Автор: Родионова Нина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Тоншаевская средняя школа
Населённый пункт: р.п. Тоншаево, Нижегородская область
Наименование материала: урок
Тема: урок по рассказу А.Геласимова "Нежный возраст"
Раздел: среднее образование
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу А.Геласимова
«Нежный возраст»
Тема урока: Кто может нас понять?
Родионова Нина Александровна, учитель
русского языка и литературы,
МОУ Тоншаевская средняя школа,
р.п. Тоншаево, Нижегородская область
Цели:
1.
Познакомить учащихся с рассказом А.Геласимова «Нежный возраст».
2.
Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
3.
Совершенствовать навыки работы в группах.
4.
Воспитание позитивного отношения к жизни.
Ход урока
1.
Сегодняшний наш урок хочу начать стихотворными строчками:
Кто может нас понять?
Кому же интересны мы?
Ведь даже родителям наплевать
О чем наконец наши сны!!!
Мы можем кого-то любить
А еще ненавидеть можем
Мы можем хорошими быть
И можем плохими быть тоже.
Вам всем не судьба нас понять…
Послушать вам нас хоть раз…
Мы можем негодовать…
Разочаруюсь в вас…
Это стихотворение я нашла в Интернете, автора, конечно же, нет.
Невозможно пройти мимо, ведь это же крик детской души!!! Знакомо
вам такое отчаяние?! Думаю, да!
Так вот и герой произведения, с которым мы будем знакомиться на
уроке, также ждет понимания со стороны родителей. Так и определим
тему нашего урока: «Кто может нас понять?»
Рассказ Андрея Геласимова называется «Нежный возраст».
Несколько слов о самом авторе.
2.
Краткая справка о писателе (индивидуальное сообщение) + портрет
Андрей Валерьевич Геласимов - автор многих повестей и рассказов,
стихотворений в прозе, романов «Год обмана» и «Рахиль».
Родился в 1966 году в городе Иркутске. В 1987 г. окончил факультет
иностранных языков Якутского государственного университета. После этого
учился на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне – РАТИ) в мастерской
Анатолия Васильева. В 1996–1997 гг. А. Геласимов стажировался в
Халльском университете (Великобритания). Защитил кандидатскую
Диссертацию по английской литературе.
Был доцентом кафедры английской филологии Якутского государственного
университета, преподавал стилистику английского языка. С 2002 года живет в
Москве.
В 2001 г. в журнале «Октябрь» был опубликован первый рассказ А.
Геласимова «Нежный возраст». С тех пор А. Геласимов постоянный автор
этого журнала: повесть «Жажда», роман «Рахиль», рассказы. Некоторые из
его произведений вышли отдельными изданиями: «Жажда. Фокс Малдер
похож на свинью», «Один год», «Рахиль».
Книги А. Геласимова переведены на французский, немецкий,
итальянский, венгерский, эстонский языки. Их проходят на спецкурсах
современной русской литературы в МГУ, Литинституте.
Прозу Андрея Геласимова отличает, в первую очередь, непривычное
для сегодняшней литературы реальное и доброе отношение к
действительности. В ней нет ни осуждения, ни пафоса разоблачения, ни
сетований на превратности судьбы. Жизнь воспринимается такой, какая она
есть. Остроумные сюжеты, свободная и артистичная манера повествования –
вот, пожалуй, основные характеристики творчества А. Геласимова.
3.
Выявление первичного восприятия рассказа.
- Какое ваше первое впечатление от произведения?
(непривычная форма повествования дневниковые записи)
- Для чего люди ведут дневник? Может быть, у кого-то из вас есть
опыт ведения дневника?
- Почему рассказ называется «Нежный возраст»? Какой это возраст?
- Подберите синонимы к слову «нежный».
(чувствительный, чуткий, легко ранимый, беззащитный)
- Какой временной промежуток охватывает рассказ? (с 14 марта по
14 мая). Как вы думаете, это конец рассказа? Появятся ли еще
записи в дневнике?
- О чем пишет главный герой? Какие проблемы поднимаются в
рассказе?
- проблема взаимоотношений родителей и детей;
- проблема одиночества среди людей;
- проблема дружбы, поиска истинных и ложных друзей; завоевания
авторитета в компании сверстников;
- проблема поиска себя;
- проблема любви.
4.
Работа в группах. Учащиеся работают с текстом, подбирают
характеристики, цитаты: главный герой и те, кто находится рядом с
ним.
Выступления учащихся, составление таблицы:
1 группа
Родители
«Дома тоже автомат бы не
помешал. Опять орали всю
ночь».
2 группа
учителя
«Учителей надо разгонять
палкой»
3 группа
одноклассники
«в школе одни дебилы»
4 группа
Семенов
«как бы не друг»
5 группа
Антон Стрельников
«придурок»
6 группа
Андрей (улица). Что
важно для героя?
(мнение ровесников)
«Андрей… не хотел бить.
Просто все решили…)
7 группа
Октябрина
Михайловна
Бывший директор
музыкальной школы.
Сначала называет
«старухой», а затем она
становится единственным
близким ему человеком.
Вывод: Почему только Октябрина Михайловна стала для героя
близким человеком? Как повлияла она на жизнь героя?
1. Помогает понять родителей, одноклассников, дворовых ребят.
2. Меняется его отношение к окружающему миру, меняется он сам.
(Учащиеся доказывают). В начале рассказа агрессивен (« берешь автомат и
стреляешь в лоб. Одиночным выстрелом»), его все «достали».
Действительно ли он такой жестокий? Может быть, только внешне? Затем
мы видим: помогает Октябрине Михайловне, так как «ей трудно, ее жалко»;
смотрит фильм, так как не хочет ее обманывать; тонко чувствует родителей;
меняет отношение к Семенову.
3. Меняется речь героя. В начале рассказа много жаргонизмов, грубой
экспрессивной лексики.
5. Демонстрируется фрагмент из фильма «Римские каникулы.
- Почему фильм «Римские каникулы» с Одри Хепберн и актриса сама
производят необъяснимое впечатление на героя? (это что-то светлое, доброе,
что спасало его от обыденности жизни).
- Какие слова, сказанные Октябриной Михайловной герою, кажутся вам
самыми главными? (дневниковая запись от 24 апреля 1995 гола)
6. Последняя запись в дневнике 14 мая 1995 года.
Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать.
- Почему герой не хочет больше писать? Почему ни отъезд матери, ни потеря
друзей не произвели на него такого сильного впечатления?
7. Домашнее задание.
Автор оставил финал открытым. Обдумайте все, о чем мы сегодня говорили.
Буду рада, если кому-то наш разговор, хотя бы немного, помог разобраться в
себе, сделать правильные выводы…
Варианты на выбор учащихся:
1. Напишите сочинение – миниатюру «Кто может нас понять?»
2. Напишите продолжение дневника.