Напоминание

"Психологическая готовность детей к школе"


Автор: Ремнева Елена Петровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1574
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая готовность детей к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическая готовность детей к школе.

Для успешного обучения и личностного развития ребенка важно, чтобы он

пошел

в

школу

подготовленным,

с

учетом

его

общего

физического

развития,

моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие.

Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая

готовность»

-

это

необходимый

и

достаточный

уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в

условиях обучения в коллективе сверстников» (Л.В.Венгер).

У

большинства

детей

она

формируется

к

семи

годам.

Содержание

психологической готовности включает в себя определенную систему требований,

которые будут предъявлены ребенку во время обучения и важно, чтобы он был

способен

с

ними

справиться.

Необходимо

помнить,

что

под

«готовностью

к

школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в

котором

должны

присутствовать

все

основные

элементы,

хотя

уровень

их

развития может быть разными.

Первые

годы

развития

ребенка

имеют

громадное

значение

на

все

дальнейшее

развитие,

и

от

того,

как

поставлено

дошкольное

воспитание,

в

значительной мере зависит и организация школьного дела. Поступление в школу

является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности.

С

переходом

к

систематическому

обучению

в

школе

завершается

дошкольное

детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется

образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими

людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую

роль

в

жизни

ребенка

приобретает

учебная

деятельность.

Для

подготовки

к

новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному

выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание,

чтобы

к

концу

дошкольного

возраста

дети

достигли

определенного

уровня

физического и психического развития. Существенное значение для подготовки

детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение

работоспособности,

развитие

мышления,

любознательности,

воспитание

определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной

деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям

учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Какие

же

составляющие

входят

в

набор

«школьной

готовности»?

Это,

прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная

готовность.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.

Большинство

родителей

почти

сразу

ответят,

что

их

дети

хотят

в

школу

и,

следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так.

Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются

друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной

жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания,

что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к

школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят слушаться, сколько об

умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том,

что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои

непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок

мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете

развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания.

При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в

том,

что

они

все

услышали

и

правильно

поняли.

Для

тренировки

волевой

готовности хороши и графические диктанты под вашу диктовку или срисовывание

фигур по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать

или

вычеркивать

определенную

букву

или

геометрическую

фигуру

в

предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение

сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребенок быстро

устает, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычеркивать,

начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете

облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать еще одну или две

строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В случае, если деятельность вашего

ребенка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не

очень

хорошо

развитой.

В

том

же

случае,

если

ребенок

так

и

не

сможет

сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребенка отсутствует, и он

не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения,

прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Интеллектуальная

готовность

-

многие

родители

считают,

что

именно она является главной составляющей психологической готовности к школе,

а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и

является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также

причиной

их

разочарований

при

отборе

детей

в

школу.

На

самом

деле

интеллектуальная

готовность

не

предполагает

наличия

у

ребенка

каких-то

определенных

сформированных

знаний

и

умений (например,

чтения),

хотя,

конечно, определенные навыки у ребенка должны быть.

Однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического

развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти,

мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя»,

то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная

жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то

скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в

новый мир.

Педагог-психолог

Ремнева Е.П.



В раздел образования