Напоминание

"Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в группах компенсирующей направленности"


Автор: Акименко Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №15
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в группах компенсирующей направленности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Преемственность учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе.

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода,

поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как

биологического, так психологического и социального характера.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и

лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон

речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и

оздоровление организма в целом. Дети с отклонениями в развитии, требуют

вмешательства целого ряда специалистов: дефектологов, врачей, психологов.

Каждый из этих специалистов необходим ребенку, ни один из них не может

заменить другого, а поэтому желаемого успеха можно достичь лишь в том

случае, если их усилия будут объединены, т.е. если воздействие будет

комплексным.

Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе

определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия логопеда и

воспитателя. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога,

воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому

воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер.

Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины

средствами педагоги строят свою работу на основе общих педагогических

принципов. При этом определяя объективно существующие точки

соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог

осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние

других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с

патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной

коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и

развитие двигательных и речевых сфер.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у

детей логопедической группы

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе

определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация

всего учебно-воспитательного процесса.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые

нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой,

скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях логопедической

группы МДОУ, в работе которого выделяются следующие основные

направления:

- коррекционно-воспитательное;

- общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых

нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов.

Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть

основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых

из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой

системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные

грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и

сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная

сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления,

пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна

ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными

задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений

можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с

нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить

эффективность коррекционно-образовательной работы. И исключить прямое

дублирование воспитателем занятий логопеда. Совместная коррекционная

работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

- логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и

воспитателя.

Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию

лексико-грамматического строя имеет большое значение. Работа ведется по

направлениям: расширение и активизацию словарного запаса; усвоение

грамматических категорий; формирование грамматически правильной речи;

развитие связной речи; обучение рассказыванию.

Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов включает в

себя развитие зрительного восприятия; формирование слухового и зрительного

внимания; развитие устойчивости и переключения внимания; формирование

образной и оперативной памяти; развитие логического мышления. Данная

задача может быть успешно решена только при тесном сотрудничестве логопеда

и воспитателя группы. Подбирая речевой и игровой материал для занятий,

необходимо учитывать возрастные и речевые особенности детей. Подобный

подход к организации занятий способствует высокой концентрации внимания у

детей, повышает их активность и работоспособность, дает ощутимые

результаты.

Особое внимание логопеду следует обратить на организацию работы с

воспитателями

Листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных

звуков поможет воспитателю увидеть, над какими звуками работает логопед с

каждым ребенком группы, и проконтролировать правильное произношение этих

звуков детьми в режимных моментах.

Диагностику мелкой моторики детей проводит логопед. Анализ полученных

результатов позволит разработать ряд упражнений для детей, у которых мелкая

моторика отстает от возрастной нормы. Эти упражнения воспитатель выполняет

с детьми в рамках своих занятий.

Также в ДОУ следует разработать стратегию , где логопед построит задания для

логопедической работы с отдельными детьми. Например, отдельные

артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом

предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений,

отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты

упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию

лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть

знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учета воспитатель

отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли

трудности.

Таким образом, взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в

процессе всей речевой работы при четком разграничении их функций. Решая

общие задачи ни тот, ни другой не подменяет друг друга, не дублирует

выполнение работы, коррекционные задачи тесно связаны, но имеют четкое

разграничение направлений.



В раздел образования