Автор: Шаркович Жанна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №24", "Ладушки"
Населённый пункт: Ленинградская область, город Кириши
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Волшебная пуговица"
Раздел: дошкольное образование
Творческий проект «Волшебная пуговица»
Актуальность проекта.
Как известно, не у всех детей в младшей группе получается застегнуть пуговицу. Чтобы поддержать интерес
детей к пуговицам, я рассказала о том, что даже такой маленький предмет, как пуговица хранит в себе
удивительную историю появления. Так появилась идея моего проекта «Волшебная пуговица». Обычные
пуговицы могут выполнять важную функцию: быть средством развития мелкой моторики у малышей, а,
следовательно, и вспомогательным материалом для развития речи. Пуговицы являются удивительно
многогранным и занятным материалом
Цель проекта:
Научить самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, сформировать у детей представление о
многообразии размеров, цвета, форму пуговиц и материалов, из которых они сделаны, привлечь родителей и
детей к продуктивному творчеству из пуговиц.
Задачи проекта:
Расширить знания детей об окружающем мире
Познакомить детей с различными видами пуговиц
Учить их классифицировать по цвету, форме и размеру
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Развивать познавательную активность, фантазию, творческие способности, образное мышление,
коммуникативные навыки;
Воспитывать у детей усидчивость, умение работать в коллективе
Работа с родителями: изготовление композиций из пуговиц.
Немного из истории пуговицы.
Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром
рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало
интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих
особенностей.
Пуговица» в русском языке имеет то же корень, что и слово «пугать». И ученые считают, что это совпадение
не случайно, она служила у нашего народа защитой от темных сил, была оберегом, отпугивающим зло. Для
«большей силы» в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении
издавал звук, похожий на звон бубенца.
Доисторические люди скрепляли на себе одежды из звериных шкур при помощи дерева или кости. Позже
появились булавки, пряжки, крючки и пуговицы.
В XIV веке пуговицы начали использовать как украшение. Их пришивали на рукав от локтя до манжета, на
грудь – от шеи до пояса. Пуговицы изготавливали из золота, серебра, слоновой кости. Они говорили о статусе
и богатстве владельца, по ним определялась знатность рода (в зависимости от того, какой рисунок или герб
наносился на пуговицу и из какого материала она сделана).
Часто изготовлялись наборы пуговиц, от пяти до тридцати пяти штук на определенную тему: путешествия,
сцены колониальной жизни и т.п. Как правило, такие наборы выполнялись на заказ и продавались в
шкатулках, обтянутых шелком.
Людей, которые коллекционируют пуговицы, называют филобутонистами. Это увлечение считается
абсолютно самостоятельным направлением в коллекционировании.
Виды деятельности по теме проекта
коммуникативная
познавательно - исследовательская
художественно - творческая
восприятие художественной литературы и фольклора
трудовая
Участники проекта
Дети, родители, воспитатели
Возраст детей, на которых рассчитан проект
Дети 4-5 лет
Состав проектной группы
Группа «Непоседы»
Этапы реализации
I этап – подбор методической литературы, наглядно – дидактического материала;
разработка конспектов НОД, подготовка презентаций;
II этап – основной (реализация проекта)
Тип проекта - Познавательно-творческий
- Конспекты занятий
- Дидактические, развивающие игры
- Игры с пуговицами
- Схемы, модели
- Консультации для родителей «Блоки Дьенеша в саду и дома»
- «Мини-музей пуговицы»
- Памятки для родителей
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, изготовление шаблонов для детей
для совместных и самостоятельных игр. Подбор литературных произведений, познавательных мультфильмов
по теме.
Основной этап
ООД по «Познавательному развитию» на тему: «Ах, эта пуговица!»
Цель: познакомить детей с классификацией пуговиц, развивать коммуникативные навыки, мышление
Просмотр (мультфильма «Сто пуговиц» (по рассказу Л. Улицкой) Дидактическая игра: «Пуговичная мозаика»
Цель: выкладывание мозаики по образцу и по самостоятельному замыслу;
Привлечение родителей к изготовлению поделок из пуговиц.
Лепка: «Волшебный цветок». Цель: развивать воображение, творческий потенциал, мелкую моторику рук.
Чтение стихов о пуговице
Загадки про пуговицы;
Беседа «Зачем нужна пуговица». Цель: расширять и обогащать представления детей о быте наших предков,
их одежды, развивать наблюдательность, способность анализировать.
Рассматривание пуговиц под лупой. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны
пуговицы.
Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару"
Лепка на тему «Моя пуговица»
Дидактическая игра «Застегни и расстегни»
Дидактическая игра «Мозаика из пуговиц» -развивать мелкую моторику, точность движений, сенсорное
развитие. «Выложи узор» - развивать мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память.
Дидактическое упражнение «Какая пуговица» - упражнять детей в описании пуговицы
Восприятие художественной литературы: Сказки о потерянной пуговицы
Рисование «Придумай и нарисуй свою пуговицу» - развивать внимание, воображение, эстетическое
восприятие, творческое мышление.
Оформление выставки творческих совместных работ родителей с детьми
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Консультация для родителей «Вторая жизнь пуговицы»
Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Создание коллекции пуговиц
Выставка творческих совместных работ родителей с детьми на тему «Волшебная пуговица»
Дидактические игры: « Волшебный мешочек», «Угадай- ка», «Забавная змейка», «Покорми животных»,
«Рыбалка», «Подбери к одежде», « Найди пару», « Сосчитай-ка», «Подбери по цвет
Творческие работы детей (рисование «Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор»; лепка «Волшебный цветок»,
«Бабочка», «Укрась матрешку», составление из пуговиц узоров на пластилине)
Приложение 1.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «История пуговицы»
Цель: Познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую
моторику рук. Учить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру. Совершенствовать навык выкладывания
изображения из пуговиц.
Материал: Пуговицы разного размера и вида (с «ушком», с 2-мя, 4-мя отверстиями по 15-20 штук на каждого ребёнка,
подносы.
Ход занятия.
Воспитатель:
Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?
(Дети отгадывают загадку.)
Конечно, это пуговица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Найдите на своей одежде пуговицы.
Расскажите, какие они? (Дети рассматривают пуговицы, описывают их.)
Как вы думаете, для чего нужны нам пуговицы? Почему они такие разные, не похожие друг на друга? (Ответы детей)
Какие ещё виды застёжек вы знаете? (Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.)
Откуда же пришла к нам пуговица? В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали
шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась.
Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.
Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали
прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли. Со временем одежда становилась более
разнообразной и сложной по крою и фасону. Появились разные ткани: лёгкие и воздушные шёлковые, плотные и
тяжелые шерстяные.
Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и водной вещью. На одежде богатых людей они превратились в
настоящее украшение из золота и серебра. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.
На Руси делали пуговицы - «кляпыши»: палочку из серебра обвивали золотыми нитями до тех пор, пока на одном
конце не получался шарик.
Самые маленькие «кляпыши» были с горошину, а крупные – размером с куриное яйцо.
Одежду, застёгивающуюся на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди. Чтобы сделать пуговицы
общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло,
металл и т.д. Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов,
поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова «пугать».
В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.
В нашей группе тоже есть небольшой музей пуговиц. Перед вами экспонаты из этого музея – современные пуговицы.
Из чего они сделаны?
Дети рассматривают пуговицы из металла, дерева, пластмассы, кости, стекла, перламутра. Если ребёнок затрудняется
назвать материал, из которого сделана пуговица, воспитатель помогает.
Воспитатель: Выложите пуговицы, лежащие перед вами, в прямую линию. Передвиньте их так, чтобы получилась
волнистая линия (превратилась в круг, квадрат и т.п.) А теперь выложите какое-нибудь изображение. Расскажите, что у
вас получилось? (ответы детей)
Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (формой, размером, разным количеством отверстий.) Рассортируйте
их по количеству отверстий. (дети выполняют)
Закройте глаза и разложите пуговицы по размеру: крупные в одну сторону, мелкие – в другую. (дети на ощупь
сортируют пуговицы) Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы разложили пуговицы. Теперь разложите их по
размеру в коробочки. Если нам понадобятся пуговицы определённого вида, мы сразу сможем их найти.
По окончании работы воспитатель хвалит детей, предлагает им дома тоже разложить пуговицы по виду и размеру,
чтобы мама могла быстро найти необходимую ей пуговицу.
Приложение 2
Пословицы и поговорки о пуговицах
1. Умная умница — что светлая пуговица.
2. Пуговицы не Литы, петли не виты, ничего не сделано.
3. На чужой рот пуговицу не нашить.
4. С солдата пуговку не сорвёшь.
5. Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
6. Застёгнут на все пуговицы.
7. Прост, как пуговица.
8. Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе -медная пуговица (таджикская пословица).
Загадки о пуговице
1. Одеваться соберёшься -
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети
Застегну я всё на свете. Что это?
2. Мышка из норки выглядывает.
3. Маленький, горбатенький в переулке завяз.
4. Я весёлая такая,
Деловая, озорная,
Вместо глазок дырочки
Пришей, без растопырочек!
Приложение 3
Стихи о пуговице
К. Брель
Пуговка раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь, я права.
Не хочешь одеться? Но надо, дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.
В.Бредихин
Надевают Петеньке
За одну минуточку,
Брюки и штиблетики,
Шапочку и курточку.
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Всё, одели Петеньку!
Т. Ефимова
Пуговицы вредные
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой
Будто издеваются:
Прыгают, как белочки,
С ниток обрываются!
Злые слёзки катятся,
Лоб сурово хмурится:
«Не идти же в платьице
Мне зимой на улицу!»
Приложение 4
Сказка про пуговичку, которую потеряла Наташа
Жила была девочка Наташа. Она как все дети ходила в детский сад. Однажды мама надела Наташе красивое красное
платье с пуговицами. Дети вышли на прогулку, они играли в песке, качались на качелях, играли в подвижные игры.
Наташа очень любила играть в прятки и пряталась за кустиком. Девочка бегала прыгала и зацепилась пуговицей за
ветку. Наташа потянула за платье пуговка оторвалась и упала в траву. Наташа не заметила это а пуговица начала
кричать Наташе, остановись, но Наташа не слышала ведь пуговица очень тихо "говорит". Прогулка закончилась и дети
ушли в группу. А пуговичка осталась лежать в траве и горько заплакала, ей было одиноко. Мимо пробегал муравей и
спросил пуговичку: "Почему ты плачешь?".
"Как же мне не плакать - ответила пуговичка, меня оторвали и я потерялась. Я кричала девочке, звала ее, но она не
услышала меня. " "Не плачь - сказал муравей, утро вечера мудренее".
Пуговичка лежала в траве, яркое солнце светило на нее, было очень жарко. Мимо проползла гусеница. "Почему ты
грустишь?". "Как мне не грустить? Я потерялась". "Не грусти, утро вечера мудренее" и поползла дальше.
Наступил вечер, а затем ночь. Пуговичке было холодно и страшно, она плакала и тряслась от холода. Наступило утро, на
траву выпала роса, пуговичка лежала мокрая и одинокая. Вышло солнышко, высушило траву и пуговичку. Вдруг
пуговичка услышала детские голоса - это дети вышли на прогулку, они снова бегали и играли.
Среди них был мальчик Сережа, который бегал по траве и увидел что-то красненькое. Он остановился и поднял
пуговичку. "Какая красивая!" - сказал Сережа и положил пуговичку себе в карманчик. Пуговичка обрадовалась и
закричала: "Ура! Меня нашли!". Сережа конечно этого не слышал, ведь пуговичка говорит очень тихо. Придя домой
мальчик показал пуговичку маме. Маме очень понравилась пуговичка и она пришила ее на рубашку, взамен
потерянной. Как же обрадовалась пуговичка, она смеялась и поглядывала на Сережу. Вот такое приключение
произошло с пуговкой.
Сказка про Славика и пуговицы
На самой верхней полке около окна в детской комнате стоит коробка. Стоит она там давно, в нее никто не заглядывает
и ничего не кладет. Сверху на ней нарос толстый слой пыли, она свисает бахромой со всех краев крышки. В вечерних
сумерках эта бахрома похожа на мох, что растет на старых деревьях в лесной чаще, там, куда проникает лишь редкие
лучи дневного света и всегда стоит полумрак.
В коробке этой живут пуговицы. Самых разных форм и расцветок. Одни самые обычные белые -раньше были пришиты
к мужским рубашкам, такие же только побольше жили на наволочках, когда те еще застегивались на пуговицы. Есть
яркие и крупные, они служили украшением на вечерних платьях и костюмах. Разноцветные маленькие, были на
детской одежке. Вещи изнашивались и их выкидывали, только перед этим с них срезали пуговицы и клали в эту
коробку. Вдруг еще когда-нибудь пригодятся, думали при этом люди. Так и было первое время, коробку открывали,
пуговицы высыпали на стол и искали среди них нужную, чтобы пришить на место потерявшейся. Тогда эта пуговица
опять жила на одежде, до тех пор, пока и эта вещь не изнашивалась. Вслед за этим пуговица опять попадала в коробку
к своим подружкам. По которым уже успела соскучиться. Попав в коробку, пуговица рассказывала новости из жизни
хозяев. Куда они ходили в той одежде, на которой она была. Какие еще пуговицы живут в шкафу на новых вещах и
много другое, из того что успевала увидеть пуговица за время своего нахождения на новой вещи.
Живут пуговицы там уже давно, все они знакомы между собой и часто разговаривают, вспоминая свою прошлую
жизнь. Иногда они устраивают перекличку, вспоминают какая пуговица попала в эту коробку первой, а кто за ней и так
по порядку доходят до последней пуговицы. Только скучно им в этой коробке, новых подружек не появляется, да и
надежды, что они опять будут на новой яркой одежде, служить застежкой тоже нет. Слишком уж давно никто не
заглядывал в эту коробку. Может быть, про нас все забыли, думают, пуговицы и тихонько вздыхают.
Так проходил день за днем. Пока одним утром ребенок, который жил в этой комнате не бросил взгляд на ту верхнюю
полку около окна. Мама, а что в той коробке, сразу же спросил он. Не знаю, ответила мама, может быть там лежат
пуговицы или иголки. Это бабушкина коробка, добавила она. А давай ее достанем, очень хочется в нее заглянуть,
попросил мальчик, которого звали Славой.
Коробку достали, крышку очистили от пыли и все пуговицы высыпали на стол, как и раньше. Все пуговицы сразу
притихли и зажмурились, так давно они не видели солнечного света. Ух, ты сказал Славик, разглядывая пуговицы. А
можно я их возьму себе, спросил он маму. Можно конечно, ответила мама, только каждый раз собирай их в коробку,
чтобы они не валялись по всему дому.
Мальчик долго разглядывал все пуговицы, некоторые из них были в виде фруктов, на других были нарисованы
животные, были и пуговицы с машинками и с якорями.
- Мама, а откуда все они, спросил он.
Они все раньше жили на одежде, ответила мама.
Вот эта большая коричневая жила на пальто твоей бабушки, вот эти мелкие белые были на рубашках твоего дедушки. А
вот эта розовая в форме цветочка, спросил Слава. А вот эта сказала мама и взяла из рук сына пуговицу, прижала к себе
и зажмурив глаза проговорила - она была на моем любимом платье, которое я одевала на праздники, когда была
маленькой девочкой. И сразу вспомнила как она любила это платье, как разглядывала себя в зеркале, и как радовалась
всем праздникам. Давай сделаем из этих пуговиц что-нибудь новое и красивое, попросил мальчик. Давай согласилась
мама, только сразу все пуговицы мы не сможем использовать уж больно их много. Да, ответил Слава, давай самые
большие я отберу себе для игры. Они будут у меня вместо гравия и песка, буду возить их в самосвалах и сгребать
бульдозерами, а из остальных будем что-нибудь делать.
С тех пор у пуговиц началась новая жизнь, каждую неделю коробку с пуговицами доставали, отбирали из них нужные и
делали что-то очень новое и красивое и непривычное. Одни пуговицы стали жить на аппликациях развешенных в
детской или подаренных родным, из других сделали цветы и поставили в вазу на окно. Кто-то был опять пришит на
одежду, но уже не в виде застежки, а красивой и причудливой брошью и служил украшением.
А самым радостным для пуговиц было то, что мама со Славиком начали опять срезать пуговицы со старых вещей и
класть их в коробку. Так что в эту коробку заглядывали очень часто и пуговицам не было скучно. Да и коробка теперь
стояла не на верхней полке около окна, а на подоконнике, чтобы ее было легче и быстрее достать.
Приложение 5
Консультация для родителей. «Вторая жизнь пуговицы».
Уважаемые родители!
Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас дети, к
сожалению, мало тренируют движения пальцев рук: на одежде и обуви - "липучки" вместо пуговиц, кнопок или
шнурков. Нам так удобнее, легче и быстрее. Мы не стираем белье руками, не вяжем, не шьем, не перебираем крупу, не
печем печенье, не лепим вареники, а покупаем все готовое. Эта смена жизненной ситуации отразилась и на развитии
мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас для
развития мелкой моторики нужны специальные упражнения и игры с детьми.
В каждом доме есть коробка с пуговицами, необходимыми в "хозяйстве". В ней собраны разные по цвету, размеру,
форме, материалу, из которого они изготовлены (пластмассовые, деревянные, металлические, кожаные).
Пуговицы вызывают особый интерес у детей. Детей привлекают необычность, новизна, нетрадиционность материала
для игр, разнообразие форм, красок, фактур. Играть с пуговицами интересно, увлекательно, быстро достигается
результат и ребенок не успевает устать.
Игры с пуговицами отлично развивают:
• мелкую моторику и тактильное восприятие;
• зрительно-моторную координацию;
• точность движений и внимание;
• математическое мышление (ребенок учится классифицировать, различать предметы по размеру, считать);
• художественный вкус и творческое начало.
Пуговицы можно захватывать в коробке в кулак, попеременно брать руками щепотки пуговиц и опускать обратно в
коробку, пересыпать из ладони в ладонь, перекатывать между ладонями. Благодаря такому массажу стимулируются
кончики пальцев рук и ладони. Найдите вместе с ребенком самую большую пуговицу, а затем выложите по обе
стороны от нее другие пуговицы в порядке убывания величины полукругом. Спросите у ребенка, кому он подарил бы
такие красивые бусы?
Такая игра не только развивает мелкую моторику рук, помогает закрепить математические понятия: величина, счет,
цвет. Но и развивает воображение, эстетический вкус детей.
Пуговицы можно использовать для выкладывания букв, что сформирует знание зрительных образов букв и умение
соотносить звук и букву.
Из пуговиц можно выкладывать предметы, целые сюжетные картинки или использовать их как дополнительные
элементы в играх.
С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать игры с пришиванием пуговиц.
Оторвалась пуговица.
Я совсем не плачу.
Нитки и иголку
Смело достаю.
Маленькую пуговку
На место сам пришью.