Автор: Джамалова Нургиз Султанмурадовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Салехард ЯНАО Тюменская обл
Наименование материала: статья об особенностях театральных игр
Тема: "Особенности театральных игр в старших группах"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Джамалова Н.С.
Особенности театральных игр в старших группах.
Театрализованная игра как один из видов является эффективным средством
социализации
дошкольника
в
процессе
осмысления
им
нравственного
подтекста
литературного
или
фольклорного
произведения
и
участия
в
игре,
которая
имеет
коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства
партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами,
настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины
того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития
(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец,
театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Основные направления развития состоят в постепенном переходе ребенка:
От игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации,
подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная
основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются
несколько произведений;
От игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей
персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
От игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен
комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер",
но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в
зависимости от индивидуальных способностей и интересов;
От
театрализованной
игры
к
театрально-игровой
деятельности
как
средству
самовыражения личности и самореализации способностей.
Задачи и содержание.
1. Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это
углубление
интереса
к
определенному
виду
театрализованной
игры,
образу
героя,
сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного
отношения к игре, связанного с наличием интереса и способности к самовыражению в
театрализованной деятельности.
2. Приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра,
историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей,
работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами
театрального
искусства
(драматический,
музыкальный)
кукольный,
театр
зверей,
клоунада и пр.)
3. Углубление театралъно-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-
драматизации и режиссерской театрализованной игры. Становятся более активными и
самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему
дошкольнику
наравне
с
образно-игровыми
этюдами,
играми-импровизациями,
инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том
числе
на
основе
"коллажа"
из
нескольких
литературных
произведений.
Например,
"Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро"
и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой",
тростевых кукол.
4. Усложняются тексты для постановок, их отличают более глубокий нравственный
смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре
начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль",
"Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н.
Носова.
5. Яркой особенностью игр детей становится их частичный переход в речевой план.
Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе
игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной
игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга.
6. Характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую для себя игру "В
театр",
предполагающую
сочетание
ролевой
и
театрализованной
игры,
на
основе
знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых
позиций: 1.
Совершенствуются
позиции
зрителя
как
"умного,
доброго
советчика".
2.Углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее
спектакля,
герою
и
самовыражаться
с
помощью
комплекса
средств
невербальной,
интонационной
и
языковой
выразительности. 3 . Становление
позиции
"режиссер-
сценарист",
что
подразумевает
способность
воплощать
свои
замыслы
не
только
собственными
силами,
но
и
организуя
деятельность
других
детей. 4.
Овладение
некоторыми
умениями
оформителя-костюмера,
т.е.
способностью
обозначать
место
"сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и
самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши,
приглашения
и
пр. 5 . Используют позитивные приемы общения со сверстниками в
процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных
отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную
позицию
в
театрализованной
игре.
Достигается
это
средствами
стимулирования
их
интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и
воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных
примерах
необходимо
помочь
ребенку
понять,
что
"лучшая
импровизация
всегда
подготовлена".
Подготовка
достигается
наличием
предшествующего
опыта,
умением
интерпретировать
содержание
текста
и
осмысливать
образы
героев,
определенным
уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной
задачи
требует
предоставления
детям
права
выбора
средств
для
импровизации
и
самовыражения.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп
требует учета основных принципов организации театрализованной игры: * Важнейшим
является
принцип специфичности
данной
деятельности,
объединяющей
игровой
(свободный,
непроизвольный)
и
художественный
(подготовленный,
осмысленно
пережитый)
компоненты.
*
Принцип комплексности
предполагает
взаимосвязь
театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной
деятельности ребенка. * Согласно принципу импровизационности театрализованная игра
рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие
взрослого
и
ребенка,
детей
между
собой,
основу
которого
составляют
свободная
атмосфера,
поощрение
детской
инициативы,
отсутствие
образца
для
подражания,
наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности,
в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано игровой
деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том
числе,
организацию
работы
по
театрализации
с
учетом
этапов
художественной
деятельности:
1 этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста
(содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Цель - обогащение
познавательного
и
эмоционального
опыта
по
теме
и
идее
произведения
для
театрализации.
Ее
реализация
требует
проведения
занятий
по
познавательному
и
речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в
соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности
воспитателя
и
детей
вне
занятий
проводятся
ознакомление
с
текстом,
работа
по
углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и
анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.).
Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к
общению с книгой.
2 этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств
невербальной,
интонационной
и
языковой
выразительности.
Основным
методом
ее
реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для
дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми
героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений
способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и
музыкальной
деятельности,
подвижные
игры
с
текстами,
лексические
упражнения,
рассматривание разных видов наглядности и т.д.
Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и
художественную деятельность детей на основе текста.
3 этап
связан
с
творчеством
ребенка
в
речевой,
игровой
и
других
видах
художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист",
"сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Данная цель может реализовываться как
на
занятиях
по
изобразительной
деятельности
(коллективное
рисование
афиши;
изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В
старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и
ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество в
самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.
Таким
образом,
организованная
работа
будет
способствовать
тому,
что
театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в
разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников
в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые
находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Список литературы.
1. Журнал "Дошкольное воспитание" № 4, 2005.
2. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. - 2-е изд, перраб., и доп. - М.: Издательский центр «Академия»,
2000. - 416 с.
3. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами: Кн. для муз. руководителя дет.
сада: из опыта работы / Предисл. К.В.Тарасовой. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.