Напоминание

"Особенности театральных игр в старших группах"


Автор: Джамалова Нургиз Султанмурадовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Салехард ЯНАО Тюменская обл
Наименование материала: статья об особенностях театральных игр
Тема: "Особенности театральных игр в старших группах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель: Джамалова Н.С.

Особенности театральных игр в старших группах.

Театрализованная игра как один из видов является эффективным средством

социализации

дошкольника

в

процессе

осмысления

им

нравственного

подтекста

литературного

или

фольклорного

произведения

и

участия

в

игре,

которая

имеет

коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства

партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами,

настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины

того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития

(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец,

театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Основные направления развития состоят в постепенном переходе ребенка:

От игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации,

подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная

основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются

несколько произведений;

От игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей

персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

От игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен

комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер",

но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в

зависимости от индивидуальных способностей и интересов;

От

театрализованной

игры

к

театрально-игровой

деятельности

как

средству

самовыражения личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание.

1. Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это

углубление

интереса

к

определенному

виду

театрализованной

игры,

образу

героя,

сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного

отношения к игре, связанного с наличием интереса и способности к самовыражению в

театрализованной деятельности.

2. Приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра,

историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей,

работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами

театрального

искусства

(драматический,

музыкальный)

кукольный,

театр

зверей,

клоунада и пр.)

3. Углубление театралъно-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-

драматизации и режиссерской театрализованной игры. Становятся более активными и

самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему

дошкольнику

наравне

с

образно-игровыми

этюдами,

играми-импровизациями,

инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том

числе

на

основе

"коллажа"

из

нескольких

литературных

произведений.

Например,

"Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро"

и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой",

тростевых кукол.

4. Усложняются тексты для постановок, их отличают более глубокий нравственный

смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре

начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль",

"Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н.

Носова.

5. Яркой особенностью игр детей становится их частичный переход в речевой план.

Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе

игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной

игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга.

6. Характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую для себя игру "В

театр",

предполагающую

сочетание

ролевой

и

театрализованной

игры,

на

основе

знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых

позиций: 1.

Совершенствуются

позиции

зрителя

как

"умного,

доброго

советчика".

2.Углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее

спектакля,

герою

и

самовыражаться

с

помощью

комплекса

средств

невербальной,

интонационной

и

языковой

выразительности. 3 . Становление

позиции

"режиссер-

сценарист",

что

подразумевает

способность

воплощать

свои

замыслы

не

только

собственными

силами,

но

и

организуя

деятельность

других

детей. 4.

Овладение

некоторыми

умениями

оформителя-костюмера,

т.е.

способностью

обозначать

место

"сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и

самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши,

приглашения

и

пр. 5 . Используют позитивные приемы общения со сверстниками в

процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных

отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную

позицию

в

театрализованной

игре.

Достигается

это

средствами

стимулирования

их

интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и

воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных

примерах

необходимо

помочь

ребенку

понять,

что

"лучшая

импровизация

всегда

подготовлена".

Подготовка

достигается

наличием

предшествующего

опыта,

умением

интерпретировать

содержание

текста

и

осмысливать

образы

героев,

определенным

уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной

задачи

требует

предоставления

детям

права

выбора

средств

для

импровизации

и

самовыражения.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп

требует учета основных принципов организации театрализованной игры: * Важнейшим

является

принцип специфичности

данной

деятельности,

объединяющей

игровой

(свободный,

непроизвольный)

и

художественный

(подготовленный,

осмысленно

пережитый)

компоненты.

*

Принцип комплексности

предполагает

взаимосвязь

театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной

деятельности ребенка. * Согласно принципу импровизационности театрализованная игра

рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие

взрослого

и

ребенка,

детей

между

собой,

основу

которого

составляют

свободная

атмосфера,

поощрение

детской

инициативы,

отсутствие

образца

для

подражания,

наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности,

в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано игровой

деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том

числе,

организацию

работы

по

театрализации

с

учетом

этапов

художественной

деятельности:

1 этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста

(содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Цель - обогащение

познавательного

и

эмоционального

опыта

по

теме

и

идее

произведения

для

театрализации.

Ее

реализация

требует

проведения

занятий

по

познавательному

и

речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в

соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности

воспитателя

и

детей

вне

занятий

проводятся

ознакомление

с

текстом,

работа

по

углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и

анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.).

Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к

общению с книгой.

2 этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств

невербальной,

интонационной

и

языковой

выразительности.

Основным

методом

ее

реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для

дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми

героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений

способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и

музыкальной

деятельности,

подвижные

игры

с

текстами,

лексические

упражнения,

рассматривание разных видов наглядности и т.д.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и

художественную деятельность детей на основе текста.

3 этап

связан

с

творчеством

ребенка

в

речевой,

игровой

и

других

видах

художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист",

"сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Данная цель может реализовываться как

на

занятиях

по

изобразительной

деятельности

(коллективное

рисование

афиши;

изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В

старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и

ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество в

самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.

Таким

образом,

организованная

работа

будет

способствовать

тому,

что

театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в

разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников

в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые

находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Список литературы.

1. Журнал "Дошкольное воспитание" № 4, 2005.

2. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред.

пед. учеб. заведений. - 2-е изд, перраб., и доп. - М.: Издательский центр «Академия»,

2000. - 416 с.

3. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами: Кн. для муз. руководителя дет.

сада: из опыта работы / Предисл. К.В.Тарасовой. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.



В раздел образования