Автор: Молоткова Анна Игоревна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 904 города Москвы
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: тематический конспект по музыкальному воспитанию
Тема: "Подснежники"
Раздел: дошкольное образование
НОД Музыка
«Подснежники»
музыкальный руководитель.
Молоткова Анна Игоревна ,
Цель:
Закрепить умения петь хором,
вовремя вступать и заканчивать
пение. Развивать навыки движения
под пение, умение соотносить
свои движения с текстом.
Закрепить умения характеризовать
музыкальное произведение,
высказывать свои впечатления о
музыке.
Задача:
Формировать умение
импровизированно двигаться под
чтение стихотворения и музыки,
объединять свои действия в
единый сюжет.
Закрепить знания о времени года
Весна и о сезонных изменениях в
это время года. Дать представление
о первом весеннем цветке
Подснежник.
Формировать бережное
отношение к природе. Закрепить
знания о том, что подснежники
относятся к исчезающему виду
цветов.
Расширение словарного запаса на
материале сезонных изменений в
природе, закрепить понятия
проталина, вешний, лазурный.
Ход занятия:
Под весеннюю музыку дети
заходят в зал и рассаживаются на
стульях.
Муз.рук-ль:
Ребята, какой сейчас месяц?
А какое время года?
- Вы, ждали весну?
Вот она и пришла. Зимой вся
природа спала, скованная снегом и
льдом. Весной всё вокруг оживает
и просыпается.
Давайте поприветствуем весну,
споём радостно:
К нам весна пришла и тепло
принесла!(песенное творчество)
Муз.рук-ль:
- А какие месяцы весна с собой
привела? Назовите по порядку
весенние месяцы?
Ответы детей.
- Назовите первые признаки
наступившей весны?
Предполагаемые ответы детей:
- Днём стало пригревать солнце
- Стало теплее, день стал
длиннее.
- Снег потемнел, стал таять.
- Появились первые проталины.
- Слышно звонкое чирикание
воробьёв, они радуются
наступлению весны.
- Побежали, зазвенели ручьи.
- Возвращаются перелётные
птицы.
Муз. рук: Давайте споём песню о
весне.
1
Дети исполняют песню
«Пришла весна» , сл. И муз. Т.
Прописновой , (журнал
колокольчик №18, 2000год, стр.
15)
Муз.рук-ль:
Сейчас я вам прочитаю небольшой
отрывок из рассказа, а вы
послушайте внимательно:
«Растопило снежинку на верхушке
сосны. Упала горячая капля на
снег. Пробила сугроб и сухую
листву. Там, где она упала,
показалась зеленая стрелочка. А на
ней расцвел голубой цветок.
Смотрит на снег и удивляется: «А
не рано ли я проснулся? Нет, не
рано, пора-пора, запели птицы».
Ребята, о каком цветке говорится в
рассказе?
Дети отвечают:
О подснежнике.
Муз. рук:
Почему он так называется?
Дети: Он появляется из-под
снега.)
Муз. рук:
Подснежники появляются в лесу на
проталинках, растут подснежники
на полянках. Эти нежные цвету
небывалой красоты.
Дети:
Он самый первый из цветов, он
приносит радость, он нежный, его
ласкает солнце. Но подснежник
гордый и смелый, растет прямо
из-под снега, не боится холода
Муз. рук.
Ребята, берите по цветочку, и
вставайте в круг. Давайте исполним
весенний танец о подснежниках.
Исполняется ритмическая
композиция из сб. Сауко, Топ-
хлоп, малыши» «Краше
подснежников нету цветов».
(движения по возрасту старшей
группы)
Дети кладут цветы и садятся на
места
Муз. рук: А какие замечательные
стихи сочинили про подснежники
многое поэты.
Давайте послушаем стихи про эти
нежные цветы:
1. Синее небо. Синие тени,
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник,
Житель весенний,
На синей проталинке
Смело растет.
Л.Яхнин
2. Р. Мельникова
Синенький подснежник! –
Прячусь я в листве.
Солнышко пригреет,
Даст дорогу мне.
Буду улыбаться,
Пахнуть и цвести,
Разольюсь лазурью –
Глаз не отвести.
3. Л. Терехова
Весенним солнечным деньком
В забытом парке городском,
2
В густых кустах орешника
Проснулись три подснежника.
Раскрыли скромные свои
Бутоны нежной синевы
И робко прошептали:
«Скажите, нас тут ждали?»
4. Н. Маслей
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
Муз. рук: Скажите, а как вы
понимаете такие слова: проталина,
лазурный, вешний?
(Ответы детей.)
Муз. рук-ль:
Какие замечательные стихи вы
знаете о подснежниках. Красоту
подснежника передаётся и в
музыке композиторами. Давайте
вспомним, как называется
произведение об этом весеннем
цветке, которое вы слушали на
прошлом занятии?
Дети отвечают.
Кто написал эту музыку?
Дети отвечают.
Муз. рук.
Представьте, что вы маленькие
подснежники.
Дети выходят на седину зала и
встают врассыпную
Сейчас я вам буду читать
красивые стихи об этом цветке, и
включу знакомую вам музыку П. И.
Чайковского «Подснежник», а вы
попробуете передать красоту этого
цветка в движениях.
На фоне звуки музыки
«Подснежник» П. Чайковского
(из цикла Времена года) звучит
стихотворение, дети исполняют
танцевальную импровизацию:
Солнце елочки пригрело,
Кустики, валежники.
На полянку вышли смело
Первые подснежники.
Распрямились, расцвели
В эти дни весенние
Дети нежные земли-
Всем на удивление.
На проталинке стоят,
На ветру качаются,
Словно звездочки, горят,
Лесу улыбаются.
Иногда дожди идут
И снежинки падают,
А подснежники цветут,
Мир собою радуют.
Л.Яхнин.
Дети садятся
Музыкальный руководитель:
Нравится вам эта музыка?
Ответы детей
Что мы можем сказать о ней?
Дети дают краткую
характеристику музыке, называя
прилагательные (типа спокойная,
светлая, нежная и д. т)
Муз. рук: Сейчас Ксения
прочитает ещё одно стихотворение
о подснежнике.
3
Ребёнок:
На лесной проталинке
Рос цветочек маленький,
Нежный и пушистый,
Бело-серебристый.
Мы цветок срывать не стали,
Мы его на фото сняли,
И теперь он в рамочке
На столе у мамочки.
Н. Железкова
Муз. рук: Молодцы, ребята, что
не стали рвать подснежники,
а сфотографировали его и оставили
расти на проталинке.
Скажите, а можно ли срывать
подснежники?
Ответы детей
Муз. рук: :
Почему?
Дети:
Потому что подснежников в
природе осталось мало. Когда
сорвешь цветок, он семян уже не
даст, новые цветы уже не
вырастут. На земле полянок с
подснежниками чуть-чуть
осталось. Некоторые люди не
знают, что цветов этих осталось
мало, и рвут их, везут в больших
коробках и продают. В каждой
коробке помещается маленькая
полянка подснежников. Может
наступить день, когда мы увидим
лишь голую землю без цветов.
Муз. рук:
- Подумайте, как можно спасти
подснежники. Ведь многие любят
дарить их.
Ответы детей
Муз. рук:
Можно рассказать своим друзьям,
брату, сестре, маме, папе,
бабушке, дедушке про то, что
случится с весенними цветами,
если люди будут рвать их дальше.
Муз. рук:
А ещё можно нарисовать, вырезать
из цветной бумаги подснежники и
подарить такую работу сделанную
своими руками маме, друзьям,
знакомым вместо живых цветов.
На этом наша интересная
встреча о подснежниках подошла к
концу. Наступил час расставанья,
споем дружно «ДО свидания» ( по
трезвучию с Vст. вниз до тоники).
Под музыку дети друг за другом
выходят из музыкального зала.
4