Автор: Иевич Ольга Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР дс № 504
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Духовно – нравственное развитие и воспитание детей через музыкальную деятельность
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Духовно – нравственное развитие и воспитание детей через
музыкальную деятельность
В
настоящее
время
проблеме
духовно-нравственного
воспитания
уделяется
пристальное
внимание.
Это
подчеркивается
и
в
Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где
среди
важнейших
принципов
определен
принцип
п о с т р о е н и я
образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-
нравственных
и
социокультурных
ценностей,
принятых
в
современном
обществе.
В
документе
отмечается
необходимость
воспитания
у
дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему
народу, его культуре и народным традициям.
Настоящее
время
-
непростой
исторический
период.
Материальные
ценности
доминируют
над
духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления
ο
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности
и
патриотизме.
Музыкальное
искусство
в
педагогике
является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на
ребенка.
Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее
основе добрые чувства, прививая нравственные качества – важная задача!
Мы формируем у дошкольников:
нравственные чувства
нравственный облик
нравственная позиция
нравственное поведение
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание
души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его
нравственных
качеств.
Моя
цель,
как
музыкального
руководителя,
не
в
воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку,
чтобы для всех она стала духовной потребностью.
1
Поэтому,
занимаясь
непосредственно
музыкальной образовательной
деятельностью, ставлю следующие задачи:
1.
Всестороннее
развитие
личности,
творческого
потенциала,
духовно-
нравственное воспитание музыкой.
2.
Активизация познавательной деятельности детей.
3.
Воспитание
силой
музыки
внутреннего
мира
ребенка,
отношения
к
окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
4.
Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний
и навыков.
Для
решения
этих
задач
я
задействую
все
виды
музыкальной
деятельности и
использую
следующие формы организации музыкальной
деятельности.
Все
виды
музыкальной
деятельности
служат
средствами
духовно-нравственного
развития,
но
основным
видом,
на
мой
взгляд,
является слушание музыки.
В
России
духовно-нравственное
воспитание
т радиционно
содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе
православной культуры, фольклора. Слушая народную, духовную музыку и
произведения
великих
русских
композиторов,
в
основу
которых
легла
народная песня, сказка, былина, дети осваивают бесценный культурный опыт
поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого
русского народа, воспевание красоты родной природы.
Цель моих занятий с детьми народной музыкой не только познакомить
их с образцами фольклора, но и привить
любовь к ближнему, умение
выразить
свои
чувства
при
помощи
голоса,
жеста,
движения,
то
есть
воспитания музыкальных и творческих навыков.
Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мною в
слушании и ритмической деятельности воспитанников, обладают большими
художественными
достоинствами
и
высокой
познавательной
ценностью.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского
народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть
2
аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра.
Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных
инструментов», «народный хор».
Одна
из
самых
ранних
звучащих
страниц
прошлого
России
–
это
обычаи, обряды и поверья, заклинания и заговоры; это приметы родины в
характерном складе речи, в строе и образности стихов, а также в песенных
напевах. Именно с первыми проявлениями народного творчества пришло к
людям искусство, выраженное в поэтическом слове и коллективном пении. Я
знакомлю воспитанников с детским фольклором.
Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников - это
игра, которая приносит малышам огромную радость. Музыкальные народные
игры формируют и развивают духовные качества ребенка. Например, такие
как: «Горелки», «Золотые ворота», и другие. Дети с удовольствием играют в
эти
игры
на
праздниках,
развлечениях
и
на
прогулках.
Хороводы
стали
постоянным элементом развлечений, связанных с народными традициями.
С целью помочь ребенку проявить свои творческие способности или
просто
выразить
свое
внутреннее
состояние
и
эмоции,
я
совместно
с
воспитателями
использую
сюжетно-ролевые
игры,
организовываю
театрализацию русских народных сказок, инсценирование песен.
Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности.
Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную
окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви
к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.
Важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности
ребенка
являются
музыкально
-
ритмические движения.
Возможность
выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной
степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и
делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы
перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.
3
Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре
происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный мной
план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и
православных
праздников.
Стало
доброй
традицией
отмечать
в
нашем
детском саду праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Больше всего
любим детьми праздник «Масленица».
Уважение и любовь к мамам, бабушкам, семейным ценностям, дружбе,
воспитываем через музыкальную деятельность на таких праздниках, как:
«День Матери», «8 Марта», «Мама, папа, я - спортивная семья». Русский
писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А
человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке,
достаётся ему от матери».
Все
совместные
праздники
родителей
и
детей,
безусловно,
играют
огромную роль в духовно – нравственном воспитании будущего поколения.
Дети
и
взрослые
водят
хороводы,
поют
песни,
загадывают
загадки,
рассказывают пословицы и поговорки, играют в игры.
Тема
прославления
нашего
русского,
родного
народа
является
приоритетной
в
нравственно-патриотическом,
духовном
и
эстетическом
воспитании
наших
воспитанников.
Для
каждой
возрастной
группы
я
подобрала
интересный
и
доступный
фольклорный материал. Игры
«Зайчик»,
«Золотые
ворота»,
«Вышел
Ваня
погулять»,
«Гори
ясно»,
«Дударь»,
«Сиди
Яша»,
«Кострома»,
«Плетень» дети
с
удовольствием
используют в самостоятельной игровой деятельности, на прогулках и дома.
Воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами не
возможно
без
тесной
совместной
работы
с
семьей.
Здесь
важна
просветительная
работа
с
родителями
о
роли
музыки
в
жизни
ребенка,
влиянии
на
его
нравственное,
психическое
и
физическое
здоровье.
Информация
по
этим
и
другим
вопросам,
ежемесячно
сменяемая,
предлагается мною родителям в «уголке музыкального руководителя».
4
Приобщаясь
к
музыкальному
наследию,
ребенок
познает
эталоны
красоты и морали, приобретает ценный духовный опыт многих поколений.
П о з в о л ьт е
з а ко н ч и т ь
с в о е
в ы с т у п л е н и е
с л о в а м и
п и с а т е л я
Р.Роллана: «Музыка,
подобно
дождю,
капля
за
каплей,
просачивается
в
сердце и оживляет его».
Иевич Ольга Викторовна
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
МКДОУ ЦРР - детский сад № 504
г. Новосибирск
5