Авторы: Ольга Александровна Завгороднева, Завгороднева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
1 слайд Развитие детской инициативы и самостоятельности
у детей старшего дошкольного возраста
2
слайд
Ребенок
дошкольного
возраста
неутомимый
исследователь.
В
дошкольном
возрасте начинается
этап
становления
личности.
В
этот
период
активизируются
мыслительные
процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению
з а д ач ,
и з о б р е т ат е л ь н о с т и
и
с а м о с т о я т е л ь н о с т и ,
инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо
«побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Инициативность
ребенка
активнее
всего
формируется
в
дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления
феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой
установленный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива
детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и
физической активности.
3
с л а й д
Важно
не
пут ать
инициативно сть
с
самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие.
Самостоятельность ребенка — это само осуществление какой-
то
деятельности,
делание,
это
процесс.
Тогда
ка к
инициативность
—
это
такое
свойство
характера,
когда
происходит толчок, запуск деятельности.
Поэтому инициативность — это внутреннее побуждение к
чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное
положение
дел,
это
внутренний
порыв
к
изменениям
и
движению.
Проявить
инициативу,
активность,
творческий
подход
ребенок
может
в
любом
виде
деятельности
и
в
любой
образовательной области, и особенно в той, к которой у ребенка
присутствует
интерес.
Главная
задача
воспитателя
при
этом
вовремя отметить и поддержать эти проявления у ребенка.
4
слайд
Развитие
детской
инициативы
в
условиях
детского сада осуществляется через:
•
создание
условий
для
свободного
выбора
детьми
деятельности
(игровой,
исследовательской,
проектной,
познавательной и т. д.), а также участников этой деятельности;
•
создание
условий
для
принятия
детьми
решений,
выражения своих чувств и мыслей;
•
поддержку детской
инициативы
и
самостоятельности
педагогами ДОУ.
Но вместе с тем существует множество трудностей.
Во-первых, для того, чтобы ребенок чувствовал себя смелее
и комфортнее при выражении своих идей, воспитатель должен
обязательно занимать позицию партнера. А это не всегда легко,
так
как
при
этом
необходимо
поддержать
дисциплину
и
добиться решения учебных задач.
Во-вторых,
плотный
распорядок
дня
в
детском
саду
и
большая
нагрузка
иногда
просто
не
оставляет
времени
на
поддержку всех детских идей. Ведь надо успеть сформировать
многие умения и подготовить детей к школе.
В-третьих, в каждой группе есть активные и инициативные
дети,
которые
в
любом
вопросе
готовы
предложить
неординарное творческое решение, а есть дети, которые, в силу
своего
характера
и
темперамента,
менее
активныи
более
стеснительны.
Этим
детям
требуется
уделять
особенное
внимание и вести индивидуальную работу.
5
слайд
Выделяется
4
сферы
инициатив:
творческая,
целеполагания
и
волевого
усилия,
коммуникативная,
познавательная.
6
слайд
Каждая
сфера
инициативы
оценивается
через
конкретный вид деятельности:
Творческая инициативы – включенность в сюжетную
игру
как
основную
творческую
деятельность
ребенка,
где
развиваются воображение, образное мышление;
Инициатива
как
целеполагание
и
волевое
усилие
–
включенность
в
разные
виды
продуктивной
деятельности
(рисование,
лепку,
конструирование),
требующее
усилий
по
«сопротивлению» материала, где развиваются произвольность,
планирующая функция речи;
7 слайд Коммуникативная инициатива – включенность
ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются
эмпатия, коммуникативная функция речи;
Познавательная
инициатива
–
любознательность:
включенность в экспериментирование, простую познавательно-
исследовательскую деятельность, где формируются временные,
причинно-следственные и родовидовые отношение.
Чтобы
дети
верили
в
свои
силы,
развивались
и
экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу,
поэтому в своей практике мы применяем различные приемы и
методы:
8 слайд 1. Продуктивные виды
деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).
В процессе продуктивной деятельности у детей формируются
такие качества личности, как умственная активность,
любознательность, самостоятельность, инициатива, умение
проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании
содержания, подборе изобразительных материалов,
использовании разнообразных средств художественной
выразительности, которые являются основными компонентами
творческой деятельности. Помогаем ребенку «оформить» его
работу в конечный продукт, например, сделать рамку для
рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом
достижений и т.д.
9
слайд
2.
Самостоятельная
деятельность
детей
-
воспитатель
создает
для
детей
разнообразную
предметно
–
пространственную
развивающую
среду
в
группе,
которая
должна
обеспечивать
каждому
ребенку
познавательную
активность, должна соответствовать разнообразным интересам
детей
и
иметь
развивающий
характер.
Также
детям
предоставляется возможность действовать индивидуально или
вместе со сверстниками.
10
слайд
3.
Групповой
сбор
-
эта
часть
ежедневного
распорядка,
которая
проводится
в
определенное
время,
в
специально
оборудованном
месте,
где
дети
самостоятельно
планируют
и
осуществляют
выбор
деятельности
на
основе
собственных интересов и потребностей в различных центрах.
11 слайд 4. Трудовая деятельность - своей практике мы
создаем такие условия для трудовой деятельности, где старшие
дошкольники
оказывают
помощь
друг
другу,
проявляют
инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке
своего труда.
12
слайд
5.
Метод «проектов»,
который
способствует
п о н и м а н и ю
д е т ь м и
н е о бход и м о с т и
с о ц и а л ь н о г о
приспособления людей друг к другу: умение договариваться,
откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать
чужую точку зрения.
Во
время
проведения
таких
форм
работы
с
детьми
необходимо
создавать
условия,
чтобы
дети
о
многом
догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие,
самостоятельно
включались
в
игровые
ситуации
и
инициировали
их,
творчески
развивая
игровой
сюжет,
используя
знания,
полученные
из
разных
источников.
Надо
тактично
сотрудничать
с
детьми:
не
стараться
всё
сразу
показывать
и
объяснять,
не
давать
готовые
инструкции,
а
оказывать
недирективную
помощь
в
самостоятельной
игре
детей,
стимулировать
их
активность
в
разных
видах
деятельности.
Детская
инициатива
выражается
тогда,
когда
ребенок
становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным
участником, субъектом социальных отношений.
В
результате
правильно
построенной
работе
с
детьми,
можно заметить, что дети становятся более самостоятельными
и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля,
оценка
детьми
своих
возможностей
становится
более
объективной,
дети
самостоятельно
осваивают
материал,
используя
при
этом
разнообразные
средства,
могут
анализировать
информацию,
самостоятельно
делать
выводы.
Дети
умеют
ставить
цель
и
задачи
своей
деятельности,
анализировать
ее
условия,
формулировать
проблемы
и
гипотезы,
предположения
о
вариантах
решения
проблемных
ситуаций,
организовывать
и
корректировать
ход
как
индивидуальной,
так
и
совместной
деятельности,
достигая
положительного результата.
Исходя
из
выше
сказанного,
можно
признать,
что
самостоятельность,
инициативность
ребёнка
необходимо
развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
13
слайд
В
заключении
хотелось
бы
всем
напомнить,
что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность,
смелость
ума,
вселить
в
них
радость
сотворчества,
то
создай
такие
условия,
чтобы
искорки
их
мыслей
образовывали
царство
мысли,
дай
им
возможность
почувствовать себя в нём властелином».