Напоминание

"Решение задач"


Автор: Михайлова Ирина Тимофеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Салехард ЯНАО Тюменская обл
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Решение задач"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель: Михайлова И.Т.

При изучении математики в дошкольных учреждениях наиболее сложным для

детей является решение задач. При решении задач дети опираются на отличное

знание

натурального

ряда

чисел,

на

понимание

отношений

между

смежными

числами в прямом и обратном порядке, на понимание количественного состава

чисел из единиц.

Решить задачу - это значит: разобраться в ее условии, как они между собой

взаимосвязаны,

на

основе

этого

правильно

выбрать

арифметические

действие,

записать соответствующий пример, вычислить его и записать ответ.

Различают простые задачи (в одно действие) и составные (в два и более

действий).

В

детском

саду

изучаем

только

простые

задачи.

Знакомлю

со

следующими

видами

простых

задач:

нахождение

суммы;

нахождение

остатка;

увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; нахождение неизвестного

слагаемого.

Например: на нахождение суммы - положите слева 5 зеленых кружочка, а

справа - 3 синих кружочка.

-

Придвиньте

синие

кружочки

к

зеленым.

Сколько

всего

стало

кружочков? (8

кружочков)

- А как вы узнали, что всего стало 8 кружочков? (Сосчитали все кружки вместе).

- Каким действием это узнали? (Сложением)

○○○○○ + ○○○

Кратко записываем условие задачи или строим модели в виде полосок или

отрезков:

Условие: Модели: 5 3 5

3

- 5 к.

?

- 3 к.

?

?

Используя такие модели, дети лучше понимают отношение между различными

величинами

и

на

основе

этого

правильно

выбирают

арифметическое

действие.

Решение задачи на данном этапе записывается в виде соответствующего примера: 5

+ 3 = 8 (к.);

На нахождение остатка - в

гараже

было 8 машин. Три машины уехали.

Сколько машин осталось в гараже?;

Условие задачи: Было - 8 м.

Уехало - 3 м.

Осталось - ?

- Сколько было в гараже машин? (8машин)

- Сколько машин уехало? (3машин)

- Каким действием узнаем, сколько осталось машин? (Вычитанием)

- Как узнаем, сколько осталось машин в гараже? (Из 8 отнимем 3)

- Значит сколько осталось машин в гараже? (5машин)

Решение запишем в виде примера: 8 - 3 = 5 (машин);

На

увеличение

и

уменьшение

числа

на

несколько

единиц.

В

основе

правильного

решения

этого

вида

задач

лежит

понимание

смысла

отношения

«больше на» и «меньше на».

Например - условие задачи на увеличение числа единиц:

Л. - 5 машин.

Г. - на 3 машины >

5

Л.

на 3 >

Г.

?

- Сколько было легковых машин в гараже? (5 легковых машин)

- Знаем мы, сколько грузовых машин в гараже? (Нет, не знаем)

- Но что про грузовые машины мы знаем? (Грузовых машин было на 3 >)

- Если легковых машин 5, а грузовых на 3 больше, то это значит, что грузовых

столько же, сколько легковых, и еще 3. Каким действием можно узнать, сколько

было машин в гараже? (Сложением)

- Как запишем решение задачи? (5 + 3= 8(м.) грузовых);

На

нахождение

неизвестного

слагаемого.

Решение

задач

данного

вида

основывается на знании и умении применять следующее правило: «Чтобы найти

неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое». Однако

опыт показывает, что дети не всегда осознано, используют это правило, и решение

данного вида задач часто происходит формально.

В этом могут помочь следующие средства:

1. Построение моделей в виде отрезков. На дереве было 5 белок и несколько

зайчиков возле елки. Всего было 8 зверей. Сколько зверей было возле елки?

5 ?

8

2. Обращение к понятиям «часть» и «целое». Целое - это все звери, а часть - это

белки. В этом случае рассуждение может выглядеть следующим образом:

- Все звери это целое. Сколько всего зверей? (8 зверей)

- Часть зверей это белки. Сколько белок было на дереве? (5 белок)

- Что нам надо узнать? (Сколько зверей возле елки)

- Как мы это узнаем? (Надо из целого вычесть часть. Из 8 зверей вычитаем 5 белок

и узнаем, сколько зайчиков было возле елки)

По характеру наглядного материала задачи могут быть следующими:

1.«Задач- драматизации». В условии задачи дети отражают то, что сами

только

что

делали.

Большое

внимание

уделяю,

прежде

всего

«задачам-

драматизации», в которых отражается собственная деятельность детей.

Например:

Детям

раздаю

5

шапочек

воробьев

и

1

шапочку

синицы.

«Птицы

вылетают

к

столу

воспитательницы,

летают,

клюют…»

Дав

немного

поиграть,

спрашиваю, можно ли про этих птиц составить задачу. Дети придумывают разные

варианты.

При составлении этих задач самое важное - показать детям необходимость ставить

вопрос к каждой задаче, иначе неизвестно, что следует узнать из их рассказа. В

условии

важно

подчеркнуть,

что

в

нем

всегда

имеются

числовые

данные,

без

числовых данных нет задачи. Решая «задачи-драматизации», дети также начинают

понимать, что в задаче всегда отражается реальная жизнь, что очень важно для

знакомства их с окружающим.

2.«Задачи-иллюстрации».

« З а д ач и - и л л ю с т р а ц и и »

бл и з к и

к

« з а д а ч а м -

драматизациям».

Средствами

иллюстрации

могут

быть

игрушки,

специально

издаваемые картинки-задачи, различные сюжетные картины, зарисовки задач самим

воспитателем и, наконец, зарисовка задач детьми.

Все эти наглядные пособия помогают детям уяснить наличие 2-х числовых данных в

задаче, по которым надо найти искомое 3-е (сумму или остаток). Разнообразие

наглядного материала показывает детям, что задачу можно придумать про все, что

нас окружает в жизни, а это стимулирует детей к наблюдениям.

3.Устные задачи, решаемые без наглядного материала. Овладев умениями составлять

и решать задачи на наглядном материале, дети вполне правильно составляют устные

задачи. При последовательном изучении умении решать задачи дети смогут не

пользоваться наглядным материалом при их решении. Они решают

в «уме», не

прибегая ни к пальцам, ни к пособиям. Спешить с необходимостью устных задач

нет никакой необходимости. Составить простую задачу не столь сложно. Но дети

нередко схватывают лишь внешнюю схему построения задачи, которой и начинают

подражать. Ребенок должен научиться отражать в задаче реальное отношение, т.е.

логику самой жизни. А ведь не всякая логика доступна пониманию ребенка.

Приучая детей вдумываться в соответствие содержания задачи реальной жизни, мы

способствуем познанию жизни, учим, детей рассматривать явления в многообразных

связях.

Обучая детей, прежде всего, заботимся о развитии их мышлении и речи: вызываем

детей на размышление, сравнения, приучаем к четкости и логичности мысли.

Список, используемой литературы.

1.

Как обучать ребенка математике. Доман Г. и Д. /Пер. с англ. - М.: Аквариум,

1998. - 320 с. - (Малыши хотят и могут учиться!).

2.

Методика обучения математике в детском саду. Щербакова Е.И. Учеб. пособие

для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский

центр «Академия», 1998. - 272 с.

3.

Математика

для

детей

дошкольного

возраста.

-

М.:

Гуманит.

Изд.

Центр

ВЛАДОС. - 64 с.; ил.

4.

Игровые задачи для дошкольников. Михайлова З.А. Кн. Для воспитателя дет.

сада - Спб: «Детство - Пресс», 2001. - 128 с., 87 ил. (Библиотека программы

«Детство»).

5.

Обучение

счету

в

детском

саду.

А.М.Леушина

-

Издание

второе,

Государственное

учебно-педагогическое

издательство

Министерства

Просвещения РСФСР. Москва 1961г. - 151 с.

6.

Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей.

- Ч. Ι: Смоленцева А.А. Пустовойт О.В. Математика до школы. Ч. ΙΙ: Игры-

головоломки

/

сост.

З.А.Михайлова.

Р.Н.Непомнящая.

-

Спб.;

«Детство

-

пресс», 2000. - 191 с., ил. / (Библиотека программы «Детство»).

7.

Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З.А. Кн. Для

воспитателя дет. сада. - 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.: ил.

8.

Уроки

дошкольной

математики.

-

М.:

ООО

«Издательство

«РОСМЭН-

ПРЕСС», 2004. - 136 с. - (Дошкольная школа Татьяны Успенской).

9.

Математика в детском саду. Подготовительная группа. Новикова В.П. - М.:

Мозаика - Синтез, 2006. - 184 стр.: ил.

10.Полная энциклопедия будущего первоклассника /Сост. Степанова О.Л. - М.:

ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 320 с.; ил. - (Комплексная программа развития и

обучения дошкольника).

11.Как

научит

ребенка

думать

и

говорить?

Худенко

Е.Д.,

Мельникова

Т.С.,

Шаховская

С.Н.

Родителям,

учителям

и

воспитателям.

НПФ

«Унисерв»

Москва, 1993.- 174 с.

12.Готовимся к школе. Тетрадь по математике №1. Истомина Н.Б., Муртазин Н.А.

Издательство «ЛИНКА - ПРЕСС» Москва, 2003.- 48

13.Готовимся к школе: Играя, учимся считать. - «БАО-ПРЕСС», 2005. - 32 с.

Москва: ЗАО (Для дошколят, заботливых родителей и работников детских

дошкольных учреждений.)

14.Живой

счет.

Под

редакцией

Е.А.Звягинцева.

Со ставлено

п од

иллюстрированным

сборником

арифметических

задач

и

упражнений

для

сельских школ.

15.Думай, считай, решай. Книжка - раскраска

16.Школа для дошколят. (6 - 7 лет) «Поиграем, посчитаем»



В раздел образования