Автор: Наталичева Татьяна Александровна
Должность: Учитель–дефектолог
Учебное заведение: Мурманское бюджетное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад № 130
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационные подходы к развитию математических способностей
Раздел: дошкольное образование
Профилактика дикалькулии у детей с задержкой психического развития
Учитель-дефектолог
Наталичева Татьяна Александровна
МБДОУ г. Мурманска № 130
А работе с детьми с задержкой психического развития вследствие низкого познавательного
интереса
и
слабой
когнитивной
деятельности,
часто
встречается
такое
нарушение,
как
дискалькулия - частичное нарушение математической деятельности, проявляющееся в стойких
специфических математических ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью
интеллектуальной
деятельности
и
сенсорно-перцептивой
функции,
с
одной
стороны,
и
«математической речи» – с другой, приводящих к снижению уровня культуры познания.
Выделяют 5 видов дискалькулии:
1.Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
2.Графическая
–
сложности
при
записи
цифр
и
математических
символов,
затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
3.Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия,
понятия.
4.Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
5.Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.
Основной целью коррекционно-развивающей работы является развитие математических
умений и навыков у дошкольников.
Задачи коррекции дискалькулии:
1.
Формировать
интерес
к
математике,
создавать
условия
для
развития
доступных
математических
знаний
с
учетом
индивидуальных
способностей
и
потребностей
воспитанников.
2.
Учить использовать математические знания для описания окружающих предметов,
явлений
в
количественном
и
пространственном
отношении;
развивать
основы
логического мышления, пространственного воображения, математической речи.
3.
Формировать
умение
решать
практические
и
арифметические
задачи
средствами
математики; уметь использовать алгоритмы арифметических действий.
4.
Формировать логическую структуру мышления, развивать креативные способности,
полноценный вычислительный навык.
Комплекс игр «Считалочка»
Цель: формирование навыков счета.
«Цветок дружбы»
Ход
игры: Ребенку предлагается устроить встречу друзей. В ходе игры развивается
умение отвечать на вопрос «Сколько?». Сначала божьи коровки могут прилетать и улетать, тем
самым
формируются
понятия
«много»,
«мало»,
«один»,
«ни
одного».
После,
согласовывая
действия
со
счетом,
воспитанник
выкладывает
или
убирает
по
одной
божьих
коровок,
в
доступных для него количественных пределах.
«Заборчик»
Ход игры: Разыгрывается игровая ситуация – котенок (машинка) решили с нами поиграть
прядки, и ребенку предлагается спрятать игрушку за забором. В игре отрабатываются не только
навыки счета, но и соотнесение величины.
Игры «Яблочное дерево», «Дворик», «Конфетки», «Поросята», «Цветочная полянка»
Ход игры: Подбор данных игр выполняет одну функцию, сформировать у ребенка навык
счета в доступных для него пределах. Разнообразный материал помогает научить переносить
полученные знания на разнообразные ситуации.
Игра «Дружная полянка»
Ход игры: На полянку выкладываются цветочки, и ребенку предлагается посадить
столько божьих коровок, сколько цветов на полянке, формируя понятия «столько, сколько»,
«поровну». Дальше разыгрываются ситуации, когда божьи коровки улетают, прилетают, цветочки
вырастают
новые,
или
мы
срываем
те,
что
растут
на
поляне.
Таким
образом
сравниваем
количества предметов, отрабатывая понятия «больше – меньше».
Комплекс игр «Веселые цифры»
Цель: формирование умение соотносить цифру с множеством предметов.
Игра «Украшения для Даши»
Ход игры: Игра проводится в двух вариантах. Первый – наша Даша хочет быть красивой,
но у нее совсем нет украшений. Ребенку предлагается сделать для нее бусы, а Даша будет
подсказывать, сколько бусин (колечек) она хочет. Второй вариант: Даша сама сделала бусы, и
ребенку считает, сколько бусин (колечек) на нитке, затем находит нужную цифру. То же самое
упражнение можно проделать и с закрытыми глазами на ощупь.
Игры «Грустное небо» и «Пустой аквариум»
Ход
игры
«Грустное
небо»: ребенку
предлагается
игровая
ситуация,
когда
небо
загрустило, собираются тучки и скоро пойдет дождь. Для того что бы небо стало снова веселым,
его нужно наполнить пением птиц. В зависимости от цифры, ребенок помещает птичек на
специальные крючки. Аналогичное задание с аквариумом, где можно добавить ракушки на дно.
Игра «Полянка»
Ц е л ь : формирование
умения
сравнивать
количества
предметов
и
цифры,
умения
определять состав числа.
Ход игры: На «полянку» ставятся палочки с цветами, а ребенок на них сажает бабочек,
соотносит с цифрами.
Комплекс игр «Веселая математика»
Цель: формирование умения составлять и решать простые арифметические задачи.
Игра «Помощники прищепки»
Ход
игры: В зависимости от темы воспитанникам предлагается помочь тому или
иному персонажу: посушить одежду или помочь собрать запасы на зиму и т.д. А для того, что
бы ни чего не потерялось, предлагаю посчитать и записать.
Игра «Математическое дерево»
Ход игры: на дереве растут яблочки, шишки, листики, которые помогают отработать
примеры на
сложение, но по осени плоды срывают, листики опадают, и мы отрабатываем
примеры на вычитание. Подобное пособие помогает добиться понимания, какой знак необходимо
использовать при решении задач.
Дидактическое пособие «Математические ладошки»
Ход
игры: данное
пособие
помогает
постепенно
отойти
от
наглядного
материала
и
формирует способность словесно-логического мышления и счета в уме.