Автор: Штанько Галина Ивановна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 246
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Педагогические технологии организации
процесса восприятия музыки детьми
дошкольного возраста
Слушание музыки детьми осуществляется в процессе
музыкально-педагогической
работы,
в
ходе
участия
во
всех
видах
детской
музыкальной
деятельности,
на
досуговых
мероприятиях
и
праздниках.
Музыкальный
руководитель
традиционно
посвящает
слушанию
музыки
часть
занятия,
используя
для
его
организации
определенные методы и приемы.
К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель,
организуя
данный
процесс
как
занятие
или
инициируя
детей
к
самостоятельному
восприятию
произведений.
Слушают
дети
и
в
семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п.
Педагогическая технология – это инструмент профессиональной
деятельности педагога. На каких же принципах базируется технология
процесса восприятия музыки дошкольниками?
Принципы и технологии восприятия музыки:
•
Принцип
гуманизации
–
учитываются
личностные
и
индивидуальные
качества
ребенка
в
процессе
во сприятия
музыкальных произведений
•
Принцип
возрастных
особенностей
ребенка
-
учитываются
результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в
каждой возрастной группе
•
Принцип
развития
субъективных
качеств
–
учитываются
музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид
музыкальной деятельности
•
Принцип
субъект-субъективного
взаимодействия
-
учитываются
свобода
реакций
и
высказываний
ребенка,
недопущение
насильственных,
жестких
мер,
ограничивающих
порывы
ребенка.
Ребенок
может
выбирать
виды
художественной
деятельности,
в
которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать
инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные
произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо
откликаться на эти инициативы.
• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны
быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те
или
иные
затруднения
в
процессе
восприятия
музыки,
снятие
эмоциональной напряженности и некомфортности.
•
Принцип
профессионального
сотрудничества
и
сотворчества
–
обязательное
взаимодействие
музыкального
руководителя
и
воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами,
работающими в детском саду.
• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми –
педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное
восприятие
• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор
музыкальных
произведений
по
определенным
критериям,
соответствующим возрастным особенностям детей
•
Принцип
систематичности
и
последовательности
–
необходима
планомерная
работа
по
восприятию
музыки
дошкольниками,
постепенное усложнение музыкального содержания
• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен
явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в
рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д.
• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов
художественно-творческой деятельности дошкольников.
Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий
педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:
1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на
восприятие;
2.
повторное
слушание
с
последующим
музыкальным
анализом,
разбором впечатлений;
3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном
опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о
нем, желание послушать еще раз;
4.
создание
условий
для
выражения
ребенком
результатов
музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной
деятельности.
Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе,
при непосредственном содействии педагога-воспитателя.
1. организация развивающей среды в группе.
2. накопление у детей музыкального опыта, практических умений в
музыкальной деятельности, активизация творческого воображения.
3. самостоятельная продуктивная музыкальная деятельность детей.
На данном этапе предлагается организация слушания музыки, после
чего
дети
могут
выразить
свои
фантазии
в
изобразительной
деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Деятельность воспитателя на первом этапе заключается в создании
музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать
муз.
центр,
диски
с
записью
музыки,
портреты
известных
композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям,
иллюстрации к муз. произведениям, репродукции картин.
После организации музыкальной зоны или уголка для слушания
музыки, необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что
нового появилось в группе?» настраивая их тем самым на конкретный
вид музыкальной деятельности.
На 2-м этапе воспитатель осуществляет работу по накоплению
детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в
ходе
восприятия
музыки.
Осуществляется
данная
работа
в
определенной логике.
Вводная часть. Игры и упражнения (2-3) на развитие творческого
воображения детей.
Основная
часть.
Организация
процесса
восприятия
музыкальных
произведений (1-2), беседа об услышанном.
Заключительная часть. 1 вариант - Активное слушание. При помощи
пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку
выразить
свои
впечатления
об
услышанном.
Второй
вариант
–
выразить
музыкальные
впечатления
при
помощи
изобразительной
деятельности (рисовании).
Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 раз в неделю в
течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых
представлений, полученных на музыкальных занятиях.
Именно такая работа позволит подойти к заключительному этапу
технологии – самостоятельной продуктивной деятельности детей и
интегрированным
занятиям
по
музыкальному
и
изобразительному
творчеству.