Напоминание

Роль хормейстера в жизнедеятельности детского коллектива


Автор: Косых Светлана Владимировна
Должность: преподаватель хоровых и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Мордовская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Мордово, Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль хормейстера в жизнедеятельности детского коллектива
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль хормейстера в жизнедеятельности детского коллектива

С.В. Косых – преподаватель

МБУДО «Мордовская детская школа искусств» р.п.Мордово Тамбовской

области

В

предоставленной

работе

проводится

анализ

жизнедеятельности

хорового

коллектива

при

разных

стилях

руководства

и

рассматриваются

необходимые качества хормейстера детского коллектива, умеющего сблизить

оценки в профессиональной и нравственной среде, что приводит к высоким

положительным результатам.

Работа

с

детским

хоровым

коллективом

требует

от

руководителя

большой

организованности,

ясного

перспективного

представления

о

педагогическом

процессе,

как

единой

согласованной

и

последовательно

проводимой системе воспитания и обучения учащихся.

На успешность деятельности детского хора большое влияние оказывает

стиль руководства, используемый дирижером для решения организационных

и исполнительских задач.

При

авторитарном

методе

руководства

большинство

решений

принимает сам руководитель. Права подчиненных, в данном случае хористов,

на

выработку

решения

игнорируются,

ибо

к

участникам

хора

дирижер

относится как к людям мало компетентным и не обладающим необходимым

кругозором. В этом случае хоровой коллектив живет по жестким законам,

установленным дирижером, которые надлежит безоговорочно выполнять.

Демократические принципы управления основаны на признании прав

хористов участвовать в выработке решений, передачи части управляющих

действий воле коллектива.

Третий тип управления называется попустительским, при котором ни

руководитель, ни коллектив не обсуждают и не участвуют в поступательном

решении коллектива и не намечают перспективы его развития. Результаты

деятельности

коллектива

при

таком

отсутствии

целенаправленного

руководства, как правило, ниже среднего.

Использование того или иного стиля руководства детским коллективом

зависит

от

обстоятельств

и

уровня

развития

данного

коллектива.

При

недостаточной

квалификации

детского

хора,

их

низкой

сознательности

лучшие

результаты

может

дать

директивный

стиль

управления,

четко

определяющий функции каждого ребенка в хоре и строгий контроль за их

действиями.

Демократический

стиль

руководства

дает

наилучший

результат

в

коллективе с разветвленными горизонтальными и вертикальными связями.

Участники такого хора отличаются хорошей подготовкой и ответственностью

за

выполняемое

дело.

Контроль

за

деятельностью

в

этом

случае

осуществляется не столько со стороны руководителя коллектива, сколько со

стороны самих участников процесса.

Попустительский

тип

руководства

хоровым

детским

коллективом

не

допустим. У такого коллектива нет ни будущего, ни результатов в работе, ни

интереса участников к самому процессу.

Черты

личности

дирижера,

стиль

его

обращения

с

исполнителями

накладывают на коллектив особый отпечаток в манере звучания, что хорошо

понимают опытные музыканты.

Способность

хормейстера

к

общению

является

одной

из

составных

граней его таланта. И как каждая способность, она поддается развитию.

Для сохранения хороших отношений с хористами дирижер должен уметь

играть попеременно три роли – Родителя, Взрослого и Ребенка. Находясь в

позиции

Взрослого,

он

обсуждает

проблемы

трактовки

музыкального

произведения или дела из текущей жизни хора. Находясь в позиции Ребенка,

он

может

пошутить

со

своими

учащимися,

обсудить

какие-то

личные

проблемы детей и т. д. Умение встать на правильно выбранную позицию в

зависимости

от

сложившейся

ситуации

способствует

формированию

и

поддержанию группового единства хорового коллектива.

Многие дирижеры отмечают, что во время исполнения между ними и

музыкантами

возникают

“духовные

токи”,

по

которым

устанавливается

необходимая

связь.

Говорят

о

гипнотическом

воздействии

дирижера

на

сознание музыкантов, которые как завороженные выполняют все указания

дирижерского жеста.

Очень

важной

проблемой

является

умение

дирижера

делать

своим

ученикам

критические

замечания

в

адрес

их

исполнения.

Многие

из

учащихся воспринимают подобные замечания болезненно. Поэтому дирижер

должен быть всегда тактичен и корректен в общении с детьми – участниками

своего хора. Ему нужно помнить, что воздействовать на людей надо не

оскорбляя их и не вызывая чувства обиды, а для этого надо:

- начинать с похвалы и искреннего признания достоинств исполнителя;

- указать на ошибки не прямо, а косвенно;

- выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать

каждый их успех;

- создавать детям хорошую репутацию, которую они будут стараться

сохранить.

Заканчивая рассмотренную тему, хотелось бы подчеркнуть:

- Деятельность хора требует усилий всех его участников, а поведение

каждого человека в коллективе имеет свои закономерности. Для успешного

участия в ансамблевом или хоровом пении каждый исполнитель-учащийся

должен учиться согласовывать свои действия с действиями партнера.

-Любой коллектив проходит ряд стадий роста. Сплоченный коллектив

отличает единство во мнениях, взглядах и установках. На этом пути одним из

действенных

методов,

на

мой

взгляд,

является

групповая

дискуссия

по

важнейшим организационным вопросам и исполнительским целям.

-Дирижер хора, как отмечалось, может придерживаться разных стилей

руководства. Но если ему присущ Демократический стиль, то это говорит о

высокой

нравственной

культуре

данного

руководителя.

Такой

хормейстер

может

быть

поднят

коллективом

на

такую

высоту

художественных

достижений,

на

которую

не

может

рассчитывать

дирижер

при

попустительском или авторитарном стиле руководства. Важнейшим условием

такого результата является любовь хористов к своему искусству, с одной

стороны, и любовь к своему дирижеру - с другой стороны.



В раздел образования