Напоминание

Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Ольга Александровна Завгороднева, Завгороднева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 слайд Развитие детской инициативы и самостоятельности

у детей старшего дошкольного возраста

2

слайд

Ребенок

дошкольного

возраста

неутомимый

исследователь.

В

дошкольном

возрасте начинается

этап

становления

личности.

В

этот

период

активизируются

мыслительные

процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению

з а д ач ,

и з о б р е т ат е л ь н о с т и

и

с а м о с т о я т е л ь н о с т и ,

инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо

«побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

Инициативность

ребенка

активнее

всего

формируется

в

дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления

феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой

установленный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива

детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и

физической активности.

3

с л а й д

Важно

не

пут ать

инициативно сть

с

самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие.

Самостоятельность ребенка — это само осуществление какой-

то

деятельности,

делание,

это

процесс.

Тогда

ка к

инициативность

это

такое

свойство

характера,

когда

происходит толчок, запуск деятельности.

Поэтому инициативность — это внутреннее побуждение к

чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное

положение

дел,

это

внутренний

порыв

к

изменениям

и

движению.

Проявить

инициативу,

активность,

творческий

подход

ребенок

может

в

любом

виде

деятельности

и

в

любой

образовательной области, и особенно в той, к которой у ребенка

присутствует

интерес.

Главная

задача

воспитателя

при

этом

вовремя отметить и поддержать эти проявления у ребенка.

4

слайд

Развитие

детской

инициативы

в

условиях

детского сада осуществляется через:

создание

условий

для

свободного

выбора

детьми

деятельности

(игровой,

исследовательской,

проектной,

познавательной и т. д.), а также участников этой деятельности;

создание

условий

для

принятия

детьми

решений,

выражения своих чувств и мыслей;

поддержку детской

инициативы

и

самостоятельности

педагогами ДОУ.

Но вместе с тем существует множество трудностей.

Во-первых, для того, чтобы ребенок чувствовал себя смелее

и комфортнее при выражении своих идей, воспитатель должен

обязательно занимать позицию партнера. А это не всегда легко,

так

как

при

этом

необходимо

поддержать

дисциплину

и

добиться решения учебных задач.

Во-вторых,

плотный

распорядок

дня

в

детском

саду

и

большая

нагрузка

иногда

просто

не

оставляет

времени

на

поддержку всех детских идей. Ведь надо успеть сформировать

многие умения и подготовить детей к школе.

В-третьих, в каждой группе есть активные и инициативные

дети,

которые

в

любом

вопросе

готовы

предложить

неординарное творческое решение, а есть дети, которые, в силу

своего

характера

и

темперамента,

менее

активныи

более

стеснительны.

Этим

детям

требуется

уделять

особенное

внимание и вести индивидуальную работу.

5

слайд

Выделяется

4

сферы

инициатив:

творческая,

целеполагания

и

волевого

усилия,

коммуникативная,

познавательная.

6

слайд

Каждая

сфера

инициативы

оценивается

через

конкретный вид деятельности:

Творческая инициативы – включенность в сюжетную

игру

как

основную

творческую

деятельность

ребенка,

где

развиваются воображение, образное мышление;

Инициатива

как

целеполагание

и

волевое

усилие

включенность

в

разные

виды

продуктивной

деятельности

(рисование,

лепку,

конструирование),

требующее

усилий

по

«сопротивлению» материала, где развиваются произвольность,

планирующая функция речи;

7 слайд Коммуникативная инициатива – включенность

ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются

эмпатия, коммуникативная функция речи;

Познавательная

инициатива

любознательность:

включенность в экспериментирование, простую познавательно-

исследовательскую деятельность, где формируются временные,

причинно-следственные и родовидовые отношение.

Чтобы

дети

верили

в

свои

силы,

развивались

и

экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу,

поэтому в своей практике мы применяем различные приемы и

методы:

8 слайд 1. Продуктивные виды

деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

В процессе продуктивной деятельности у детей формируются

такие качества личности, как умственная активность,

любознательность, самостоятельность, инициатива, умение

проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании

содержания, подборе изобразительных материалов,

использовании разнообразных средств художественной

выразительности, которые являются основными компонентами

творческой деятельности. Помогаем ребенку «оформить» его

работу в конечный продукт, например, сделать рамку для

рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом

достижений и т.д.

9

слайд

2.

Самостоятельная

деятельность

детей

-

воспитатель

создает

для

детей

разнообразную

предметно

пространственную

развивающую

среду

в

группе,

которая

должна

обеспечивать

каждому

ребенку

познавательную

активность, должна соответствовать разнообразным интересам

детей

и

иметь

развивающий

характер.

Также

детям

предоставляется возможность действовать индивидуально или

вместе со сверстниками.

10

слайд

3.

Групповой

сбор

-

эта

часть

ежедневного

распорядка,

которая

проводится

в

определенное

время,

в

специально

оборудованном

месте,

где

дети

самостоятельно

планируют

и

осуществляют

выбор

деятельности

на

основе

собственных интересов и потребностей в различных центрах.

11 слайд 4. Трудовая деятельность - своей практике мы

создаем такие условия для трудовой деятельности, где старшие

дошкольники

оказывают

помощь

друг

другу,

проявляют

инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке

своего труда.

12

слайд

5.

Метод «проектов»,

который

способствует

п о н и м а н и ю

д е т ь м и

н е о бход и м о с т и

с о ц и а л ь н о г о

приспособления людей друг к другу: умение договариваться,

откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать

чужую точку зрения.

Во

время

проведения

таких

форм

работы

с

детьми

необходимо

создавать

условия,

чтобы

дети

о

многом

догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие,

самостоятельно

включались

в

игровые

ситуации

и

инициировали

их,

творчески

развивая

игровой

сюжет,

используя

знания,

полученные

из

разных

источников.

Надо

тактично

сотрудничать

с

детьми:

не

стараться

всё

сразу

показывать

и

объяснять,

не

давать

готовые

инструкции,

а

оказывать

недирективную

помощь

в

самостоятельной

игре

детей,

стимулировать

их

активность

в

разных

видах

деятельности.

Детская

инициатива

выражается

тогда,

когда

ребенок

становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным

участником, субъектом социальных отношений.

В

результате

правильно

построенной

работе

с

детьми,

можно заметить, что дети становятся более самостоятельными

и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля,

оценка

детьми

своих

возможностей

становится

более

объективной,

дети

самостоятельно

осваивают

материал,

используя

при

этом

разнообразные

средства,

могут

анализировать

информацию,

самостоятельно

делать

выводы.

Дети

умеют

ставить

цель

и

задачи

своей

деятельности,

анализировать

ее

условия,

формулировать

проблемы

и

гипотезы,

предположения

о

вариантах

решения

проблемных

ситуаций,

организовывать

и

корректировать

ход

как

индивидуальной,

так

и

совместной

деятельности,

достигая

положительного результата.

Исходя

из

выше

сказанного,

можно

признать,

что

самостоятельность,

инициативность

ребёнка

необходимо

развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

13

слайд

В

заключении

хотелось

бы

всем

напомнить,

что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность,

смелость

ума,

вселить

в

них

радость

сотворчества,

то

создай

такие

условия,

чтобы

искорки

их

мыслей

образовывали

царство

мысли,

дай

им

возможность

почувствовать себя в нём властелином».



В раздел образования