Автор: Вихирева Татьяна Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Центр дополнительного образования" Заводского района города Саратова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные образовательные технологии
Раздел: дополнительное образование
Методы и приёмы организации ситуации успеха.
Педагог дополнительного образования Вихирева Т.С.
Педагогу
дополнительного
образования
необходимо
осознавать,
что
успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным,
устойчивым. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, что лежит
в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может
настолько изменить самооценку личности, что резко меняется ритм и стиль
деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха является
первой
ступенью
дальнейшего
развития
личности.
Чтобы
правильно
использовать этот механизм, необходимо, знать все его особенности.
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые
испытывает человек в процессе
выполненной работы. В результате этого
состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень
самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект
деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу.
Это является мотивом к будущей деятельности.
Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех.
Ситуация
—
это результат продуманной, подготовленной стратегии,
тактики; это то, что способен организовать педагог.
Настольный теннис – это эмоциональный вид спорта, требующий от
спортсмена сформированного умения переходить от состояния наивысшего
напряжения
в
состояние
покоя.
Для
достижения
высоких
результатов
необходима высокая мотивация.
На начальном этапе подготовки спортсменов стоят задачи формирования
у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом.
Наиболее действенным методом формирования мотивации к деятельности
является,
является
метод
создания
ситуации
успеха.
Ситуация
успеха
формирует свойства личности, необходимые для спортсмена.
Переживание обучающимся ситуации успеха:
повышает
мотивацию
обучающегося
и
развивает
познавательные
интересы
к
данному
виду
деятельности,
позволяет
почувствовать
удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует
личностные
особенности
такие,
как
тревожность,
неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, активность;
поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат.
Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в
школе
была
эффективной,
должен
сработать
эффект
«соленого
огурца».
Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший,
попав в рассол, он просолится.
Как создать такой рассол? Что взять за его основу?
В
первую
очередь,
следует
помнить,
с
какой
группой
детей
Вы
работаете.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и
преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных
каждым
ребенком
в
данном
возрасте.
Если
в
этом
возрасте
ребенок,
не
почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он
не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.
Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого
взрослого.
Среднее
звено.
Ведущая
деятельность
—
общение,
общественно-
полезная
активность.
Условия
для
личностного
развития
создаются
преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Развитие
личности происходит преимущественно через межличностное развитие.
Предпочитаемым педагогом считается тот, кто демонстрирует высокие
коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в
образовательной деятельности.
Старшеклассники смотрят на себя как бы извне, сопоставляют себя с
другими - взрослыми и сверстниками, ищут критерии такого сравнения.
Постепенно происходит переход от ориентации на оценку окружающих к
ориентации на самооценку, формируется представление о «Я»- идеальном.
Именно
с
подросткового
возраста
сопоставление
реальных
и
идеальных
представлений
о
себе
становится
подлинной
основой
«Я»-концепции
школьника.
Формируется
новый
уровень
самосознания,
под
влиянием
ведущих
потребностей
возраста
в
самоутверждении
и
общении
со
сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.
Рассмотрим психолого – педагогическую ситуацию успеха поэтапно.
1.
Мотивационный
этап,
или
установка
на
предполагаем ую
деятельность.
Педагог
ставит
перед
собой
задачу
сформировать
у
обучающегося
стремление как можно успешнее выполнить задание, ощутить себя «творцом
обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе
работы,
другими
словами,
формирует
мотив
достижения
успеха.
Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди
обучаемых, педагог вправе предложить различные варианты мотивов:
стремление решить интересные задачи,
попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым,
рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других
людей,
установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.
В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные
ситуации
с
целью
актуализировать
или
нейтрализовать
эмоции
для
предстоящей
деятельности.
Необходимо
отметить,
что
ситуация
успеха,
связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени
определяется
психологическими
аспектами.
В
этом
ее
принципиальное
отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.
2.
Организационный
этап,
или
обеспечение
деятельности.
Задача
педагога - обеспечение обучающегося заданием, которое учитывало бы его
индивидуальные
способности
и
доставило
бы
ему
удовольствие
в
ходе
выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать
как частный случай проблемного обучения.
Методами решения задачи будут:
Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);
Содержательный контроль (консультации по содержанию);
Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование обучающихся.
3.
Результативный
этап,
или
сравнение
предполагаемой
оценки
с
реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом,
чтобы
обратить
результат
предыдущей
деятельности
в
эмоциональный
стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания. Для этого
обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им
на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только
итог, но и его усилия в процессе деятельности.
Технологические операции создания ситуаций успеха:
1.
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных
силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.
2.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить
свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться
с
поставленной
задачей.
Это,
в
свою
очередь,
внушает
ребенку
уверенность в свои силы и возможности.
“У вас обязательно получиться”.
“Я даже не сомневаюсь в победе”.
3.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения
деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем
намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..”.
“Начиная игру , не забудьте о…..”.
4.
Внесение
мотива
–
показывает
ребенку
ради
чего,
ради
кого
совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи команде не справиться…”
5.
Персональная
исключительность
–
обозначает
важность
усилий
ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы….”.
“Только тебе я и могу доверить…”.
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6.
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к
выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать турнир…”.
“Так хочется поскорее увидеть…”
7.
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не
результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удался топ- спин”.
“Больше всего мне в твоей игре понравилось…”.
“Наивысшей похвалы заслуживает твоя игра с….”