Автор: Неумолотова Евгения Владиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 12
Населённый пункт: г. о. Электросталь, Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Оригами – технология речевого развития дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Оригами – технология речевого развития дошкольников.
Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество
детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень
развития
речи
находится
в
прямой
зависимо сти
от
с т е п е н и
сформированности тонких движений пальцев рук.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
форсированности
тонких
движений
пальцев
рук.
У
кого
ловкие,
чуткие
пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и речевые центры в
коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём
совершенствования
тонких
движений
руки
и
пальцев
оказывает
положительное действие на развитие речи. Поэтому чтобы у ребёнка была
хорошо
развита
речь,
следует
тренировать
не
только
органы
речи,
как
таковые, но и пальчики. Чем старше ребенок, тем необходимее найти ему
интересное увлекательное занятие для дальнейшего развития. Для этой цели
хорошим средством послужит оригами.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, созда-
теля первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать
оригами,
как
дидактический
материал
для
объяснения
детям
некоторых
простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали
складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы
складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью
оригами
целый
мир
особый,
радостный,
весёлый,
добрый
и
не
на
что
непохожий»
Оригами помогает:
сделать рывок в развитии речи;
улучшить произношение и обогатить лексику;
подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые
скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды
начинающих школьников;
развить
внимание,
терпение,
так
называемый
внутренний
тормоз
-
умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
играя,
освоить
начало
геометрии,
как
на
плоскости,
так
и
в
пространстве;
научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
"телесных координат", что предотвратит возможность возникновения
неврозов;
ощутить
радость
взаимопонимания
без
слов,
понять
возможности
несловесного общения.
Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но
и
способствует
решению
многих
педагогических
задач,
стоящих
перед
дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой
моторики. Совершенствуя и координируя движение пальцев и кистей рук,
оригами влияет на развитие интеллектуальных и творческих возможностей
ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Занятия
по
оригами
вносят
вклад
в
психическое
развитие
детей.
Они
способствуют
развитию
пространственных
представлений,
практическому
освоению некоторых представлений, физических закономерностей, познанию
свойств бумаги. Дети обладают разнообразными способами практических
действий, приобретают так называемую ручную умелость.
Использование на занятиях художественного слова, музыкальных отрывков
создаёт
определённые
условия,
при
которых
происходит
формирование
эстетических чувств детей
Итак, приобщая детей к процессу изготовления бумажных фигурок, педагог
решает не только проблемы развития мелкой моторики, но и развивает их
психические процессы и речь.
Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами
как технологию речевого развития ребёнка.
Материал по оригами можно использовать в соответствии с лексическими
темами занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать
что-то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают
возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми
произведений
и
сказок,
для
собственного
сочинительства,
развивают
диалогическую и монологическую речь детей.
Таким
образом,
развивая
моторику
рук,
с
помощью
элементов
художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие
детей
дошкольного
возраста,
что
способствует
в
будущем
успешную
подготовку
к
школе.
Выполняя
руками
творческую
работу
любого
направления,
ребенок
развивает
мелкие
движения
рук.
Пальцы
и
кисти
приобретают
хорошую
подвижность,
гибкость,
исчезает
скованность
движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит
развивать речь ребенка.