Автор: Ионова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №9"БОРОВИЧОК"
Населённый пункт: город Скопин, Рязанская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Лэпбук-как форма работы с детьми по речевому и познавательному развитию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Лэпбук – как форма работы с детьми по речевому и
познавательному развитию дошкольников».
Уважаемые коллеги!
Проблема развития познавательной и речевой активности детей -
дошкольников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она
выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в
знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности,
самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
Наша задача, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей,
увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не
могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять,
усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую
необходимость, что им интересно.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности
находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в
моем случае стала тематическая папка или «лэпбук.
Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы
из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи
своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций
человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как
личность.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех
психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития
речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема
развития речи является одной из актуальных.
Сегодня я представлю вашему вниманию мастер-класс с пошаговыми
инструкциями по изготовлению лэпбука «Речевичок» по развитию речи для
дошкольников.
Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается
материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается,
дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник в работе
учителя-логопеда и воспитателей. Его можно использовать как для
индивидуальной, так и подгрупповой работе с детьми разного дошкольного
возраста.
Цель: познакомить педагогов дошкольных учреждений с формой работы
лэпбук.
Чем для меня стала привлекательна данная форма работы?
1. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое
удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет
пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
2. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
3. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются
дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать
коллективный лэпбук.
4. Это просто интересно, в конце концов!
Ход мастер-класса:
- Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего начнем?
1. Выбираем тему лэпбука. Мы выбрали «Речевичок».
2. Составляем план будущего лэпбука.
3. После того, как выбрали тему, надо написать план.
(ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие.
Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью
раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке
рассказать)
4. Создание макета.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из
пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии, формы
представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии,
игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках,
блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах,
конвертиках разных форм, карточках и т.д. Для детей в основном доступны
именно эти формы, для взрослых же границ для фантазии нет. Я изготовила
кармашки для своего Лэпбука с помощью компьютера и распечатала на
принтере.
Итак, что нужно, чтобы сделать лэпбук?
- материалы и инструменты;
- картонная папка-основа;
- обычная бумага. Лучше цветная бумага для принтера, но можно и просто белые
листы, если их хорошо оформить и раскрасить.
-ножницы;
- клей-карандаш для бумаги.
Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в
противоположные стороны дверками. Их очень просто сделать из плотной
бумаги.
После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку
оклеиваем цветной бумагой и украшаем по своему усмотрению.
Я взяла обычную папку и красочно оформила её, каждое задание вложила в
цветные кармашки.
И сейчас я хочу остановиться на том, что находится в каждом из кармашков.
Описание заданий.
1. Артикуляционная гимнастика.
Цель:
Нормализация мышечного тонуса органов артикуляции,
Развитие речевого аппарата,
Совершенствование выработка движений органов артикуляции,
необходимых для правильного произношения звуков.
2. Составь рассказ.
- Во втором кармашке лежат картинки с изображением разных тем, при помощи
которых дети учатся составлять рассказы из двух – трех предложений, в
результате чего у детей развивается монологическая речь, обогащается
словарный запас, развивается логическое мышление, происходит тренировка
памяти.
3. Собери картинку.
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат части разрезанной
картинки.
Цель данной игры: развивать зрительное восприятие, логическое мышление,
активизировать словарный запас детей, способность анализировать
изображение.
4. Загадки.
В четвертом кармашке располагаются красочные картинки с загадками, целью
которых является: развитие зрительного восприятия, воображения, мышления,
активизация речи.
5. Противоположности.
Следующий кармашек содержит картинки с разным изображением предметов, к
которым надо подобрать слова с противоположным значением.
Цель игры: учить детей подбирать антонимы, из ряда антонимов выбирать
наиболее подходящее по значению слово.
6. Пословицы.
И последний кармашек знакомит детей с пословицами, которые учат понимать
их смысл, выбирать пословицы с содержанием различных ситуаций, отрывков
знакомых сказок
Заключение.
В нашей маленькой книжке –раскладушке поместилось очень много
информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может
сделать его по-своему.
В результате у детей развиваются универсальные умения, такие как:
умение планировать предстоящую деятельность;
договариваться со сверстниками;
распределять обязанности;
искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
принимать собственные решения, опираясь на свои представления и
умения, делать выбор;
использовать устную речь, выражать свои мысли, отношение, желания.
Работая с детьми - дошкольниками, используем лэпбук как дидактическое
средство для развития речи воспитанников, которое легко изготовить своими
руками при небольших затратах. Преимущество его использования в работе с
детьми в следующем:
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе
множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать,
возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному
речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками,
эффективная форма овладения речью (культурой речи);
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время
со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать
интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни
детского сада;
- лэпбук для воспитателей – интерактивное обучающее средство, позволяющее
организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную
деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход;
отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала,
предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями,
возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;
- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах,
средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов,
средство повышения компетентности родителей и педагогов.
Таким образом, ЛЭПБУК – это универсальное пособие которое может быть
итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей,
тематической недели, предусмотренной образовательной программой
дошкольного учреждения.
Может быть использован при реализации любой из образовательных областей,
обеспечивая их интеграцию.