопущение

насильственных,

жестких

мер,

ограничивающих

порывы

ребенка.

Ребенок

может

выбирать

виды

художественной

деятельности,

в

которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать

инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные

произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо

откликаться на эти инициативы.

• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны

быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те

или

иные

затруднения

в

процессе

восприятия

музыки,

снятие

эмоциональной напряженности и некомфортности.

Принцип

профессионального

сотрудничества

и

сотворчества

обязательное

взаимодействие

музыкального

руководителя

и

воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами,

работающими в детском саду.

• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми –

педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное

восприятие

• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор

музыкальных

произведений

по

определенным

критериям,

соответствующим возрастным особенностям детей

Принцип

систематичности

и

последовательности

необходима

планомерная

работа

по

восприятию

музыки

дошкольниками,

постепенное усложнение музыкального содержания

• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен

явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в

рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д.

• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов

художественно-творческой деятельности дошкольников.

Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий

педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:

1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на

восприятие;

2.

повторное

слушание

с

последующим

музыкальным

анализом,

разбором впечатлений;

3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном

опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о

нем, желание послушать еще раз;

4.

создание

условий

для

выражения

ребенком

результатов

музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной

деятельности.

Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе,

при непосредственном содействии педагога-воспитателя.

1. организация развивающей среды в группе.

2. накопление у детей музыкального опыта, практических умений в

музыкальной деятельности, активизация творческого воображения.

3. самостоятельная продуктивная музыкальная деятельность детей.

На данном этапе предлагается организация слушания музыки, после

чего

дети

могут

выразить

свои

фантазии

в

изобразительной

деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Деятельность воспитателя на первом этапе заключается в создании

музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать

муз.

центр,

диски

с

записью

музыки,

портреты

известных

композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям,

иллюстрации к муз. произведениям, репродукции картин.

После организации музыкальной зоны или уголка для слушания

музыки, необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что

нового появилось в группе?» настраивая их тем самым на конкретный

вид музыкальной деятельности.

На 2-м этапе воспитатель осуществляет работу по накоплению

детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в

ходе

восприятия

музыки.

Осуществляется

данная

работа

в

определенной логике.

Вводная часть. Игры и упражнения (2-3) на развитие творческого

воображения детей.

Основная

часть.

Организация

процесса

восприятия

музыкальных

произведений (1-2), беседа об услышанном.

Заключительная часть. 1 вариант - Активное слушание. При помощи

пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку

выразить

свои

впечатления

об

услышанном.

Второй

вариант

выразить

музыкальные

впечатления

при

помощи

изобразительной

деятельности (рисовании).

Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 раз в неделю в

течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых

представлений, полученных на музыкальных занятиях.

Именно такая работа позволит подойти к заключительному этапу

технологии – самостоятельной продуктивной деятельности детей и

интегрированным

занятиям

по

музыкальному

и

изобразительному

творчеству.



В раздел образования