Автор: Ремнева Елена Петровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1574
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая готовность детей к школе"
Раздел: дошкольное образование
Психологическая готовность детей к школе.
Для успешного обучения и личностного развития ребенка важно, чтобы он
пошел
в
школу
подготовленным,
с
учетом
его
общего
физического
развития,
моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие.
Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
«Психологическая
готовность»
-
это
необходимый
и
достаточный
уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в
условиях обучения в коллективе сверстников» (Л.В.Венгер).
У
большинства
детей
она
формируется
к
семи
годам.
Содержание
психологической готовности включает в себя определенную систему требований,
которые будут предъявлены ребенку во время обучения и важно, чтобы он был
способен
с
ними
справиться.
Необходимо
помнить,
что
под
«готовностью
к
школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в
котором
должны
присутствовать
все
основные
элементы,
хотя
уровень
их
развития может быть разными.
Первые
годы
развития
ребенка
имеют
громадное
значение
на
все
дальнейшее
развитие,
и
от
того,
как
поставлено
дошкольное
воспитание,
в
значительной мере зависит и организация школьного дела. Поступление в школу
является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности.
С
переходом
к
систематическому
обучению
в
школе
завершается
дошкольное
детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется
образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими
людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую
роль
в
жизни
ребенка
приобретает
учебная
деятельность.
Для
подготовки
к
новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному
выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание,
чтобы
к
концу
дошкольного
возраста
дети
достигли
определенного
уровня
физического и психического развития. Существенное значение для подготовки
детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение
работоспособности,
развитие
мышления,
любознательности,
воспитание
определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной
деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям
учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
Какие
же
составляющие
входят
в
набор
«школьной
готовности»?
Это,
прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная
готовность.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.
Большинство
родителей
почти
сразу
ответят,
что
их
дети
хотят
в
школу
и,
следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так.
Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются
друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной
жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания,
что предполагает развитие познавательных интересов.
Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к
школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят слушаться, сколько об
умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том,
что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои
непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок
мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете
развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания.
При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в
том,
что
они
все
услышали
и
правильно
поняли.
Для
тренировки
волевой
готовности хороши и графические диктанты под вашу диктовку или срисовывание
фигур по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать
или
вычеркивать
определенную
букву
или
геометрическую
фигуру
в
предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение
сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребенок быстро
устает, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычеркивать,
начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете
облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать еще одну или две
строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В случае, если деятельность вашего
ребенка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не
очень
хорошо
развитой.
В
том
же
случае,
если
ребенок
так
и
не
сможет
сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребенка отсутствует, и он
не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения,
прежде всего, учить его слушать ваши слова.
Интеллектуальная
готовность
-
многие
родители
считают,
что
именно она является главной составляющей психологической готовности к школе,
а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и
является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также
причиной
их
разочарований
при
отборе
детей
в
школу.
На
самом
деле
интеллектуальная
готовность
не
предполагает
наличия
у
ребенка
каких-то
определенных
сформированных
знаний
и
умений (например,
чтения),
хотя,
конечно, определенные навыки у ребенка должны быть.
Однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического
развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти,
мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя»,
то есть во внутреннем плане.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная
жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то
скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в
новый мир.
Педагог-психолог
Ремнева Е.П.