Автор: Григорьева Юлия Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9 "Красная Шапочка"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи
Тема: "Весна. 8 Марта"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему:
«Весна»
Программные задачи:
1)
Коррекционно-образовательные:
Обучать
образованию
сравнительной
степени
прилагательных (солнце
весной
стало светить…(ярче).
Закреплять знания детей о весне, ее приметах и особенностях.
Расширять,
уточнять
и
активизировать
словарь
по
теме
«Весна.
8
марта»
(оттепель,
капель,
проталины;
ранняя,
поздняя,
долгожданная;
наступила,
набухают, лопаются).
Закреплять навыки употребления слов-антонимов (зимой снег чистый, а весной –
грязный).
2)
Коррекционно-развивающие:
Развивать все виды восприятия, память, мышление.
3)
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: изображения примет весны, картинка «8 марта», изображения времен
года.
Ход НОД
I.
Орг.момент
Игра «Добавлялки».
- Подскажи недостающее слово:
Всё очнулось ото сна,
Всё цветёт- пришла … (весна).
Вот цветы лежат на парте-
Дарим их девчонкам в ….(марте).
Будит утром нас капель-
В гости к нам пришёл … (апрель).
Куртки тёплые снимай-
На дворе ведь месяц …. (май).
II.
Основная часть
1) Беседа по теме
- Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?
- После какого времени года наступает весна?
- Посмотрите на картинки, на какой из них изображена весна?
- Что такое весна? (время года) Назовите весенние месяцы.
- Как начинает пригревать солнце?
- Что от этого происходит?
- Что происходит, когда тает много снега?
- Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу?
- Что появляется на земле, где растаял снег?
- Что вырастает на проталинах?
- Что набухает на ветках?
- Что происходит со льдом на реках?
- Кто просыпается после зимы?
- Кто возвращается из тёплых краёв? Почему?
- Что надевают люди?
- Какой праздник в начале весны? Кого мы поздравляем?
2) Упражнение «Хлопни в ладоши»
- Я буду произносить слова, если слово о весне, хлопните в ладоши:
Пригревает листопад тает вьюга
Журчит теплое ярче холодно
Набухают прилетают застыл проталины
Ледоход метель солнышко сосулька
3)Упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов
Зимой снег чистый, а весной – …
Зимой дни холодные, а весной – …
Зимой солнце тусклое, а весной – …
Зимой погода пасмурная, а весной – …
Зимой день короткий, а весной - …
Зимой реки замерзшие, а весной - …
4)
Физминутка «Весна»
На-на-на - к нам идёт весна.
(На слоги делать хлопки, на слова шагать)
Ло-ло-ло- на улице тепло.
(На слоги-хлопки, на слова руки вверх)
Ну-ну-ну –встречаем мы весну.
(На слоги-хлопки, на слова руки вперёд)
Ны-ны-ны- долго не было весны.
(На слоги-хлопки, на слова наклоны в стороны, руки на поясе)
Да-да-да, хороша весна
(Шагать на слоги и на слова)
5)
Упражнение «Сравни»
- Давайте мы сравним весну с зимой:
С наступлением весны дни стали…(длиннее, теплее).
Солнце весной стало светить…(ярче).
С наступлением весны птиц стало…(больше).
Когда начало светить солнце, нам стало…(веселее).
Весной рано утром на улице…(светлее).
5)Упражнение «Скажи правильно»
Распускаются листочки или цветочки?
Порхают птички или синички?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Набухают почки или листочки?
Прилетают насекомые или птицы?
Трещит лёд или ледоход?
6)
Упражнение «Что делает? Что делают?»
солнце весной (что делает) – … греет, припекает, ласкает, согревает
снег весной (что делает) – … чернеет, тает, темнеет, оседает
ручьи (что делают) – … бегут, журчат, звенят, заливаются
почки на деревьях (что делают) – … набухают, лопаются, распускаются
трава весной (что делает) – … пробивается, зеленеет, растёт, радует
лёд весной (что делает) – … трещит, раскалывается, тает
III.
Итог занятия
- Какое время года наступило? Как вы узнали? После какого времени года наступает
весна? Назовите по порядку весенние месяцы.