Напоминание

«Духовно – нравственное развитие и воспитание детей через музыкальную деятельность


Автор: Иевич Ольга Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР дс № 504
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Духовно – нравственное развитие и воспитание детей через музыкальную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Духовно – нравственное развитие и воспитание детей через

музыкальную деятельность

В

настоящее

время

проблеме

духовно-нравственного

воспитания

уделяется

пристальное

внимание.

Это

подчеркивается

и

в

Федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где

среди

важнейших

принципов

определен

принцип

п о с т р о е н и я

образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-

нравственных

и

социокультурных

ценностей,

принятых

в

современном

обществе.

В

документе

отмечается

необходимость

воспитания

у

дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему

народу, его культуре и народным традициям.

Настоящее

время

-

непростой

исторический

период.

Материальные

ценности

доминируют

над

духовными,

поэтому

у

детей

искажены

представления

ο

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности

и

патриотизме.

Музыкальное

искусство

в

педагогике

является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на

ребенка.

Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее

основе добрые чувства, прививая нравственные качества – важная задача!

Мы формируем у дошкольников:

нравственные чувства

нравственный облик

нравственная позиция

нравственное поведение

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание

души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его

нравственных

качеств.

Моя

цель,

как

музыкального

руководителя,

не

в

воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку,

чтобы для всех она стала духовной потребностью.

1

Поэтому,

занимаясь

непосредственно

музыкальной образовательной

деятельностью, ставлю следующие задачи:

1.

Всестороннее

развитие

личности,

творческого

потенциала,

духовно-

нравственное воспитание музыкой.

2.

Активизация познавательной деятельности детей.

3.

Воспитание

силой

музыки

внутреннего

мира

ребенка,

отношения

к

окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4.

Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний

и навыков.

Для

решения

этих

задач

я

задействую

все

виды

музыкальной

деятельности и

использую

следующие формы организации музыкальной

деятельности.

Все

виды

музыкальной

деятельности

служат

средствами

духовно-нравственного

развития,

но

основным

видом,

на

мой

взгляд,

является слушание музыки.

В

России

духовно-нравственное

воспитание

т радиционно

содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе

православной культуры, фольклора. Слушая народную, духовную музыку и

произведения

великих

русских

композиторов,

в

основу

которых

легла

народная песня, сказка, былина, дети осваивают бесценный культурный опыт

поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого

русского народа, воспевание красоты родной природы.

Цель моих занятий с детьми народной музыкой не только познакомить

их с образцами фольклора, но и привить

любовь к ближнему, умение

выразить

свои

чувства

при

помощи

голоса,

жеста,

движения,

то

есть

воспитания музыкальных и творческих навыков.

Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мною в

слушании и ритмической деятельности воспитанников, обладают большими

художественными

достоинствами

и

высокой

познавательной

ценностью.

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского

народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть

2

аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра.

Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных

инструментов», «народный хор».

Одна

из

самых

ранних

звучащих

страниц

прошлого

России

это

обычаи, обряды и поверья, заклинания и заговоры; это приметы родины в

характерном складе речи, в строе и образности стихов, а также в песенных

напевах. Именно с первыми проявлениями народного творчества пришло к

людям искусство, выраженное в поэтическом слове и коллективном пении. Я

знакомлю воспитанников с детским фольклором.

Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников - это

игра, которая приносит малышам огромную радость. Музыкальные народные

игры формируют и развивают духовные качества ребенка. Например, такие

как: «Горелки», «Золотые ворота», и другие. Дети с удовольствием играют в

эти

игры

на

праздниках,

развлечениях

и

на

прогулках.

Хороводы

стали

постоянным элементом развлечений, связанных с народными традициями.

С целью помочь ребенку проявить свои творческие способности или

просто

выразить

свое

внутреннее

состояние

и

эмоции,

я

совместно

с

воспитателями

использую

сюжетно-ролевые

игры,

организовываю

театрализацию русских народных сказок, инсценирование песен.

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности.

Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную

окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви

к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.

Важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности

ребенка

являются

музыкально

-

ритмические движения.

Возможность

выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной

степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и

делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы

перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.

3

Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре

происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный мной

план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и

православных

праздников.

Стало

доброй

традицией

отмечать

в

нашем

детском саду праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Больше всего

любим детьми праздник «Масленица».

Уважение и любовь к мамам, бабушкам, семейным ценностям, дружбе,

воспитываем через музыкальную деятельность на таких праздниках, как:

«День Матери», «8 Марта», «Мама, папа, я - спортивная семья». Русский

писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А

человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке,

достаётся ему от матери».

Все

совместные

праздники

родителей

и

детей,

безусловно,

играют

огромную роль в духовно – нравственном воспитании будущего поколения.

Дети

и

взрослые

водят

хороводы,

поют

песни,

загадывают

загадки,

рассказывают пословицы и поговорки, играют в игры.

Тема

прославления

нашего

русского,

родного

народа

является

приоритетной

в

нравственно-патриотическом,

духовном

и

эстетическом

воспитании

наших

воспитанников.

Для

каждой

возрастной

группы

я

подобрала

интересный

и

доступный

фольклорный материал. Игры

«Зайчик»,

«Золотые

ворота»,

«Вышел

Ваня

погулять»,

«Гори

ясно»,

«Дударь»,

«Сиди

Яша»,

«Кострома»,

«Плетень» дети

с

удовольствием

используют в самостоятельной игровой деятельности, на прогулках и дома.

Воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами не

возможно

без

тесной

совместной

работы

с

семьей.

Здесь

важна

просветительная

работа

с

родителями

о

роли

музыки

в

жизни

ребенка,

влиянии

на

его

нравственное,

психическое

и

физическое

здоровье.

Информация

по

этим

и

другим

вопросам,

ежемесячно

сменяемая,

предлагается мною родителям в «уголке музыкального руководителя».

4

Приобщаясь

к

музыкальному

наследию,

ребенок

познает

эталоны

красоты и морали, приобретает ценный духовный опыт многих поколений.

П о з в о л ьт е

з а ко н ч и т ь

с в о е

в ы с т у п л е н и е

с л о в а м и

п и с а т е л я

Р.Роллана: «Музыка,

подобно

дождю,

капля

за

каплей,

просачивается

в

сердце и оживляет его».

Иевич Ольга Викторовна

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

МКДОУ ЦРР - детский сад № 504

г. Новосибирск

5



В раздел образования