Напоминание

Этапы обучения аудированию русскоязычных детей на уроках якутского языка


Автор: Николаева Наталья Ивановна
Должность: учитель якутского языка как государственный
Учебное заведение: МБОУ МСОШ с УИОП
Населённый пункт: Республика Саха (Я), Хангаласский район, п.Мохсоголлох
Наименование материала: статья
Тема: Этапы обучения аудированию русскоязычных детей на уроках якутского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Этапы обучения аудированию русскоязычных детей на уроках

якутского языка ”

Восприятие на слух – это одна из важных составных частей процесса обучения

якутскому языку , которая требует много практики. Первое и основное, что нужно сделать

для улучшения опыта восприятия - слушать этот язык.

Ведь важно не только правильно

выразить ту или иную мысль, но и понять, о чём говорит собеседник. Аудирование

включает устное восприятие текстового материала различных типов и жанров: от

описаний событий, рассказов, радио- и теленовостей, бесед, лекций, а также интервью,

объявления, реклама.

При аудировании якутского языка процесс понимания является сложным

психологическим процессом. Оно требует от слушателей разносторонних знаний,

связанных с языком, знаний по фонетике, по грамматике, необходимого запаса лексики,

определённого страноведческого фона, навыка языковой догадки и логического

мышления. Обучение якутскому языку в русскоязычных школах продолжается со

второго класса по девятый класс. Кроме отдельных лиц, знающих якутский язык как

родной, большинство учащихся с нулевыми знаниями. Практика показывает, что по

сравнению с другими видами речевой деятельности, у русскоязычных детей , изучающих

якутский язык, при обучении аудированию существует масса проблем. Это в той или

иной степени оказывает отрицательное влияние на овладение другими видами речевой

деятельности, такими как говорение, чтение и письмо. В настоящей работе делается

попытка проанализировать факторы, вызывающие трудности в овладении аудитивными

умениями у русскоязычных учащихся , в то же время предлагаются способы преодоления

этих трудностей и методы обучения.

Восприятие иноязычной речи на слух – процесс сложный, требующий от учащегося

максимального внимания, а от учителя – последовательной подготовки к развитию этого

вида речевой деятельности. Поэтому необходима методически правильная организация

процесса обучения аудированию, а значит перед методикой обучения якутскому языку

русскоязычным детям стоит задача правильно организовать и спланировать данный

процесс, чтобы уровень сформированности аудитивных навыков учащихся отвечал

запросам современного общества.

I. Возникновение трудностей в обучении аудированию русскоязычных учащихся

объясняется следующими факторами:

1) В течение многих лет в учебном процессе сложилась такая традиция, что в обучении

иностранному языку развитие чтения и письма должно занимать важнейшее место, а

говорение и аудирование рассматривались как побочный результат обучения чтению и

письму. Недостаточно разработано систематическое обучение устной форме речевой

деятельности, не уделено особого внимания формированию аудитивных умений у

учащихся. Мало учитывается принцип коммуникативности, необходимый

русскоязычным детям, для которых интерес к якутскому языку всегда носит

прагматический характер.

2) Одной из главных причин плохого понимания якутской речи русскоязычными

учащимися является отсутствие языковой среды, речевого общения на изучаемом языке.

Можно сказать, что эта причина считается общей для всех, кто занимается якутским

языком в городах или в поселках городского типа. Речевая практика на уроках

ограничивается чтением предложений, диалогов и текстов, выполнением упражнений. В

результате развитие навыков восприятия и понимания речи в общем отсутствуют.

3) Отсутствуют идеальные пособия, аудиозаписи , ролики , мультфильмы ,на наш

взгляд, по аудированию, помогающие овладеть навыками данной речевой деятельности.

Большинство учебников, изданных в последнее время, в основном ориентировано на

развитие чтения, перевода, письма. Они не вполне соответствуют государственному

образовательному стандарту для учащихся, в котором четко указано, что в конце

начального этапа учащиеся должны понимать живую якутскую речь на основе

изучаемых лексических материалов, а в итоге продвинутого этапа - главное содержание

радио- и теленовостей на разные темы.

Предлагаем следующие три этапа обучения аудированию:

1. Начальный этап. Начальный этап обучения аудированию - это первые три первые

годы учебы (по 1 часу в неделю, в год всего 136 часов). Начальный этап считается самым

важным и ответственным, поскольку он обеспечивает дальнейшую эффективность

обучения. Он играет базовую роль для развития навыков и умений аудирования.

Рекомендуется слушать фонемы, слоги, слова, словосочетания, предложения, диалоги,

короткие тексты, произнесенные носителями якутского языка. С самого начала учащиеся

должны привыкнуть слушать настоящую якутскую устную речь, научиться понимать

смысл отдельных реплик собеседника, а также небольших по объему связных

высказываний, построенных на изученном лексико-семантическом материале.

2. Средний этап или переходный этап. Данный этап рассчитан на 5-6 классы.

Переходный этап считается важным этапом, играющим роль моста, ведущего от

начального этапа к продвинутому этапу. На этом этапе материалы для аудирования

должны включать как диалогическую речь на темы обиходно-бытовой жизни,

помогающую учащимся в большей степени знакомиться с естественной живой якутской

разговорной речью, так и монологическую речь страноведческой тематики для

расширения знаний о культуре, истории, географии Якутии . Тексты могут быть разных

функционально-семантических типов речи: повествование, описание, рассуждение,

доказательство. С целью развития языковой догадки и обогащения словарного запаса

учащихся в выбранных материалах позволяется включать незнакомую лексику (около 3-

4% от общего числа слов). Темп речи должен быть в среднем не более 100-110 слов в

минуту.

3. Продвинутый этап. Под продвинутым этапом имеются в виду 8-9 классы. По мере

накопления аудитивного опыта на продвинутом этапе в материалах аудирования должны

присутствовать радио- и теленовости на темы по экономике, политике, сельскому

хозяйству; учебные фильмы, телефильмы и т.д. Темп речи на данном этапе в большей

степени увеличивается (180-200 слов в минуту). Понимание прослушанного на 60-70%

может считаться удовлетворительным. В качестве конечной цели этого этапа для учащихся

следует рассматривать сформированность аудитивных умений, которые обеспечивают

слушающему восприятие неадаптированных текстов любой жанрово-стилевой

принадлежности и экспрессивной окрашенности, а также понимание подтекста

высказывания, осмысление общей идеи звучащего сообщения и способность

сформировать к нему собственное отношение.

В современных учебниках мало заданий, содержащих опоры на восприятия.

1. Начальный этап. При обучении аудированию прежде всего важно рассматривать

трудности, осложняющие восприятие звучащей речи у русскоязычных учащихся.

Трудности в начале обучения аудированию для них состоят, в первую очередь, в

фонетическом материале. Возникшие фонетические трудности позднее вызывают

лексические трудности. Начальный этап является важным в плане овладения

русскоязычными детьми фонетико- интонационными особенностями изучаемого языка,

обеспечивающими понимание якутской речи. Поэтому аудирование на начальном этапе

является основой развития навыков данной речевой деятельности в старших классах.

Часто встречающиеся фонетические трудности можно обобщить следующим образом :

прозношение дифтонгов: [ыа],[уо], [иэ],[үө]; неразличение: [у]-[ү], [ө]-[о]; неразличение:

[ҕ]-[һ], [х); произношение долгих гласных:[аа], [оо], [ыы], [өө] ; произношение (ҥ) и т.др.

Обратить внимание на заимствованные из русского языка слова, которые произносятся и

пишутся в соответствии с нормами якутского языка и вследствие этого в них происходят

фонетические изменения: лампа- лаампа, кошка-куоска; школа-оскуола, хлеб-килиэп,

ручка-урууучука; парк-паарка, журнал- сурунаал.

Для преодоления вышеуказанных трудностей необходимы следующие

подготовительные, фонематические упражнения:

поднимите руку, услышав…(название животного, слово по теме…, существительное во

множественном числе, действие, происходившее в прошлом и т.п.);

прослушай и подними руку, если предложение правильно, относится к тебе;

прослушайте, запомните перечень команд (последовательность действий на

картинках) и выполните эти действия / расположите картинки в нужной

последовательности;

отгадайте загадку (ответ дается на русском – при необходимости и на якутском

языках);

прослушайте 2 предложения и определите, чем они отличаются;

прослушайте 3 слова и повторите только то, в котором есть звук /…./…./, или то

слово, которое обозначает ……;

прослушайте 3 слова и найдите «лишнее».

слушайте предложения. Если они относятся к правой картинке, поднимайте правую руку,

если к левой – то левую.

В 4 -ом классе детям предлагается послушать небольшой текст или диалог .

Перед прослушиванием повторяем необходимый лексический материал. По картинке

можно определить предполагаемую тему ( предтекстовой этап).

Затем происходит само прослушивание(текстовой этап) и контроль

( послетекстовой этап). Во втором и третьем классах –это, как правило, неречевой способ

контроля ( проведи линию, стрелку, поставь галочку, букву, и т.д.). Постепенно можно

подключать и речевой способ контроля(расспросите друг друга, согласитесь или

возразите, сравните содержание текста с фактами из собственной жизни). Таким образом

развиваем коммуникативные и личностные умения.

На начальном этапе очень хороший способ сочетать аудировние с письмом. Самый

хороший способ такого сочетания - это диктант. Диктант отличается от других видов

письма тем, что учащиеся должны записывать то, что они слышали, а не то, что они

хотели написать. Практика показывает, что при диктанте из-за неправильного восприятия

учащиеся часто совершают ошибки. Поэтому мы рекомендуем проводить диктанты с

самого простого, а дальше можно менять степень трудности.

Диктанты бывают разные: 1) Буквенный диктант. 2) Слоговой диктант. 3) Словарный

диктант. 4) Интонационный диктант .

2. Переходный этап. На дальнейшем переходном этапе, помимо вышеуказанных заданий,

рекомендуются более сложные, развивающие навыки аудирования учащихся и их быструю

реакцию на прослушанное. Кроме взаимодействия аудирования с письмом, на этом этапе

необходимо совместить аудирование с говорением. Среди разных типов упражнений

важное место занимают ответы на вопросы по содержанию прослушанного

придумайте заглавие к тексту;

составьте план;

закончите предложения;

в чем разница между только что прослушанным и ранее прочитанным текстами;

в чем разница между текстом и картинкой;

в чем разница между двумя прослушанными микросхемами;

запишите ключевые слова для пересказа;

3. Продвинутый этап . На этом этапе требуется особая методика обучения восприятию на

слух радио- и телепередач, которые составляют основную часть аудиоматериалов. Надо

отметить, что понимание теленовостей, прочитанного , услышанного считается основным

требованием аудирования , проводящегося по государственной программе в последних

годах обучения. Однако подготовку к этому можно начинать еще на первом этапе.

Преподаватель может на каждом уроке просить учащихся делать краткие сообщения о том,

что произошло в последнее время. Это может быть событие, происходящее в школе, в

поселке , где они живут, в стране, в России или в любой стране мира. Благодаря такой

постоянной работе с учащимися вызывается интерес к газетным статьям даже на родном

языке. Итак, любому виду аудирования должна предшествовать работа с лексикой и

идиомами, то есть трудный языковой материал должен быть проработан заранее.



В раздел образования