Напоминание

"Игры, которые лечат"


Автор: Родионова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Пушкино Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Игры, которые лечат"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры, которые лечат

Когда ребёнок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший

организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь

ребёнку: обследуем его у лучших специалистов, достаём эффективные

лекарства, стараемся обеспечить покой.

Это всё правильно при сложном течении заболевания. Однако есть ещё ряд

моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль

играют психофизиологические особенности детского организма.

Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в

оздоровлении. Если у взрослых заболевание является реакцией на наши

эмоциональные проблемы, то дети зачастую «отвечают» болезнью на

беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии мы

пребываем, когда дети болеют. Этот негативный эмоциональный фон мешает

выздоровлению ребёнка.

Другая особенность организма ребёнка – постоянный рост органов.

Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен

более сильный приток крови, т.е. к органам, находящимся в движении.

Ограничение движений (ребёнок болеет или только что выздоровел, и ему

нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания,

кровообращения.

В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной

системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус,

ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-

сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом,

что ведёт к более частым заболеваниям.

Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли

отражение в целой области медицины – лечебно-профилактической

физкультуре. Однако психика ребёнка, особенно в раннем возрасте, устроена

так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно

выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения.

Ребёнку должно быть интересно заниматься. Именно поэтому мы

представляем адаптированные, измененные в виде игры-упражнения по

оздоровлению и профилактике заболеваний.

В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и

способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному

развитию.

В статье подобраны игры для детей дошкольного возраста и младшего

школьного возраста по каждому виду заболеваний. Лёгкие игры можно

чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия.

Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при

частых и длительных занятиях (3-4 месяца по 2-3 раза в день).

Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

«Пальчик о пальчик»

Цель: Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных

реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.

Ход игры. Ребёнок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами

движения:

Пальчик о пальчик тук да тук, (повторить 2 раза)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (хлопают в ладоши)

Ножками топай, топай! (повторить 2 раза)

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)

Пальчик о пальчик тук да тук! (повторить 2 раза)

Игры после перенесённых инфекционных заболеваний

«Заинька-паинька»

Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса,

развитие чувство ритма и навыков выполнять команды.

Ход игры. Встаньте напротив ребёнка и попросите его повторять движения в

соответствии со словами песни:

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись (кланяется в разные стороны)

Вот так, вот сяк поклонись.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись (поворачивается, руки на поясе)

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни ножкой (топает по очереди каждой ногой).

Игры при заболеваниях дыхательной системы

«Пастушок дудит в рожок»

Цель: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного

носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Материалы: Рожок, дудочка.

Ход игры: Попросите ребёнка как можно громче подуть в рожок, дудочку,

чтобы созвать всех коров. Покажите, что необходимо вдохнуть воздух через

нос и резко выдохнуть.

«Шарик лопнул»

Цель: восстановление носового дыхания, формирования углублённого

дыхания, правильного смыкания губ, ритмитрования.

Ход игры: Предложите ребёнку «надуть шарик», широко развести руки в

сторону и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик

через рот – «ФФФФ…», медленно соединяя ладони под «шариком». Затем

ребёнок пусть хлопнет в ладоши – «шарик лопается».

«Из шарика выходит воздух»: ребёнок произносит звук «шшш…», складывая

губы хоботком и опуская руки на колени. «шарик надувают», 2-5 раз. За

старание ребёнок получает фант.

Следите, чтобы вдох ребёнка был глубоким, а во время игры не возникало

чрезмерного эмоционального возбуждения.

«Пёрышки»

Цель: Тренировка навыков носового дыхания, укрепление мышц рта.

Материалы: Верёвка, два стульчика, пёрышки.

Ход игры: Натяните верёвку между стульями и привяжите к ней пёрышки.

Посадите ребёнка на расстояние 50 см напротив пёрышек.

Предложите ребёнку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом

сдуть одно пёрышко, а затем другое, делая перед каждым выдохом глубокий

вдох через нос.

Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой, а

щёки надуть.

«Мышка и Мишка»

Цель: Формирования глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие

координации движений, укрепление мышц позвоночника.

Ход игры: Родители показывают и произносят слова:

- У Мишки дом огромный.

(выпрямится, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на

руки – вдох).

- У мышки – очень маленький.

(присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с

произнесением звука «шшш…»).

- Мышка ходит (ходим по комнате).

В гости к Мишке,

Он же к ней не попадёт.

Попросите ребёнка повторить стишок с движениями 4-6 раз. Следите за

чёткостью и координацией движений ребёнка.

«Косари»

Цель: Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания,

чувство ритма.

Ход игры: Предложите ребёнку «покосить траву». Исходная поза: ноги на

ширине плеч, руки опущены.

Вы показываете, как «косить» и читаете стихи, а ребёнок со слогом «зу»

переводит руки махом в сторону (влево – выдох, затем вперёд, вправо –

вдох).

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву,

Зу-зу,зу-зу,

И на лево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро:

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Затем предложите ребёнку встряхнуть руки в расслабленном состоянии и

повторить игру 3-4 раза.

«Поезд»

Цель: Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.

Ход игры: Предложите ребёнку отправится в путешествие, превратившись в

«вагончики» со всеми членами семьи.

Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить первый

раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.

«вагончики» слегка сгибает руки в локтях. Подражая гудку («гу, гу») они

начинают двигаться вперёд, затем ускоряют шаг и бегут.

После слов взрослого «Поезд приехал на станцию» все замедляют ход и

начинают двигаться задом до сигнала «Приехали».

Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает, чтобы

не было переутомления и сверхвозбуждения.



В раздел образования