Напоминание

Использование исторической среды в творческом проектировании


Автор: Полюх Жанна Николаевна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №3 г.Всеволожска
Населённый пункт: Ленинградск0й обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Использование исторической среды в творческом проектировании
Раздел: среднее образование





Назад




Историческая среда и творческое проектирование

Понятия «проект», «проектная деятельность», «творческий проект» в последнее

время привычно звучат в школьной аудитории, потому, что этот вид учебной деятельности

полностью соответствует требованиям современного образования:- добывать знания

самому.

Я применяю метод творческого проектирования в группах девочек 8-х классов.

Ученицы завершают курс технологии презентацией своих творческих проектов.

Считаю этот метод обучения очень ценным, т.к. он позволяет приобрести навыки

проектной деятельности от замысла к реальному исполнению. Результатом их творческой

деятельности является возникновение чего-либо нового, не существовавшего ранее. Формы

творчества разнообразны, а сущность одна – созидание.

Безусловно, на первоначальных этапах проектной деятельности учащиеся

испытывают затруднения. Это естественно при соприкосновении с новым.

Самым сложным, (потому что не привычным) но и интересным является 1-й этап

проектирования: выдвижения идеи, замысла. И бесконечное удивление, как совсем робкая

задумка, идея трансформируется в мощный замысел проекта.

Так было и с проектом «Приютинские фантазии».

Школа, где я работаю, расположена недалеко от известного исторического места

музея- усадьбы «Приютино».

Владельцем этой загородной дачи был первый директор Публичной библиотеки

Николай Алексеевич Оленин.

Одна из 9-классниц посвятила свой проект созданию одежды в стиле характерном

эпохи Олениных..

Для осуществления замысла проекта нужно грамотно сформулировать цели и

поставить задачи. Это очень важная часть проекта. В зависимости от того, какие вопросы

сумеет извлечь автор проекта из своего интеллектуального багажа, таким будет и проект.

Цели

проекта «Приютинские фантазии»:

Выполнить эскиз наряда;

Сшить наряд, соответствующий моде начала 19 века или стилизованный

этому времени;

Эти цели решаются при выполнении определенных

задач:

Познакомиться с жизнью и бытом Олениных;

Познакомиться с модой и стилем начала 19 века;

Узнать, как проводили время девушки 19 века;

Собрать соответствующую информацию;

Выполнить художественное и техническое моделирование;

Продумать отделку и подобрать аксессуары;

Подобрать ткать и соответствующую отделку;

Проработать образцы;

Выполнить фото съемку;

Оформитьдизайн-папку.

Сшить наряд современной барышне (даже очень красивый) – это очень просто. Она

ставит еще и интеллектуальные задачи. Для того, чтобы платье гармонично вписалось в

ансамбль музея, нужно:

Познакомиться с историей усадьбы музея, экспозицией;

Узнать о владельцах;

Определить стиль в одежде начала 19 века.

Затем пошла работа над проектом. В самом начале исследований стало очевидным,

что проект будет двойным:

Историческая, исследовательская часть проекта;

Практическая часть по изготовлению наряда.

Автор проекта и соответственно его оформила: в левой части дизайн-папки

размещены исследовательские исторические материалы, в правой – по изготовлению

наряда.

Занимаясь исследовательской деятельностью, ученица открыла для себя музей

заново.

В презентации представлены фотографии интерьеров музея.

Сотрудники музея с удовольствием оказали информационную поддержку.

Приютинские пейзажи прекрасны в любое время года. Автор не могла не

поделиться своими фото впечатлениями.

Ученицу потрясло и то, что по приютинским тропинкам по которым мы ходили 100

раз, прогуливались известные литераторы, художники, композиторы, актеры, певцы:

Крылов, Грибоедов, Жуковский, Батюшков, Карамзин, Гнедич, Вяземский, братья

Брюлловы, Кипренский, Венецианов, Глинка, Алябьев и др. знаменитости.

Но больше всего изумил тот факт, что в с апреля 1828 года на протяжении лета

постоянно бывал в Пртютино сам А.С.Пушкин! Он был влюблен в младшую дочь

Олениных - Анну и посвятил ей целый цикл стихов:

Ты и Вы;

ЕЕ глаза;

Господину Дау – зачем твой дивный карандаш …

Некоторые из них положены на музыку.

Я Вас любил;

Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной…

Любознательный человек захочет эти романсы ну если не исполнить, то, хотя бы

услышать их исполнение. (Мои ученики самые любознательные).

В проект приглашается одноклассница Даша, которая учится в музыкальной школе и

может эти романсы исполнить.

Одновременно идет работа со специальной литературой. Определен стиль начала

19в. – «ампир», напоминающий классицизм. Он господствовал и в моде. Ушли тесные

корсеты, пышные кринолины. Их заменили изящные легкие платья с высокой талией,

глубоким вырезом, рукавом «фонарик».

Непременная отделка – вышивка, рюши, гирлянды, цветы и т.д.

В итоге разработано несколько эскизов вариантов платья. Это обязательное условие

- собрать банк идей, проанализировать их и обосновать выбор. Проделав все это, ученица

остановилась на вар. №2.

Затем начинается технологический процесс:

Изготовление выкройки;

Раскрой;

Вышивка «золотой» нитью, полученную из тесьмы;

Примерки и т.д.

И тут начинается самое главное и интересное! Появились единомышленники,

которые до сих пор пассивно наблюдали за проектом и в один прекрасный момент стали

его участниками.

Необычный факт. В девичьем проекте принял участие мальчик – сам Александр

Сергеевич, но Кузьмин. Он предложил создать не одно платье, а коллекцию, и сам расписал

один из нарядов приютинскими пейзажами в технике графики. Хотел даже сесть за

швейную машинку, но девочки эту работу взяли на себя. Так Саша стал активным

консультантом в модельных вопросах.

Где два изделия, там и три, а это уже коллекция.

Подружка автора проекта изъявила желание сшить наряд по одному из эскизов. Так

появился проект «Барышня-Кристинка». Исполнителя зовут Кристина.

В конце проекта идеи посыпались, как из рога изобилия. Но дополнит эту

маленькую коллекцию уже другой проект.

В свое время работники музея просили поделиться результатами проектной

деятельности. По завершению проекта мы на их суд предъявили нашу маленькую

коллекцию. Мы даже были немного удивлены восторженными отзывами сотрудников

музея. Особенно их восхитил Сашин наряд с росписью. И мы в свою очередь получили

профессиональный отзыв о нашей коллекции, как с научной, так и с эстетической стороны.

Кроме того, девочки получили уникальную возможность сделать фотографии нашей

коллекции в интерьерах музея. Полученные ощущения наверное будут незабываемыми.

Я перестала в конце анализа проекта персонифицировать результаты работы над

проектом и стала выражаться «мы». Это не случайно. Для меня, как для учителя, каждый

новый творческий проект тоже является новым и интересным делом. При этом творчество

делает нас партнерами.

Школьницы испытывают гордость, когда поставлена последняя точка в проекте, а

в руках появляется дизайн-папка и проектное изделие.

Проектное обучение создает условие не только для творческой самореализации, но

и способствует развитию самостоятельности, умения планировать свою работу, принимать

решения, критически оценивать результат. А также приобретают бесценный опыт решения

реальных проблем. Кроме того, решается целый комплекс педагогических задач:

ответственность за принятое решение, коммуникативная культура формирование

собственного мировоззрения, эстетическая культура, повышается уровень

требовательности к себе.

Важно и то, что метод интеграции способствует интегративности учебных

предметов, развивает межпредметные связи. Процесс разработки проекта предполагает

экономические расчеты, исторические сведения и др.

Использование ПК, микропроцессорной техники и др. средств позволяет выполнить

и оформить проект на современном техническом уровне.

Справившись успешно с творческим проектом, я уверенна, что школьницы так же

успешно смогут решить любую задачу, во всяком случае, они точно знают, с чего

начинается решение проблемы.



В раздел образования