Автор: Бир Наталья Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д.с. №72 "Мир детства"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания
мира»
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и
способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному
состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать,
исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это
огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и
самовыражаться.
Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений
окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию.
Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых
впечатлениях, которые он может получать
Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и
удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг
новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных
ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он
проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками,
носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие
исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с
возрастом этот интерес к исследованиям исчезает.
Задайте себе вопросы: «Почему так происходит? Кто в этом виноват?»
А это происходит из-за взрослых, которые часто говорят
ребёнку, например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай
песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по
сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла.
Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и
естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Вспомните, как
интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой (лепится – не
лепится, что с ним происходит (почему тает); почему один песок
пересыпается, а другой нет (сухой - мокрый) .
Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему
совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не
заслуживает его внимания. Например: «Почему с деревьев листья опадают?
Откуда дождик берётся? Почему корабли не тонут?»
Для того, чтобы детки не теряли этот интерес к окружающему миру, важно
вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и
везде.
Задача воспитателя - не пресекать, а способствовать активному
развитию экспериментальной и исследовательской деятельности.
Что же такое исследовательская деятельность?
Это особый вид интеллектуально - творческой деятельности на основе
поисковой активности, которая направлена на постижение устройства вещей,
связи между какими-то явлениями окружающего мира, их систематизацией.
Поисковая активность - это поведение, направленное на изменение
ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определённого прогноза его
результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности.
Есть ещё одно определение, исследовательское поведение - это поведение,
направленное на поиск и приобретение новой информации от внешнего мира.
Исследовательская активность, это естественное состояние каждого
ребёнка, потому что он настроен на познание мира, он хочет всё знать.
Исследовать, открыть, изучить – для ребёнка это сделать шаг в неизвестное.
Познавательно - исследовательская деятельность зарождается у детей в
самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой
простое экспериментирование (с вещами, погремушками, в ходе которого,
например, возникает простейшее деление предметов: по цвету, форме,
назначению.
В младшем дошкольном возрасте познавательно - исследовательская
деятельность начинается через игру. Мы предлагаем детям пересыпать,
переливать различные материалы и вещества. Знакомим со свойствами
некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей;
льда; снега; стекла.
В старшем дошкольном возрасте в виде детского экспериментирования с
прогнозами. Например: «Что произойдет с бутылкой воды в сугробе? Почему
все грани кубика квадратные? Почему так называется? Почему пластилин
прыгает? Каким станет зернышко через 10 дней?» - вопросы начинают
задавать дети старшего возраста воспитателю, родителям, чтобы получить
ответ и понять, почему это так. Взрослому нужно быть готовым дать ответы
на эти вопросы и помочь детям, в их экспериментальной - исследовательской
деятельности.
Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4
этапа.
1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные
функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него
откладывается в памяти естественно.
2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить,
сформулировать, сделать.
3. Происходит накопление фонда умственных приёмов - операций,
ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает
какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.
4. Формируется и развивается самостоятельность, способность
преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения
определённого результата.
Это естественно для исследовательской деятельности и экспериментов,
потому что ребёнок по большей части проводит все эти исследования
самостоятельно, т. е. без участия взрослых. У детей развиваются творческие
способности, возникает возможность думать, пробовать и самовыражаться
проводя исследования и эксперименты. В процессе этой деятельности у детей
идёт развитие познавательной активности, любознательности и постоянно
возникает необходимость совершать операции, анализы, сравнения,
обобщения, классификации