Напоминание

"Лэпбук-как форма работы с детьми по речевому и познавательному развитию дошкольников"


Автор: Ионова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №9"БОРОВИЧОК"
Населённый пункт: город Скопин, Рязанская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Лэпбук-как форма работы с детьми по речевому и познавательному развитию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Лэпбук – как форма работы с детьми по речевому и

познавательному развитию дошкольников».

Уважаемые коллеги!

Проблема развития познавательной и речевой активности детей -

дошкольников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она

выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в

знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности,

самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Наша задача, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей,

увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не

могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять,

усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую

необходимость, что им интересно.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности

находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в

моем случае стала тематическая папка или «лэпбук.

Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного

развития детей. Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы

из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи

своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций

человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как

личность.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех

психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития

речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема

развития речи является одной из актуальных.

Сегодня я представлю вашему вниманию мастер-класс с пошаговыми

инструкциями по изготовлению лэпбука «Речевичок» по развитию речи для

дошкольников.

Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается

материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается,

дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник в работе

учителя-логопеда и воспитателей. Его можно использовать как для

индивидуальной, так и подгрупповой работе с детьми разного дошкольного

возраста.

Цель: познакомить педагогов дошкольных учреждений с формой работы

лэпбук.

Чем для меня стала привлекательна данная форма работы?

1. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое

удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет

пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

2. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

3. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются

дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать

коллективный лэпбук.

4. Это просто интересно, в конце концов!

Ход мастер-класса:

- Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего начнем?

1. Выбираем тему лэпбука. Мы выбрали «Речевичок».

2. Составляем план будущего лэпбука.

3. После того, как выбрали тему, надо написать план.

(ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие.

Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью

раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке

рассказать)

4. Создание макета.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из

пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии, формы

представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии,

игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках,

блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах,

конвертиках разных форм, карточках и т.д. Для детей в основном доступны

именно эти формы, для взрослых же границ для фантазии нет. Я изготовила

кармашки для своего Лэпбука с помощью компьютера и распечатала на

принтере.

Итак, что нужно, чтобы сделать лэпбук?

- материалы и инструменты;

- картонная папка-основа;

- обычная бумага. Лучше цветная бумага для принтера, но можно и просто белые

листы, если их хорошо оформить и раскрасить.

-ножницы;

- клей-карандаш для бумаги.

Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в

противоположные стороны дверками. Их очень просто сделать из плотной

бумаги.

После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку

оклеиваем цветной бумагой и украшаем по своему усмотрению.

Я взяла обычную папку и красочно оформила её, каждое задание вложила в

цветные кармашки.

И сейчас я хочу остановиться на том, что находится в каждом из кармашков.

Описание заданий.

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель:

Нормализация мышечного тонуса органов артикуляции,

Развитие речевого аппарата,

Совершенствование выработка движений органов артикуляции,

необходимых для правильного произношения звуков.

2. Составь рассказ.

- Во втором кармашке лежат картинки с изображением разных тем, при помощи

которых дети учатся составлять рассказы из двух – трех предложений, в

результате чего у детей развивается монологическая речь, обогащается

словарный запас, развивается логическое мышление, происходит тренировка

памяти.

3. Собери картинку.

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат части разрезанной

картинки.

Цель данной игры: развивать зрительное восприятие, логическое мышление,

активизировать словарный запас детей, способность анализировать

изображение.

4. Загадки.

В четвертом кармашке располагаются красочные картинки с загадками, целью

которых является: развитие зрительного восприятия, воображения, мышления,

активизация речи.

5. Противоположности.

Следующий кармашек содержит картинки с разным изображением предметов, к

которым надо подобрать слова с противоположным значением.

Цель игры: учить детей подбирать антонимы, из ряда антонимов выбирать

наиболее подходящее по значению слово.

6. Пословицы.

И последний кармашек знакомит детей с пословицами, которые учат понимать

их смысл, выбирать пословицы с содержанием различных ситуаций, отрывков

знакомых сказок

Заключение.

В нашей маленькой книжке –раскладушке поместилось очень много

информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может

сделать его по-своему.

В результате у детей развиваются универсальные умения, такие как:

умение планировать предстоящую деятельность;

договариваться со сверстниками;

распределять обязанности;

искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

принимать собственные решения, опираясь на свои представления и

умения, делать выбор;

использовать устную речь, выражать свои мысли, отношение, желания.

Работая с детьми - дошкольниками, используем лэпбук как дидактическое

средство для развития речи воспитанников, которое легко изготовить своими

руками при небольших затратах. Преимущество его использования в работе с

детьми в следующем:

- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе

множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать,

возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному

речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками,

эффективная форма овладения речью (культурой речи);

- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время

со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать

интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни

детского сада;

- лэпбук для воспитателей – интерактивное обучающее средство, позволяющее

организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную

деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход;

отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала,

предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями,

возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;

- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах,

средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов,

средство повышения компетентности родителей и педагогов.

Таким образом, ЛЭПБУК – это универсальное пособие которое может быть

итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей,

тематической недели, предусмотренной образовательной программой

дошкольного учреждения.

Может быть использован при реализации любой из образовательных областей,

обеспечивая их интеграцию.



В раздел образования