Напоминание

урок по рассказу А.Геласимова "Нежный возраст"


Автор: Родионова Нина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Тоншаевская средняя школа
Населённый пункт: р.п. Тоншаево, Нижегородская область
Наименование материала: урок
Тема: урок по рассказу А.Геласимова "Нежный возраст"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу А.Геласимова

«Нежный возраст»

Тема урока: Кто может нас понять?

Родионова Нина Александровна, учитель

русского языка и литературы,

МОУ Тоншаевская средняя школа,

р.п. Тоншаево, Нижегородская область

Цели:

1.

Познакомить учащихся с рассказом А.Геласимова «Нежный возраст».

2.

Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

3.

Совершенствовать навыки работы в группах.

4.

Воспитание позитивного отношения к жизни.

Ход урока

1.

Сегодняшний наш урок хочу начать стихотворными строчками:

Кто может нас понять?

Кому же интересны мы?

Ведь даже родителям наплевать

О чем наконец наши сны!!!

Мы можем кого-то любить

А еще ненавидеть можем

Мы можем хорошими быть

И можем плохими быть тоже.

Вам всем не судьба нас понять…

Послушать вам нас хоть раз…

Мы можем негодовать…

Разочаруюсь в вас…

Это стихотворение я нашла в Интернете, автора, конечно же, нет.

Невозможно пройти мимо, ведь это же крик детской души!!! Знакомо

вам такое отчаяние?! Думаю, да!

Так вот и герой произведения, с которым мы будем знакомиться на

уроке, также ждет понимания со стороны родителей. Так и определим

тему нашего урока: «Кто может нас понять?»

Рассказ Андрея Геласимова называется «Нежный возраст».

Несколько слов о самом авторе.

2.

Краткая справка о писателе (индивидуальное сообщение) + портрет

Андрей Валерьевич Геласимов - автор многих повестей и рассказов,

стихотворений в прозе, романов «Год обмана» и «Рахиль».

Родился в 1966 году в городе Иркутске. В 1987 г. окончил факультет

иностранных языков Якутского государственного университета. После этого

учился на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне – РАТИ) в мастерской

Анатолия Васильева. В 1996–1997 гг. А. Геласимов стажировался в

Халльском университете (Великобритания). Защитил кандидатскую

Диссертацию по английской литературе.

Был доцентом кафедры английской филологии Якутского государственного

университета, преподавал стилистику английского языка. С 2002 года живет в

Москве.

В 2001 г. в журнале «Октябрь» был опубликован первый рассказ А.

Геласимова «Нежный возраст». С тех пор А. Геласимов постоянный автор

этого журнала: повесть «Жажда», роман «Рахиль», рассказы. Некоторые из

его произведений вышли отдельными изданиями: «Жажда. Фокс Малдер

похож на свинью», «Один год», «Рахиль».

Книги А. Геласимова переведены на французский, немецкий,

итальянский, венгерский, эстонский языки. Их проходят на спецкурсах

современной русской литературы в МГУ, Литинституте.

Прозу Андрея Геласимова отличает, в первую очередь, непривычное

для сегодняшней литературы реальное и доброе отношение к

действительности. В ней нет ни осуждения, ни пафоса разоблачения, ни

сетований на превратности судьбы. Жизнь воспринимается такой, какая она

есть. Остроумные сюжеты, свободная и артистичная манера повествования –

вот, пожалуй, основные характеристики творчества А. Геласимова.

3.

Выявление первичного восприятия рассказа.

- Какое ваше первое впечатление от произведения?

(непривычная форма повествования дневниковые записи)

- Для чего люди ведут дневник? Может быть, у кого-то из вас есть

опыт ведения дневника?

- Почему рассказ называется «Нежный возраст»? Какой это возраст?

- Подберите синонимы к слову «нежный».

(чувствительный, чуткий, легко ранимый, беззащитный)

- Какой временной промежуток охватывает рассказ? (с 14 марта по

14 мая). Как вы думаете, это конец рассказа? Появятся ли еще

записи в дневнике?

- О чем пишет главный герой? Какие проблемы поднимаются в

рассказе?

- проблема взаимоотношений родителей и детей;

- проблема одиночества среди людей;

- проблема дружбы, поиска истинных и ложных друзей; завоевания

авторитета в компании сверстников;

- проблема поиска себя;

- проблема любви.

4.

Работа в группах. Учащиеся работают с текстом, подбирают

характеристики, цитаты: главный герой и те, кто находится рядом с

ним.

Выступления учащихся, составление таблицы:

1 группа

Родители

«Дома тоже автомат бы не

помешал. Опять орали всю

ночь».

2 группа

учителя

«Учителей надо разгонять

палкой»

3 группа

одноклассники

«в школе одни дебилы»

4 группа

Семенов

«как бы не друг»

5 группа

Антон Стрельников

«придурок»

6 группа

Андрей (улица). Что

важно для героя?

(мнение ровесников)

«Андрей… не хотел бить.

Просто все решили…)

7 группа

Октябрина

Михайловна

Бывший директор

музыкальной школы.

Сначала называет

«старухой», а затем она

становится единственным

близким ему человеком.

Вывод: Почему только Октябрина Михайловна стала для героя

близким человеком? Как повлияла она на жизнь героя?

1. Помогает понять родителей, одноклассников, дворовых ребят.

2. Меняется его отношение к окружающему миру, меняется он сам.

(Учащиеся доказывают). В начале рассказа агрессивен (« берешь автомат и

стреляешь в лоб. Одиночным выстрелом»), его все «достали».

Действительно ли он такой жестокий? Может быть, только внешне? Затем

мы видим: помогает Октябрине Михайловне, так как «ей трудно, ее жалко»;

смотрит фильм, так как не хочет ее обманывать; тонко чувствует родителей;

меняет отношение к Семенову.

3. Меняется речь героя. В начале рассказа много жаргонизмов, грубой

экспрессивной лексики.

5. Демонстрируется фрагмент из фильма «Римские каникулы.

- Почему фильм «Римские каникулы» с Одри Хепберн и актриса сама

производят необъяснимое впечатление на героя? (это что-то светлое, доброе,

что спасало его от обыденности жизни).

- Какие слова, сказанные Октябриной Михайловной герою, кажутся вам

самыми главными? (дневниковая запись от 24 апреля 1995 гола)

6. Последняя запись в дневнике 14 мая 1995 года.

Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать.

- Почему герой не хочет больше писать? Почему ни отъезд матери, ни потеря

друзей не произвели на него такого сильного впечатления?

7. Домашнее задание.

Автор оставил финал открытым. Обдумайте все, о чем мы сегодня говорили.

Буду рада, если кому-то наш разговор, хотя бы немного, помог разобраться в

себе, сделать правильные выводы…

Варианты на выбор учащихся:

1. Напишите сочинение – миниатюру «Кто может нас понять?»

2. Напишите продолжение дневника.



В раздел образования