Автор: Рыжкова Жанна Васильевна
Должность: Заместитель директора по ВР Воспитатель
Учебное заведение: ОГКОУ КШИ "Колпашевский кадетский корпус"
Населённый пункт: г.Колпашево
Наименование материала: Разработка классного часа
Тема: Технологическая карта
Раздел: среднее образование
Технологическая карта занятия в форме беседы
по духовно – нравственному воспитанию
Разработала Л.Г Евсеенко
№ п/п
Параметр
Описание
1.
Воспитательное
занятие
Беседа 7 класс
2.
Тема занятия
« Нравственная ценность - альтруизм».
3.
Цель занятия
Способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.
4.
Ожидаемый
воспитательный
результат
Воспитательные результаты
Личностные и метапредметные результаты
Усвоение воспитанниками нравственных ценностей,
предполагающих
предпочтение
интересов
других
собственным
интересам,
приобретение
начального
опыта
конструктивного
социального
поведения,
мотивации и способности к духовно – нравственному
развитию.
-развивать
умение
работать
с
информацией
(сбор,
систематизация, умение выбрать нужное);
- формировать умение строить логические
рассуждения,
включая
установление
причинно-следственных
связей,
делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
-
развивать
умение
выделять
нравственный
аспект
поведения, знать моральные ценности;
- развивать умение грамотно строить речевые высказывания
в соответствии с задачами коммуникации;
- развивать умение слушать и слышать собеседника, вести
диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
6.
Оборудование и
материалы
Для педагога
Для обучающихся
мультимедийный проектор, компьютер, презентация,
тексты
стихотворений
М.Ю
Лермонтова
и
Л.
Татьяничева, конверты с пословицами.
Презентация
о
людях,
которые
своими
делами
служили
человечеству(
заранее
подготовлены
2
воспитанника);
Инсценировка по рассказу В.А Сухомлинского «Пахарь и
крот»( 2 воспитанника)
Основные этапы и виды деятельности
1
Этап урока
Цель - результат
Содержание
(страницы
учебника,
медиаресурсы)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
приёмы
Мотивация
С помощью
приветствия вовлечь
учащихся в
совместную
деятельность
Слайд на
доске( звучит
музыка). На
слайде
изображены
улыбающиеся
взрослые и дети.
-
Здравствуйте ребята, я очень рада нашей
встрече. Рассчитываю на вашу поддержку,
помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше
сотрудничество будет успешным! А теперь
поздоровайтесь друг с другом и улыбнитесь!
Звучит стихотворение Л.Татьяничева
Учитель:
- Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.
Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя.
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней живешь и для себя….
Учитель:
-Вы
часто
слышите
слова
«
жить
для
людей»,
вдумайтесь, что это такое?
1.Здороваются
с
учителем.
С м о т р я т
н а
с о с е д а ,
обмениваются улыбками.
2.Слушают учителя.
(Ответы детей)
-Что
–
то
приятное
делать
для всех.
-Кому – то помогать.
-Быть нужным для других в
трудную минуту…и т.д
Диалог
«Подводящий
диалог»
2
Постановка
учебной
задачи.
Актуализация знаний
В.А
Сухомлинский
рассказ «Пахарь и
крот».
Учитель:
-Сегодня на занятии я предлагаю вам посмотреть
н е б ол ь ш у ю
с ц е н ку. ( в ы ход я т
д ва
з а р а н е е
подготовленных
воспитанника
в
образе
Крота
и
Пахаря)
Учитель: Пахарь пахал землю, Вылез Крот из своей
норы
и удивился: вспахано уже большое поле, а
Пахарь все пашет и пашет.
Крот:
-
Зачем
ты
вспахал
такое
большое
поле
и
продолжаешь пахать еще и еще?
Пахарь:
-Я пашу не только себе, но и людям.
Учитель:
- Удивился крот.
Крот:
- Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору
себе. И каждый Крот тоже роет нору только себе.
Пахарь:
-Но ведь вы же -Кроты, а мы – люди!
Учитель:
-
Ответил
Пахарь
Кроту
и
начал
пахать
новую
борозду.
Учитель:
1.
Для чего Пахарь пахал землю и почему Крот
не понимал смысла работы Пахаря?
2.
Как можно назвать Пахаря? Какой принцип
заложен в его отношении к жизни?
3.
А
как
можно
назвать
Крота?
Каким
принципом руководствуется он?
Во спит анники
с м о т р я т
инсценировку
по
рассказу
В.А Сухомлинского «Пахарь
и крот».
(Ответы детей)
-Старался сделать добро для
других
людей…Чувствовал
ответственность…
-Крот привык делать только
для себя….ему важнее свои
интересы….Крот
любит
только себя…
-
«Подводящий
диалог»
Создание
проблемной
ситуации
Открытие
нового
(знания,
способа
действия)
Открытие
нового
понятия
Работа с
презентацией
( слайд с
понятием
альтруизм)
Учитель:
-Альтруизм ( от лат. – один из двух. Равный. Такой
же)
–
система
нравственных
п р и н ц и п о в ,
предполагающая
предпочтение
интересов
других
собственным
интересам.
Альтруизм
есть
порыв
к
самопожертвованию. Добровольное принесение себя
в жертву другим.
- Кому из героев сценки это понятие ближе?
Дети
«открывают
новое
понятие».
(ответы детей)
-Это понятие ближе Пахарю,
он
старался
ради
других
людей…. и т.д
«Подводящий
диалог»
3
Постановка
новой
учебной
задачи
–
выполнение
коллективной
композиции
Работа с
презентацией
( слайд с
понятием эгоизм)
-
А
какие
нравственные
принципы
вы
можете
отметить у Крота?
- А кто знает как называется такое качество ?
-Эгоизм-
(
от
лат.
Эго-я)-
себялюбие.
Поведение.
Целиком
определяемое
мыслью
о
собственной
пользе,
выгоде,
предпочтение
своих
личных
интересов интересам других.
( ответы детей)
-Старается только для себя…
-Любит только себя и ничего
не делает для других..
Постановка
учебной задачи.
Включение
н о в о г о
в
активное
использование
в сочетании с
ранее
изученным,
освоенным
Использование
заранее
подготовленных
презентаций,
пословиц
с
целью
закрепления
нового
понятия.
Звучит спокойная
музыка.
Тексты с
пословицами
- А сейчас ребята подготовили для вас небольшие
презентации о людях – альтруистах, которые своими
делами служили человечеству. Давайте все вместе
посмотрим, а затем обсудим.
-Вам было интересно?
- Что нового вы узнали, какие имена и фамилии
прозвучали?
- Приведите примеры из жизни.
-Сейчас
каждая
группа
получит
конверт
с
пословицами, внимательно прочитайте и выберите
пословицы.
Которые
относятся
к
понятию
альтруизм.
-Давайте посмотрим, что вы выбрали.
-Молодцы, все пословицы выбраны правильно!
Воспитанники
показывают
презентации.
Остальные
внимательно
смотрят
и
слушают.
(ответы детей)
-Было интересно..
-Узнали о таких людях как
врач
Ф.П
Гааза,
немецкий
промышленник
О.Шиндрер,
комсомольцы –герои в ВОВ.
-Мама, солдат,
одноклассник…и т.д
Воспитанники
работают
в
группах
с
п ол у ч е н н ы м
материалом.
( ответы детей)
1гр. – Человек не для себя
родится.
-Живи для людей, поживут и
люди для тебя.
2 г р . - Д а ю щ е го
ру ка
н е
оскудеет.
-Жернова
сами
не
едят,
а
людей кормят.
Музыкальное
сопровождение
4
Итоговая
рефлексия
воспитательно
й
деятельности.
Самоанализ
деятельности
и
её
результата
Формулирование
темы урока
Выбор
домашнего
задания
Текст
стихотворения
Л.Татьяничева
- Ребята, кто хотел бы высказать своё мнение по
поводу нашего сегодняшнего занятия? Было ли вам
интересно? Что вы узнали нового, с какими
понятиями познакомились? Всё ли у вас
получилось? Кто вам в этом помог? Как можно
обозначить тему нашего занятия?
- Вернемся к стихотворению, которое я прочитала в
начале нашего занятия.( слайд с текстом)
- К какому выводу можно теперь прийти еще раз
обратив внимание на это стихотворение?
- Согласна, что служение людям приносит большую
пользу. Человек должен быть полезен для общества.
Я думаю, что и вы тоже приносите пользу обществу
своим
трудом,
учебной
деятельностью,
своими
поступками.
- Я вижу, вас очень растревожила эта тема, может
продолжим
данную
работу
дома,
а
результаты
обсудим на следующем уроке? Какое Д/З вы хотели
бы выбрать?
Задание 1- представьте мир, в котором все люди
служат друг другу и настолько добры, что забывают
о себе. Напишите небольшой рассказ.
Задание
2-рассмотрите
понятие
альтруизм
с
различных точек зрения:
Польза для общества
Вред
Задание 3- приведите примеры других нравственных
ценностей, расскажите о них.
(ответы детей)
-Понравилось..
-Было интересно..
-Узнали новые понятия и
имена, познакомились с
новыми жизненными
ценностями-альтруизм..
-Понравилась работа с
пословицами..
Смотрят, читают,
высказывают свое мнение.
-Даже природа, неживое
существо, все отдает людям.
-Люди должны беречь
природу, она все отдает им.
-Люди должны жить ради
общества….
- Я буду писать рассказ, это
очень интересно.
-Я
буду
делать
вт о р о е
задание
,
оно
мне
кажется
более сложным.
-Я
знаю
много
д р у г и х
нравственных
ценностей
и
сделаю презентацию.
Подводящий
диалог
5
6