Напоминание

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».


Автор: Бир Наталья Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д.с. №72 "Мир детства"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания

мира»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и

способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному

состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать,

исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это

огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и

самовыражаться.

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений

окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию.

Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых

впечатлениях, которые он может получать

Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и

удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг

новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных

ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он

проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками,

носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие

исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с

возрастом этот интерес к исследованиям исчезает.

Задайте себе вопросы: «Почему так происходит? Кто в этом виноват?»

А это происходит из-за взрослых, которые часто говорят

ребёнку, например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай

песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по

сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла.

Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и

естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Вспомните, как

интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой (лепится – не

лепится, что с ним происходит (почему тает); почему один песок

пересыпается, а другой нет (сухой - мокрый) .

Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему

совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не

заслуживает его внимания. Например: «Почему с деревьев листья опадают?

Откуда дождик берётся? Почему корабли не тонут?»

Для того, чтобы детки не теряли этот интерес к окружающему миру, важно

вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и

везде.

Задача воспитателя - не пресекать, а способствовать активному

развитию экспериментальной и исследовательской деятельности.

Что же такое исследовательская деятельность?

Это особый вид интеллектуально - творческой деятельности на основе

поисковой активности, которая направлена на постижение устройства вещей,

связи между какими-то явлениями окружающего мира, их систематизацией.

Поисковая активность - это поведение, направленное на изменение

ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определённого прогноза его

результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности.

Есть ещё одно определение, исследовательское поведение - это поведение,

направленное на поиск и приобретение новой информации от внешнего мира.

Исследовательская активность, это естественное состояние каждого

ребёнка, потому что он настроен на познание мира, он хочет всё знать.

Исследовать, открыть, изучить – для ребёнка это сделать шаг в неизвестное.

Познавательно - исследовательская деятельность зарождается у детей в

самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой

простое экспериментирование (с вещами, погремушками, в ходе которого,

например, возникает простейшее деление предметов: по цвету, форме,

назначению.

В младшем дошкольном возрасте познавательно - исследовательская

деятельность начинается через игру. Мы предлагаем детям пересыпать,

переливать различные материалы и вещества. Знакомим со свойствами

некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей;

льда; снега; стекла.

В старшем дошкольном возрасте в виде детского экспериментирования с

прогнозами. Например: «Что произойдет с бутылкой воды в сугробе? Почему

все грани кубика квадратные? Почему так называется? Почему пластилин

прыгает? Каким станет зернышко через 10 дней?» - вопросы начинают

задавать дети старшего возраста воспитателю, родителям, чтобы получить

ответ и понять, почему это так. Взрослому нужно быть готовым дать ответы

на эти вопросы и помочь детям, в их экспериментальной - исследовательской

деятельности.

Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4

этапа.

1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные

функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него

откладывается в памяти естественно.

2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить,

сформулировать, сделать.

3. Происходит накопление фонда умственных приёмов - операций,

ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает

какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.

4. Формируется и развивается самостоятельность, способность

преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения

определённого результата.

Это естественно для исследовательской деятельности и экспериментов,

потому что ребёнок по большей части проводит все эти исследования

самостоятельно, т. е. без участия взрослых. У детей развиваются творческие

способности, возникает возможность думать, пробовать и самовыражаться

проводя исследования и эксперименты. В процессе этой деятельности у детей

идёт развитие познавательной активности, любознательности и постоянно

возникает необходимость совершать операции, анализы, сравнения,

обобщения, классификации



В раздел образования