Автор: Карпенко Оксана Вячеславна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 143"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Образовательная игровая ситуация "Путешествие Воздушных человечков в страну Легких"
Раздел: дошкольное образование
Образовательная ситуация
«Путешествие Воздушных человечков в страну легких»
Цель: реализация проектной деятельности по Валеологии с детьми старшего
дошкольного возраста.
Задачи: уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о дыхательной
системе и дыхании человека, познакомить ребят с органами дыхания (нос, трахея,
легкие), с механизмом дыхания (вдох-выдох); активизировать и пополнить словарь
по теме.
Оборудование: шарики воздушные, волшебная палочка, шапочки (облака, ми-
кробы и вирусы); макет «Строение человека»; иллюстрации с изображением внеш-
него и внутреннего строения носа, дыхательных путей, легких и грудной клетки;
атрибуты к дыхательным упражнениям «Футболист», «Загони мяч в ворота», «На-
дуй пузырь», «Плыви кораблик».
Ход занятия:
В: Ребята, наш друг добрый волшебник Узнайка прислал вам посылку и письмо.
Давайте прочитаем, что же он пишет? (Зачитывает письмо):
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Наконец наступила долгожданная весна, все чаще выглядывает из-за туч сол-
нышко, с каждым днем становится все теплее. Самое чудесное время для прогул-
ки. Знаю, как у вас весело, и с удовольствием приехал бы к вам в гости, но я просту-
дился и вот уже целую неделю болею. А все из-за того, что не знал, как работает
мой организм и не соблюдал правил безопасного поведения для сохранения своего
здоровья.
Оказывается, я многое делал неправильно. И теперь хочу поделиться с вами
знаниями о том, как сохранить свое здоровье ранней весной.
Откройте посылку и посмотрите, что я вам прислал.
Мои подарки откроют вам еще одну тайну строения человеческого организма
и научат вас быть здоровыми и крепкими.
Воспитатель открывает посылку и достает надувные шарики.
В: Надо же! Что это за чудо-подарки?
Д: Мы знаем! Это воздушные шарики!
В: Интересно, какая может быть связь между здоровьем человека и шариками?
Посмотрим, что дальше пишет нам наш друг Узнайка..
Ребята, достаньте шарики из коробки, они хотят, чтобы вы их надули и по-
играли с ними. Шарики эти не простые, а волшебные. Они помогут вам раскрыть
чудесную тайну человеческого дыхания. С их помощью вы сможете самостоятель-
но узнать ответы на вопросы, связанные с сохранением вашего здоровья…
Воспитатель раздает шарики, дети их надувают. Воспитатель продолжает
беседу.
В: Ребята, как вы думаете, что находится внутри шариков?
Д: Воздух.
В: А как воздух попал в шарики?
Д: Мы надули его.
В: Шарики легкие или тяжелые?
Д: Легкие.
В: А почему шарики легкие?
Д: Потому что воздух легкий.
В: Интересно, разве у вас внутри есть запасы воздуха? Откуда вы его взяли.
Д: Мы вдохнули его, мы дышим.
В: А как воздух попадает в человеческий организм, кто знает?
При помощи какого органа поступает воздух в тело человека?
У воздуха есть «свое» место внутри вашего тела? Где оно находится?
Как вы думаете, почему шарики после надувания имеют разный размер?
Задаются дополнительные вопросы в зависимости от ситуации. Дети выска-
зывают разные предположения, но какие из них верные?
В: Чтобы узнать правильные ответы на все вопросы Узнайки, предлагаю вам со-
вершить путешествие Воздушных человечков, которые, кажется, знают ответ. Ну
что, отправимся в путешествие?
Д: Да!
В: Тогда быстрее в путь!
Обыгрывается превращение детей в воздушных человечков с помощью волшеб-
ной палочки. (Часть детей выбирает атрибуты с изображением облачка, другие –
с изображением микробов и вирусов).
В: Ребята, давайте представим себя Воздушными человечками. Мы добрые и
очень необходимые для дыхания. Мы не просто Воздушные человечки, все вместе
мы образуем воздух, который так нужен человеку для жизни.
Но воздух не всегда бывает чистым, иногда в него попадают пылинки и вредные
микроорганизмы. (К Воздушным человечкам присоединяются «Микробы» и «Виру-
сы»).
Давайте сейчас все вместе сделаем вдох? Слышите звук, так человек вдыхает
воздух. Чувствуете, как нас засасывает… в нос! (Дети подходят к иллюстрации с
изображением человеческого носа).
Вот мы и в носу. Хорошенько оглядимся…
Ой, да здесь не только воздух! Тут и пыль, микробы…
Но, к счастью, их задерживает «лес» из волосков, которые растут в ноздрях, а
также специальный «волшебный клей». (Иллюстрация с изображением внутреннего
строения носа).
Почему он волшебный, спросите вы? Да потому что он обладает чудесным
свойством задерживать пыль и микробов. В нем живут клетки-воины Лейкоциты, ко-
торые храбро сражаются с вредными микроорганизмами (микробами и вирусами).
Благодаря такому замечательному свойству, воздух поступает в тело человека чи-
стым. А если вдруг микробов будет очень много, то нос выбросит их наружу, и тогда
готовь носовой платок («Микробы» садятся на стульчики, в «носу» остаются толь-
ко Воздушные человечки; «Микробы» меняют шапочки вирусов на шапочки Воз-
душных человечков и возвращаются в «нос»).
Дышать следует носом, так как холодный воздух в носу равномерно согревается
и уже чистым и теплым попадает в трахею – специальный воздушный тоннель, а по-
том поступает в легкие. (Дети проходят через обруч-«трахею» и оказываются
перед иллюстрацией с изображением легких).
Благодаря легким мы дышим, они работают и днем, и ночью, изо дня в день,
месяц за месяцем, год за годом, всю жизнь.
Легкие располагаются в грудной клетке (макет строения человека).
Грудная клетка служит для легких серьезной защитой от повреждений. В ней
имеются не только «стены-ребра, но и «пол», только он не деревянный, а из мышцы.
Она называется Диафрагма. У этой большой сильной мышцы есть подружки, кото-
рые живут между ребрами. Они большие труженники и ни минутки не отдыхают.
Именно они, сокращаясь (опускаясь и поднимаясь), помогают легким дышать.
Когда мышцы опускаются, ребра расходятся, легкие расправляются, становятся
объемными, и затем, как насосом втягивают в себя воздух. Так происходит вдох.
Когда мышцы поднимаются, легкие сжимаются и выталкивают воздух наружу.
Происходит выдох.
Воспитатель предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть, акцен-
тируя внимание на правильном дыхании: вдох через нос, выдох через рот, и по-
смотреть, как увеличивается грудная клетка при вдохе и уменьшается при выдохе.
Помните, что после надувания шарики оказались разных размеров? Это произо-
шло потому, что объем легких у всех деток разный. У кого-то легкие могут вместить
больше воздуха, у кого-то – меньше.
Легкие добрые, заботливые и всегда рады гостям – воздушным человечкам, хотя
и не позволят им долго задерживаться в этой удивительной стране. Ведь воздух, по-
ступающий в легкие, содержит много кислорода, необходимого человеческому орга-
низму. В легких полезный кислород обменивается на вредный для человеческого ор-
ганизма углекислый газ, образующийся в процессе жизнедеятельности организма.
Такой воздух при выдохе выводится легкими через трахею и нос наружу.
Все воздушные человечки возвращаются через обруч-«трахею» в «нос» и са-
дятся на стульчики.
Легкие – наш бескорыстный помощник и друг, а о друзьях нужно заботиться,
беречь их, не делать больно, не доставлять хлопот и неприятностей.
Оказывается, пишет Узнайка, сохранить дыхательную систему здоровой совсем
несложно.
Надо вести здоровый образ жизни, вовремя обеспечивать доступ свежего воз-
духа в организм и использовать специальные дыхательные упражнения.
Также Узнайка хотел бы поделиться с вами правилами безопасного поведения:
1.
Не глотать инородных предметов и не засовывать их в нос, т. к. они могут
попасть в дыхательное горло, а это опасно (может привести к невозможности дыха-
ния);
2.
Дышать носом;
3.
Вовремя проветривать помещение и не забывать о прогулках на свежем
воздухе;
4.
Избегать простудных заболеваний;
5.
Не смеяться и не разговаривать во время приема пищи;
6.
При затрудненном дыхании и закупорке дыхательных путей отправляться
к врачу или сразу в больницу.
Каждый пункт Правил обсуждается с детьми, выслушиваются все мнения,
при необходимости корректируются.
В: В результате нашего путешествия мы разгадали тайну страны Легких, тайну
дыхания человека.
Теперь с помощью нашей волшебной палочки мы превратимся обратно в ребят
и вспомним, что нового мы узнали благодаря путешествию Воздушных человечков в
страну Легких.
Рефлексия.
Какие органы человека участвуют в дыхании?
Для чего человеку нос? Легкие? Грудная клетка?
Что происходит с воздухом в носу? А в легких?
Какие правила безопасного поведения для сохранения здоровья дыхательной си-
стемы вы запомнили?
В: Молодцы, ребята! Наш добрый волшебник прощается с вами, желает вам
крепкого здоровья и надеется на скорую встречу с вами.
И, хотя наше сегодняшнее путешествие в страну Легких закончилось, это еще
не все. Узнайка передал вам веселые игры-подарки, с помощью которых вы сможете
оказать легким огромную помощь в их каждодневном труде. В эти игры вы можете
играть самостоятельно или с друзьями.
Воспитатель достает из коробки атрибуты к дыхательным упражнениям
«Футболист», «Загони мяч в ворота», «Надуй пузырь», «Плыви кораблик» и предла-
гает детям поиграть, предварительно напомнив им правила.