Автор: Ефремова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №6 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Подольск Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Что можно отнести к профессиональным ошибкам в деятельности педагога
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Информационно-методический центр»
Городской округ Подольск
Дополнительная профессиональная образовательная программа
повышения квалификации педагогических и руководящих работников
«
Основы педагогического мастерства
и профессионального саморазвития»
Самостоятельная работа № 1
«Что можно отнести к профессиональным ошибкам в деятельности педагога и
какова профилактика педагогических ошибок»
ФИО слушателя: Ефремова Н.А.
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ №6 «Ласточка»
Г.о. Подольск
2018
Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с
наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых
данных,
уравновешенности
нервной
системы,
способности
выдерживать
воздействия
сильных
раздражителей,
проявлять
выдержку.
К
числу
личностных
качеств
характеризующих
пригодность
к
педагогической
деятельности,
также
относятся:
склонность
к
работе
с
детьми,
коммуникабельность
(стремление
и
умение
общаться
с
другими
людьми),
тактичность,
наблюдательность,
развитое
воображение,
организаторские
способности, высокая требовательность к себе.
Для выработки педагогического мастерства воспитатель, должен обладать
необходимыми природными данными, хорошим голосом, внешним обаянием.
Однако,
несмотря
на
важное
значение
этих
природных
данных,
способствующих
успешной
педагогической
деятельности,
едва
ли
не
определяющую
роль
играют
качества
приобретенные.
А.С.
Макаренко
подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.
М а с т е р с т в о
в к л юч а е т
в
с е б я
т а к ж е
т е
п е д а г о г и ч е с к и е
усовершенствования, которые осуществляет воспитатель, делая необходимые
выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая
свой методический арсенал.
Каждому педагогу в своем профессиональном становлении приходиться
преодолевать путь проб и ошибок:
Излишняя непосредственность или
« искусственность»
в поведении.
Данная ошибка обусловлена тем, что педагог не может принять воспитанников
с человеческой позиции.
Самоутверждение в позиции более сильного и старшего. Выражается в
авторитетном поведении педагога по отношению к воспитанникам.
2
Проекция
собственного
жизненного
опята
и
своих
чувств
на
детей.
Данная ошибка выражается в неумении воспитателя поставить себя на место
ребенка, а следовательно, трактовка поведения и настроения воспитанника.
Неумение применять теоретические знания к конкретной педагогической
ситуации. Педагог, хорошо знающий теорию не всегда способен применить эти
знания
на
конкретного
ребенка.
Чаще
всего
случается
с
молодыми
специалистами, которые не имеют достаточного опыта работы с детьми.
Игнорирование
мнения
воспитанника.
Выражается
в
нежелании
принимать точку зрения ребенка.
Предвзятое отношение к воспитаннику. Часто у педагогов появляются
свои «любимчики» и дети, к которым педагог испытывает негативные чувства.
Причем
он
открыто
демонстрирует
это
своим
воспитанникам,
что
отрицательно сказывается на формировании межличностных отношений между
детьми.
Переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности.
Демонстрация
педагогического
высокомерия.
При
консультировании
родителей, а также на родительских собраниях, педагог занимает позицию
«ученого
на
лекциях»,
не
умея
выстраивать
равноправные
партнерские
отношения, что выражается в надменной мимике и интонации и вызывает
неприятие у слушателей.
Употребление некорректных выражений в общении с воспитанниками.
Неэффективная организация педагогического процесса Воспитатель не
может спланировать и организовать учебно-воспитательный процесс, однако не
ищет путей разрешения данной проблемы.
Каждый,
кто
выбирает
профессию
педагога,
берет
на
с ебя
ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать. Вместе с тем,
отвечая за себя самого, свою профессиональную подготовку, свое право быть
Педагогам,
человек
должен
ясно
давать
себе
отчет
в
том,
что
достойное
выполнение
профессионального
педагогического
долга
потребует
от
него
принятия на себя целого ряда обязательств.
3
Советы по профилактике педагогических ошибок:
- Систематически анализируйте действия в процессе профессиональной
деятельности.
- Сомневаетесь. Научитесь смотреть на себя в процессе деятельности
глазами других людей. Поспорьте с собственными мыслями. Видите дневник,
записывайте свои мысли.
-
Не
бойтесь
вероятности
совершения
ошибки,
формируйте
новые
привычки мышления. Страх не предупредит оплошности.
Оценивая
сложившуюся
ситуацию,
формируйте
гото в н о с т ь
проанализировать альтернативные пути ее решения.
- Избегать ошибочных обобщений( я пришла на занятие недостаточно
подготовленной и вышла из затруднительного положения за счет своей общей
эрудиции, следовательно, можно не готовиться тщательно к каждому занятию).
- Не принимать негативные реакции людей, их неадекватное поведение
как
желание
причинять
вам
неудобство
.В
основе
такого
поведения
лежат
собственные проблемы людей и неумение их конструктивно разрешать.
- Если совершили ошибку, не опускайте руки. Постоянно повышайте свой
теоретический уровень.
4