Напоминание

Развитие основных ключевых компетенций учащихся по теме " Школа"


Автор: Клывак Наталья Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: село Александровское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие основных ключевых компетенций учащихся по теме " Школа"
Раздел: среднее образование





Назад




Неотъемлемой составляющей учебной деятельности любого образовательного учреждения

являются педагогические советы, которые по своей направленности бывают разнообразны.

Их проведение и организация базируются на тех целях и задачах, которые стоят перед

коллективом на данный момент. Перед нашей гимназией стоит цель – формирование

доминанты самосовершенствования личности в контексте индивидуализации

образовательного процесса. Для решения этой цели творческие учителя гимназии

участвуют в написании и реализации проектов, программ. Предлагаю вам материал для

проведения педсовета по теме «Формирование информационно-коммуникативных

компетентностей у гимназистов».

Оперативный план-проект проведения педсовета

Тема: Формирование информационно-коммуникативных компетентностей у гимназистов.

Этапы

Регламен

т

Ответственны

е

1.

Тезаурус.(компетенция, коммуникативная,

информационная компетенции)

10 минут

2.

Концепция формирования информационного общества

7 минут

3.

Компетенции и компетентностная модель современного

учителя

10 минут

4.

Качество обученности за первую четверть.

10 минут

5.

Анализ «скрытой камеры»

5 минут

6.

Практикум «Компетенции, обеспечивающие

коммуникацию»

35 минут

7.

Формирование ИК кометентностей в начальном звене

прогимназии

10 минут

8.

Анализ анкет и экспересс-опроса

10 минут

9.

«Проба пера»

10 минут

10

.

Рефлексия

5 минут

11

.

Проект решения педсовета

5 минут

Тезаурус

Что такое информация?

Информация (от латинского)

разъяснение,

представление,

сообщение.

Что такое коммуникативность?

совокупность некоторых свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс

общения.

Что такое компетентность?

Это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности

(результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга

значимых для данного общества задач (проблем).

Способность индивида реализовать свой потенциал, включившись в общественно-

значимую деятельность.

Что такое коммуникативная компетентность?

Умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями

общения.

Готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать

необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку

зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия

позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.

Что такое информационная компетентность?

это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать,

анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

умение работать со всеми видами источниками информации.

Концепция формирования информационного общества

Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято

производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее

формы – знаний.

Само название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты,

предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в

изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые

средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро

распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в

привычной для них форме

Можно выделить следующие характерные черты информационного общества:

В 1999 году Государственной Думой Российской Федерации была разработана Концепция

формирования информационного общества в России. Ее цель – определение российского

пути построения информационного общества, обусловленного современным политическим,

экономическим, культурным, образовательным уровнем развития государства и общества. В

нашей стране формирование элементов информационного общества является задачей

актуальной и чрезвычайно сложной в силу тех исторических обстоятельств, в которых

находится Россия. Основой российского пути должны явиться:

информатизация всей системы общего и специального образования - от детского

сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и

переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и

способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого

потенциала;

формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в

том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;

обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим

российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного

русскоязычного сектора в Интернете.

Трудно переоценить роль школы в решении данного вопроса. Однако возникает проблема:

может ли наша система образования в полной мере способствовать развитию

информационного общества в стране.

Но не следует воспринимать информационное общество как очередную утопию, сулящую

всеобщее счастье. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, но этот мир таит

в себе опасность отхода от реальности. На пути молодого поколения встает проблема - это

информационные соблазны и угрозы. Возникают этические и правовые проблемы: частная

жизнь людей и организаций может быть разрушена; негативное влияние средств массовой

информации; необходимость постоянного повышения своего профессионального уровня;

психологические проблемы, связанные с виртуальной реальностью; массовая безработица;

«информационные войны»; информационное неравенство, которое вносит раскол в

общество и ставит под угрозу национальную безопасность

Частью общечеловеческой культуры должна стать информационная культура – умение и

потребность человека работать с информацией средствами новых информационных

технологий. Основы информационной культуры человека должны закладываться в школе.

О степени продвижения страны по пути к информационному обществу позволяет судить

уровень количественного и качественного развития образовательной системы.

Среди первоочередных задач государственной политики обеспечения перехода к

информационному обществу в области образования должны быть решены следующие

задачи:

выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам современных

информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие

программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т.д.);

создание специализированных общедоступных информационных ресурсов (базы и

банки данных, электронные библиотеки и т.д.), ориентированных на решение

образовательных задач, в том числе как бесприбыльных; создание сети

специализированных образовательных центров регионального и городского

подчинения, а также центров подготовки и переподготовки преподавателей и

учителей, оснащенных современными средствами информатизации.

Возникает необходимость решения сложной общественно значимой задачи – создание

определенного поведения члена информационного общества, выявления методов

воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование

человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между

поколениями. Именно такое воздействие оказывает система образования, которая должна

приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе

жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного

наследства своей страны.

Информатизация системы общего образования, ориентированная на воспитание нового

поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям

информационного общества – основная перспективная задача перехода к

информационному обществу.

Компетенции и компетентностная модель современного учителя.

Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного

развития.

Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои

образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной

самооценки.

Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности

учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение

родителей, учащихся и людей «извне» к управлению ОУ и оценке его деятельности.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава

входящих в неё элементов:

Ценности, принципы и цели.

Профессиональные качества.

Ключевые компетенции.

Педагогические методы, способы и технологии.

Профессиональные позиции.

Ценности:

свобода учащегося быть самим собой;

каждый человек обладает своим «совершенством»;

помочь каждому учащемуся сделать его индивидуальные дарования социально

плодотворными;

индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям,

интересам и возможностям;

человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он

считает важным для себя;

чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть

соответствующим комплексом ключевых компетенций;

приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени

может способствовать его развитию.

Профессиональные качества:

доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;

быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить

соответствующие коррективы в свою деятельность;

иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть

способным поделиться своим видением с учащимися;

понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;

иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;

демонстрировать компетентное поведение;

демонстрировать увлеченность свом предметом;

использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

стимулировать интерес, желание вместе думать и дискутировать;

ставить оригинальные вопросы;

проявлять независимое мышление;

формулировать идеи;

высказывать разнообразные точки зрения;

мотивировать учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.

Педагогические методы, способы и технологии.

Технология «критического мышления»

Проектно – исследовательский метод

Организация разнообразных форм диалога и дискуссий

Методы формирования понятий

Основные компетенции современного учителя.

Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои

«образовательные дыры».

Организовать и руководить самостоятельную деятельность учащихся.

Занимать позицию эксперта.

«Сценировать» учебный процесс

Планировать.

Мотивировать.

Владеть компьютерными технологиями

Владеть проектным мышлением.

Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять

наиболее подходящий для него учебный материал.

Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать

свои достижения.

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения.

Анализ скрытой камеры.

Для проведения анализа были собраны данные по успеваемости по двум предметам у

учащихся двух классов. При этом фамилии учителей, и детей не указываются. Через

собеседование с учителем выяснили, какие оценки являются реальными, а какие завышены

или занижены (они подчеркнуты). Перед коллективом была поставлена задача – выяснить

причины.

Через собеседование с учениками, выяснили, как они оценивают свои знания за данный

промежуток времени по данному предмету.

учител

ь

учени

к

учител

ь

учени

к

1

4

5

2

3

3

3

3

3

4

3

4

5

4

5

6

3

3

7

3

3

8

3

3

9

3

4

1

0

3

4

1

1

4

5

1

2

4

4

1

3

4

4

1

4

4

4

1

5

4

4

1

6

3

4

1

7

3

4

1

8

3

4

учител

ь

учени

к

учител

ь

учени

к

1

4

4

4

4

2

4

4

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4-

3

4

5

5

4

5

5

6

4

4

4

4

7

5

4

5

5

8

4

4

4

4

9

5

5

5

5

1

5

5

5

4

2

4/3

4

3

3

3

5

4

5

5

4

3/4

4

4

4

5

4

4

5

5

6

3/4

3

4

4

7

3

3

4

4

8

4

4

3

4

9

5

4

4

4

Перед коллективом была поставлена задача – выяснить причины расхождения оценок

учителя и самооценки ученика.

Причины:

необъективная оценка своих возможностей со стороны учащихся;

нераскрытые способности учащегося со стороны учителя;

несформированность ИКК учащегося для желаемого им результата, над чем и стоит

работать педагогическому коллективу.

«Компетенции, обеспечивающие коммуникацию» (практикум)

Компетенции, обеспечивающие коммуникацию.

1.

Обсуждение.

2.

Выступление.

3.

Понимание текстов.

4.

Написание текстов.

5.

Работа с информацией.

Обсуждение

Первый уровень.

Говорить по теме дискуссии, формулировать свою точку зрения.

Задавать вопросы, касающиеся понимания: «правильно ли я понял, что..».

Второй уровень.

Определять цели и результаты обсуждения.

Выяснять и уточнять смысл используемых терминов и понятий.

Делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения.

Третий уровень.

Решать, когда и в какой мере участвовать в обсуждении для достижения своей цели,

учитывая ситуацию (например, настроение группы). Уметь определять контекст

коммуникации, то есть почему возникла необходимость в подобной коммуникации.

Стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии(например,

передавать слово, задавать наводящие вопросы).

Выступление

Первый уровень.

Сделать короткое выступление на простую тему.. Сформулировать свою точку

зрения на предложенную тему., несколько аргументов в качестве обоснования.

Оценить, удалось ли раскрыть тему и обосновать свою точку зрения.

Второй уровень.

Определять цель выступления. Подготовить речь – изучить тему, подготовить

заметки, отобрать иллюстрации. Структурировать свою речь (во-первых, во-

вторых..). Использовать иллюстрации, чтобы помочь аудитории понять основную

идею выступления.

Третий уровень.

Оценить характер аудитории и выбрать язык и способы представления Материала.

Подготовить презентацию в электронном виде. Менять способа работы с

аудиторией, если они не соответствуют характеру аудитории и сложившейся в ходе

выступления ситуации. Осуществлять рефлексию, выделяя плюсы и минусы.

Понимание текстов.

Первый уровень

Уметь определить тему (фрагмент из книг, газет).

Умение определять основную идею в простых материалах, выразить кратко

содержание простого текста объемом не более страницы.

Второй уровень.

Уметь определять основную идею научно-популярных журналов.

Уметь выразить краток содержание объемного текста.

Уметь различать в тексте факты, мнения – интерпретации.

Уметь определять жанровые особенности текста. Умение осуществлять прогноз

развития процесса, ситуации, описанной в тексте.

Третий уровень

Уметь определять адресат текста, намерения автора, цель написания данного

текста. Уметь комментировать текст, распознавать в тексте подтекст.

Уметь выявлять противоречия, осуществлять различные виды чтения (просмотровое,

выборочное, смысловое.)

Написание текстов (документов)

Первый уровень

Уметь письменно изложить содержание простого текста, писать рефераты, отчет.

Второй уровень

Уметь исползьзовать различные формы представления информации (письма,

памятки). Структурировать материал, чтобы помочь читателю следить за мыслью и

понимать основные идеи.

Третий уровень

Уметь определять адресат текста, стиль письма, соответствующий адресату или

цели. Уметь ясно выражать свои мысли в письменной форме, придерживаясь темы,

используя доказательства и и примеры. Уметь писать разного вида: отчеты, эссе,

рефераты, проекты, программы, короткие статьи на заданную тему.

Уровень сформированности данных компетентностей был проанализирован через

фрагмент видеоурока и через выступление учащихся 7-8 классов на тему «Суд над

инерцией».

Используя таблицу качества обученности, анализ скрытой камеры, знание уровней

компетентностей гимназистов, через просмотренные фрагменты уроков, учителя выявили

причины недостаточно высокого уровня ИКК у гимназистов

Фронтальный опрос учащихся

Работа с тестами

Недостаточная частая организация работы в диалоговом режиме

Из информационных источников чаще всего используется Интернет.

Неумение выбирать нужную информацию из книг, энциклопедий.

Формирование ИК компетентностей в начальном звене прогимназии.

В педагогике неизбежно возникают вопросы:

«Чему учить?»

«Зачем учить?»

«Как учить?»

Но, вместе с тем, появляется ещё один вопрос:

«Как учить результативно?»

Владение ИКТ – одно из необходимых требований к подготовке современного специалиста

любой отрасли, рост которого начинается в начальных классах.

Использование младшими школьниками в своей деятельности Компьютера оказывает

существенное влияние на различные стороны их психического развития. Возникает целый

ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютера:

компьютерное конструирование,

творческое экспериментирование,

игры воображения…

Анкеты и диагностические беседы дали определённые ответы об уровне читательской

активности – 30%, об уровне применения компьютера –20% и Интернета – 10% +50%.

Специфической оказалась ниша, которую занимает компьютер в сознании младших

школьников: это отнюдь не рабочий инструмент, не средство решения интеллектуальных и

коммуникативных задач, как у взрослых Школьников, а скорее некий аналог, заместитель

таких привычных предметов, как телевизор, тетрис; главное же – его определяют как

средство для игры.

Современные младшие школьники знают об Интернете, компьютере довольно много: он

имеет кнопки, память, передает что-то, он платный и ломается.

Книга как источник информации отошла на второй план.

Наличие библиотеки в семье

1 2 3 4

α

3

4

2

9

ß

3

2

5

Посещение гимназической библиотеки

1

2

3

4

Посвящение в

читатели

частичн

о

активн

о

активн

о

Существуют:

1.

Книжная элита, которая любит читать и размышлять

2.

Сторонники делового чтения (готовятся к Д.З.)

3.

Аутсайдеры (не читающие)

Практика проведения урока с использованием ИКТ способствует совершенствованию и

активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к

выполнению умственных и практических действий, способствует развитию сенсорного

восприятия всех анализаторов, внимания и памяти. Стимулирует познавательную

активность, расширяет возможности получаемой информации.

Уровни компьютерной грамотности учащихся.

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкийуровен

ь

15 человек

16 человек

4 человека

Наличие компьютеров у учащихся

1 2 3 4

20

13

12

24

Формы работы с учениками зависит от уровня компьютерной грамотности учителя.

высоки

й

средни

й

низки

й

3

3

1

В гимназии можно выделить следующие уровни:

1.

сотрудничество, в котором учитель по ИКТ-уровню выше своего ученика;

2.

сотрудничество, в котором учитель и ученик, находясь на одном ИКТ-уровне, в

процессе работы оказывают друг другу помощь, восполняют пробелы друг друга;

3.

сотрудничество, в котором ученик превосходит учителя предметника по ИКТ-уровню

и выполняет социальный заказ по созданию учебно-методических материалов.

Формы организации

мест

Формы и методы применения ИК

ЗУН

Формирование ИКК

-Различные типы

уроков.

-Групповые и

индивидуальные

занятия.

-Занятия кружков,

секций, студий и т.п.,

-Внеурочная работа по

циклам учебных

дисциплин,

образовательным

областям и отдельным

-Применение познавательных

умений и навыков на разных

этапах уроков в процессе

использования готовых УММ и

созданных в результате

совместной проектной

деятельности учителя и ученика,

учителя и технического

консультанта.

-Творческие экзамены и

дифференцированные зачеты в

профильных ИТ-классах .

-Умение произвести отбор из

Интернета необходимой

информации по определенной

теме.

-Умение структурировать

отобранную информацию.

-Способность преобразовать

информацию средствами НИТ

для презентации в учебном

процессе.

учебным предметам.

-Подготовка к экзаменам в форме

компьютерного ЦТ и ЕГЭ

-Проблемные семинары,

творческие мастерские.

-Индивидуальные

консультации.

-Конференции,

фестивали, конкурсы.

-Деятельность

учащихся в качестве

художников,

постановщиков танцев

и спектаклей,

сочинителей стихов,

прозы и музыки,

журналистов,

исследователей и

проектировщиков,

программистов.

-Конкурсы проектов для учащихся:

создание видеоматериалов,

презентаций, страниц школьного

сайта.

Освоение способов

применения различной

цифровой техники и

компьютерных программ для

нахождения, обработки,

выделения и представления

информации разного типа

(научного, публицистического

или художественного).

Совет

старшеклассников.

-Творческие группы.

-Советы дела.

-Клубы по интересам.

-Создание образовательных

электронных ресурсов по

предметам разных

образовательных областей

совместно с учителями.

Способность свободного

применения, наряду с другими

– всех ИКТ-знаний, умений,

навыков в практической

деятельности (как один из

показателей социальной

адаптации) по социальному

заказу или личной

необходимости.



В раздел образования