Напоминание

Современные образовательные технологии


Автор: Вихирева Татьяна Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Центр дополнительного образования" Заводского района города Саратова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные образовательные технологии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методы и приёмы организации ситуации успеха.

Педагог дополнительного образования Вихирева Т.С.

Педагогу

дополнительного

образования

необходимо

осознавать,

что

успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным,

устойчивым. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, что лежит

в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может

настолько изменить самооценку личности, что резко меняется ритм и стиль

деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха является

первой

ступенью

дальнейшего

развития

личности.

Чтобы

правильно

использовать этот механизм, необходимо, знать все его особенности.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые

испытывает человек в процессе

выполненной работы. В результате этого

состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень

самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект

деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу.

Это является мотивом к будущей деятельности.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех.

Ситуация

это результат продуманной, подготовленной стратегии,

тактики; это то, что способен организовать педагог.

Настольный теннис – это эмоциональный вид спорта, требующий от

спортсмена сформированного умения переходить от состояния наивысшего

напряжения

в

состояние

покоя.

Для

достижения

высоких

результатов

необходима высокая мотивация.

На начальном этапе подготовки спортсменов стоят задачи формирования

у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом.

Наиболее действенным методом формирования мотивации к деятельности

является,

является

метод

создания

ситуации

успеха.

Ситуация

успеха

формирует свойства личности, необходимые для спортсмена.

Переживание обучающимся ситуации успеха:

повышает

мотивацию

обучающегося

и

развивает

познавательные

интересы

к

данному

виду

деятельности,

позволяет

почувствовать

удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует

личностные

особенности

такие,

как

тревожность,

неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, активность;

поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат.

Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в

школе

была

эффективной,

должен

сработать

эффект

«соленого

огурца».

Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший,

попав в рассол, он просолится.

Как создать такой рассол? Что взять за его основу?

В

первую

очередь,

следует

помнить,

с

какой

группой

детей

Вы

работаете.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и

преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных

каждым

ребенком

в

данном

возрасте.

Если

в

этом

возрасте

ребенок,

не

почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он

не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.

Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого

взрослого.

Среднее

звено.

Ведущая

деятельность

общение,

общественно-

полезная

активность.

Условия

для

личностного

развития

создаются

преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Развитие

личности происходит преимущественно через межличностное развитие.

Предпочитаемым педагогом считается тот, кто демонстрирует высокие

коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в

образовательной деятельности.

Старшеклассники смотрят на себя как бы извне, сопоставляют себя с

другими - взрослыми и сверстниками, ищут критерии такого сравнения.

Постепенно происходит переход от ориентации на оценку окружающих к

ориентации на самооценку, формируется представление о «Я»- идеальном.

Именно

с

подросткового

возраста

сопоставление

реальных

и

идеальных

представлений

о

себе

становится

подлинной

основой

«Я»-концепции

школьника.

Формируется

новый

уровень

самосознания,

под

влиянием

ведущих

потребностей

возраста

в

самоутверждении

и

общении

со

сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

Рассмотрим психолого – педагогическую ситуацию успеха поэтапно.

1.

Мотивационный

этап,

или

установка

на

предполагаем ую

деятельность.

Педагог

ставит

перед

собой

задачу

сформировать

у

обучающегося

стремление как можно успешнее выполнить задание, ощутить себя «творцом

обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе

работы,

другими

словами,

формирует

мотив

достижения

успеха.

Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди

обучаемых, педагог вправе предложить различные варианты мотивов:

стремление решить интересные задачи,

попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым,

рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других

людей,

установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.

В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные

ситуации

с

целью

актуализировать

или

нейтрализовать

эмоции

для

предстоящей

деятельности.

Необходимо

отметить,

что

ситуация

успеха,

связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени

определяется

психологическими

аспектами.

В

этом

ее

принципиальное

отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.

2.

Организационный

этап,

или

обеспечение

деятельности.

Задача

педагога - обеспечение обучающегося заданием, которое учитывало бы его

индивидуальные

способности

и

доставило

бы

ему

удовольствие

в

ходе

выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать

как частный случай проблемного обучения.

Методами решения задачи будут:

Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);

Содержательный контроль (консультации по содержанию);

Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование обучающихся.

3.

Результативный

этап,

или

сравнение

предполагаемой

оценки

с

реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом,

чтобы

обратить

результат

предыдущей

деятельности

в

эмоциональный

стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания. Для этого

обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им

на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только

итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

1.

Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных

силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.

2.

Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить

свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться

с

поставленной

задачей.

Это,

в

свою

очередь,

внушает

ребенку

уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получиться”.

“Я даже не сомневаюсь в победе”.

3.

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения

деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем

намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”.

“Начиная игру , не забудьте о…..”.

4.

Внесение

мотива

показывает

ребенку

ради

чего,

ради

кого

совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи команде не справиться…”

5.

Персональная

исключительность

обозначает

важность

усилий

ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”.

“Только тебе я и могу доверить…”.

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

6.

Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к

выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать турнир…”.

“Так хочется поскорее увидеть…”

7.

Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не

результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удался топ- спин”.

“Больше всего мне в твоей игре понравилось…”.

“Наивысшей похвалы заслуживает твоя игра с….”



В раздел образования