Автор: Михайлова Ирина Тимофеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Салехард ЯНАО Тюменская обл
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Решение задач"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Михайлова И.Т.
При изучении математики в дошкольных учреждениях наиболее сложным для
детей является решение задач. При решении задач дети опираются на отличное
знание
натурального
ряда
чисел,
на
понимание
отношений
между
смежными
числами в прямом и обратном порядке, на понимание количественного состава
чисел из единиц.
Решить задачу - это значит: разобраться в ее условии, как они между собой
взаимосвязаны,
на
основе
этого
правильно
выбрать
арифметические
действие,
записать соответствующий пример, вычислить его и записать ответ.
Различают простые задачи (в одно действие) и составные (в два и более
действий).
В
детском
саду
изучаем
только
простые
задачи.
Знакомлю
со
следующими
видами
простых
задач:
нахождение
суммы;
нахождение
остатка;
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; нахождение неизвестного
слагаемого.
Например: на нахождение суммы - положите слева 5 зеленых кружочка, а
справа - 3 синих кружочка.
-
Придвиньте
синие
кружочки
к
зеленым.
Сколько
всего
стало
кружочков? (8
кружочков)
- А как вы узнали, что всего стало 8 кружочков? (Сосчитали все кружки вместе).
- Каким действием это узнали? (Сложением)
○○○○○ + ○○○
Кратко записываем условие задачи или строим модели в виде полосок или
отрезков:
Условие: Модели: 5 3 5
3
○
- 5 к.
?
○
- 3 к.
?
?
Используя такие модели, дети лучше понимают отношение между различными
величинами
и
на
основе
этого
правильно
выбирают
арифметическое
действие.
Решение задачи на данном этапе записывается в виде соответствующего примера: 5
+ 3 = 8 (к.);
На нахождение остатка - в
гараже
было 8 машин. Три машины уехали.
Сколько машин осталось в гараже?;
Условие задачи: Было - 8 м.
Уехало - 3 м.
Осталось - ?
- Сколько было в гараже машин? (8машин)
- Сколько машин уехало? (3машин)
- Каким действием узнаем, сколько осталось машин? (Вычитанием)
- Как узнаем, сколько осталось машин в гараже? (Из 8 отнимем 3)
- Значит сколько осталось машин в гараже? (5машин)
Решение запишем в виде примера: 8 - 3 = 5 (машин);
На
увеличение
и
уменьшение
числа
на
несколько
единиц.
В
основе
правильного
решения
этого
вида
задач
лежит
понимание
смысла
отношения
«больше на» и «меньше на».
Например - условие задачи на увеличение числа единиц:
Л. - 5 машин.
Г. - на 3 машины >
5
Л.
на 3 >
Г.
?
- Сколько было легковых машин в гараже? (5 легковых машин)
- Знаем мы, сколько грузовых машин в гараже? (Нет, не знаем)
- Но что про грузовые машины мы знаем? (Грузовых машин было на 3 >)
- Если легковых машин 5, а грузовых на 3 больше, то это значит, что грузовых
столько же, сколько легковых, и еще 3. Каким действием можно узнать, сколько
было машин в гараже? (Сложением)
- Как запишем решение задачи? (5 + 3= 8(м.) грузовых);
На
нахождение
неизвестного
слагаемого.
Решение
задач
данного
вида
основывается на знании и умении применять следующее правило: «Чтобы найти
неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое». Однако
опыт показывает, что дети не всегда осознано, используют это правило, и решение
данного вида задач часто происходит формально.
В этом могут помочь следующие средства:
1. Построение моделей в виде отрезков. На дереве было 5 белок и несколько
зайчиков возле елки. Всего было 8 зверей. Сколько зверей было возле елки?
5 ?
8
2. Обращение к понятиям «часть» и «целое». Целое - это все звери, а часть - это
белки. В этом случае рассуждение может выглядеть следующим образом:
- Все звери это целое. Сколько всего зверей? (8 зверей)
- Часть зверей это белки. Сколько белок было на дереве? (5 белок)
- Что нам надо узнать? (Сколько зверей возле елки)
- Как мы это узнаем? (Надо из целого вычесть часть. Из 8 зверей вычитаем 5 белок
и узнаем, сколько зайчиков было возле елки)
По характеру наглядного материала задачи могут быть следующими:
1.«Задач- драматизации». В условии задачи дети отражают то, что сами
только
что
делали.
Большое
внимание
уделяю,
прежде
всего
«задачам-
драматизации», в которых отражается собственная деятельность детей.
Например:
Детям
раздаю
5
шапочек
воробьев
и
1
шапочку
синицы.
«Птицы
вылетают
к
столу
воспитательницы,
летают,
клюют…»
Дав
немного
поиграть,
спрашиваю, можно ли про этих птиц составить задачу. Дети придумывают разные
варианты.
При составлении этих задач самое важное - показать детям необходимость ставить
вопрос к каждой задаче, иначе неизвестно, что следует узнать из их рассказа. В
условии
важно
подчеркнуть,
что
в
нем
всегда
имеются
числовые
данные,
без
числовых данных нет задачи. Решая «задачи-драматизации», дети также начинают
понимать, что в задаче всегда отражается реальная жизнь, что очень важно для
знакомства их с окружающим.
2.«Задачи-иллюстрации».
« З а д ач и - и л л ю с т р а ц и и »
бл и з к и
к
« з а д а ч а м -
драматизациям».
Средствами
иллюстрации
могут
быть
игрушки,
специально
издаваемые картинки-задачи, различные сюжетные картины, зарисовки задач самим
воспитателем и, наконец, зарисовка задач детьми.
Все эти наглядные пособия помогают детям уяснить наличие 2-х числовых данных в
задаче, по которым надо найти искомое 3-е (сумму или остаток). Разнообразие
наглядного материала показывает детям, что задачу можно придумать про все, что
нас окружает в жизни, а это стимулирует детей к наблюдениям.
3.Устные задачи, решаемые без наглядного материала. Овладев умениями составлять
и решать задачи на наглядном материале, дети вполне правильно составляют устные
задачи. При последовательном изучении умении решать задачи дети смогут не
пользоваться наглядным материалом при их решении. Они решают
в «уме», не
прибегая ни к пальцам, ни к пособиям. Спешить с необходимостью устных задач
нет никакой необходимости. Составить простую задачу не столь сложно. Но дети
нередко схватывают лишь внешнюю схему построения задачи, которой и начинают
подражать. Ребенок должен научиться отражать в задаче реальное отношение, т.е.
логику самой жизни. А ведь не всякая логика доступна пониманию ребенка.
Приучая детей вдумываться в соответствие содержания задачи реальной жизни, мы
способствуем познанию жизни, учим, детей рассматривать явления в многообразных
связях.
Обучая детей, прежде всего, заботимся о развитии их мышлении и речи: вызываем
детей на размышление, сравнения, приучаем к четкости и логичности мысли.
Список, используемой литературы.
1.
Как обучать ребенка математике. Доман Г. и Д. /Пер. с англ. - М.: Аквариум,
1998. - 320 с. - (Малыши хотят и могут учиться!).
2.
Методика обучения математике в детском саду. Щербакова Е.И. Учеб. пособие
для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский
центр «Академия», 1998. - 272 с.
3.
Математика
для
детей
дошкольного
возраста.
-
М.:
Гуманит.
Изд.
Центр
ВЛАДОС. - 64 с.; ил.
4.
Игровые задачи для дошкольников. Михайлова З.А. Кн. Для воспитателя дет.
сада - Спб: «Детство - Пресс», 2001. - 128 с., 87 ил. (Библиотека программы
«Детство»).
5.
Обучение
счету
в
детском
саду.
А.М.Леушина
-
Издание
второе,
Государственное
учебно-педагогическое
издательство
Министерства
Просвещения РСФСР. Москва 1961г. - 151 с.
6.
Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей.
- Ч. Ι: Смоленцева А.А. Пустовойт О.В. Математика до школы. Ч. ΙΙ: Игры-
головоломки
/
сост.
З.А.Михайлова.
Р.Н.Непомнящая.
-
Спб.;
«Детство
-
пресс», 2000. - 191 с., ил. / (Библиотека программы «Детство»).
7.
Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З.А. Кн. Для
воспитателя дет. сада. - 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.: ил.
8.
Уроки
дошкольной
математики.
-
М.:
ООО
«Издательство
«РОСМЭН-
ПРЕСС», 2004. - 136 с. - (Дошкольная школа Татьяны Успенской).
9.
Математика в детском саду. Подготовительная группа. Новикова В.П. - М.:
Мозаика - Синтез, 2006. - 184 стр.: ил.
10.Полная энциклопедия будущего первоклассника /Сост. Степанова О.Л. - М.:
ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 320 с.; ил. - (Комплексная программа развития и
обучения дошкольника).
11.Как
научит
ребенка
думать
и
говорить?
Худенко
Е.Д.,
Мельникова
Т.С.,
Шаховская
С.Н.
Родителям,
учителям
и
воспитателям.
НПФ
«Унисерв»
Москва, 1993.- 174 с.
12.Готовимся к школе. Тетрадь по математике №1. Истомина Н.Б., Муртазин Н.А.
Издательство «ЛИНКА - ПРЕСС» Москва, 2003.- 48
13.Готовимся к школе: Играя, учимся считать. - «БАО-ПРЕСС», 2005. - 32 с.
Москва: ЗАО (Для дошколят, заботливых родителей и работников детских
дошкольных учреждений.)
14.Живой
счет.
Под
редакцией
Е.А.Звягинцева.
Со ставлено
п од
иллюстрированным
сборником
арифметических
задач
и
упражнений
для
сельских школ.
15.Думай, считай, решай. Книжка - раскраска
16.Школа для дошколят. (6 - 7 лет) «Поиграем, посчитаем»