Напоминание

Особенности речевого развития и коррекции речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста


Автор: Чурганова Мария Витальевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1593" ДО № 3
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Рекомендации родителям
Тема: Особенности речевого развития и коррекции речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности речевого развития и коррекции речевых нарушений детей

среднего дошкольного возраста.

Учитель-логопед: Чурганова М. В.

Речевое

развитие

ребенка

включает

в

себя

несколько

аспектов

и

отражается в логопедической работе в следующих направлениях:

- развитие и коррекция звукопроизношения, куда входит работа над

дыханием, фонематическим восприятием, правильной артикуляцией;

- совершенствование слоговой структуры слова;

- развитие лексико-грамматической стороны речи;

- развитие связной речи.

Какие особенности речевого развития детей 4-5 лет можно выделить?

К четырем годам ребенок с нормальным речевым развитием осваивает

правильное произношение всех гласных звуков, согласных звуков раннего

онтогенеза (появления), свистящих звуков [с], [сь], [з], [зь], [ц] и абсолютно

чисто произносит их в словах, предложениях и связной речи.

На

пятом

году

жизни

до статочная

подвижно сть

мышц

артикуляционного аппарата дает возможность осуществлять более точные

движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков.

Вследствие этого у детей появляются шипящие звуки ([ш], [ж], [ч], [щ]),

полностью исчезает смягченное произнесение согласных звуков.

К

пяти

годам

у

нормально

развивающегося

ребенка

еще

может

отмечаться неправильное произношение сонорных звуков ([р], [рь], [л], [ль]).

Такое нарушение произношения считается физиологической нормой и не

должно

вызывать

беспокойства.

Но

если

малыш

произносит

звук

[р]

грассируя, а звук [л] заменяет звуком, похожим на [в], уже есть повод для

обращения к логопеду.

Подготовить базу для появления сложных звуков (Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р)

можно

в

домашних

условиях,

выполняя

ежедневно

артикуляционную

гимнастику

и

упражнения

на

выработку

сильной

длите льной

целенаправленной воздушной струи.

У

четырехлетних

детей

резко

возрастает

интерес

к

звуковому

оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя ошибки произношения у своих

сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной

речи. Это говорит о недостаточно развитом навыке различать схожие по

звучанию звуки и недостаточном самоконтроле. Одной из игр, направленных

на выработку слухового контроля является игра «Исправь меня».

Суть игры проста: ребенку предлагается картинка с изображением

любого

предмета,

в

названии

которого

есть,

к

примеру,

звук

Ш.

Далее

взрослый

предлагает

ребенку

подать

сигнал

(хлопнуть

в

ладоши,

подпрыгнуть и т.д.) только тогда, когда предмет назван правильно. После чего

взрослый начинает выдумывать, заменяя первый звук в слове схожими по

звучанию:

Это сяпка? Это фапка? Это шапка? Это тапка? Это сапка? Это хапка?

Это шапка?

Ребенок

увлекается

процессом,

забавляясь

ошибками

взрослого,

и

незаметно для себя, начинает задумываться над звучанием слов.

Чаще

всего

родители

замечают

отклонения

в

речевом

развитии

ребенка в возрасте 4 – 4,5 лет.

И если вы заметили нарушения звукопроизношения отдельных звуков

и л и

г ру п п

« п р о с т ы х »

п о

а рт и кул я ц и и

з ву ко в

э то

п о в од

проконсультироваться с логопедом.

Ставить

звуки

и

исправлять

неправильное

произношение

может

только логопед, поскольку только он обладает необходимыми знаниями и

сможет разобраться, почему тот или иной звук сформировался у ребенка

неправильно или не сформировался совсем.

А вот на этапе автоматизации и, тем более, дифференциации звука

необходимо

активное

участие

родителей!

Чтобы

звук

успешно

вошел

в

самостоятельную речь ребенка, нужно МНОГОКРАТНОЕ проговаривание его

в различных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Чем активнее родители будут участвовать в данном процессе, тем

быстрее и эффективнее удастся преодолеть нарушения звукопроизношения и

сформировать фонетически правильную речь у ребенка.

На

пятом

году

жизни

у

ребенка

отмечаются

успехи

в

речевом

развитии.

Малыш

начинает

выделять

и

называть

более

существенные

признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно

отражать их в речи.

Речь

его

становится

точнее

и

богаче

по

содержанию.

Возрастает

устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца

выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 1500 до

3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои

высказывания, точнее излагать мысли.

В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих

признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные

отношения. Появляются относительные прилагательные: варенье из слив -

сливовое варенье, кофта из шерсти – шерстяная и т. д.

Для закрепления навыка словообразования могу порекомендовать вам

игру «Какой? Какая? Какое?» и предлагаю в нее поиграть.

Цель

игры

-

образование

качественных

прилагательных

от

существительных.

У Страшилы много ума. Значит, он какой? (Умный).

В колбасе много жира. Значит, она какая? (Жирная).

У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная).

Целый день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый).

Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой? (Ленивый).

В яблоке червяк. Значит, оно какое? (Червивое).

Все

чаще

ребенок

использует

наречия,

личные

местоимения,

употребляет простые и сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются

обобщающие понятия (посуда, мебель, овощи).

Рост словаря, употребление более сложных предложений приводит к

тому,

что

дети

начинают

чаще

допускать

грамматические

ошибки

в

словоизменении

(«хочут»

вместо

«хотят»),

словообразовании

(маму

медвежонка зовут «медведиха»), не согласовывают слова («Посмотри, как я

таю мороженое»). Появление таких ошибок – одна из особенностей этого

возраста, которая к 5-ти годам практически проходит.

Предлагаю

игру:

«Ответь

одним

словом».

Ее

цель:

употребление

существительных в форме различных падежей.

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте на них только определенным

словом, которое будет предложено на картинке.

1. Без чего ты не можешь прожить и дня?

2. Чему ты обрадуешься вечером?

3. Что ты ел на завтрак?

4. На чем ты любишь кататься?

5. Чем ты обычно рисуешь?

6. О чем ты видел сегодня сон?

В

этом

возрасте

дети

начинают

овладевать

монологической

речью.

Однако

многие

все

еще

не

могут

без

помощи

взрослого

связно,

последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.

Что

могут

предпринять

родители

для

своих

детей

в

домашних

условиях?

В настоящее время существует большое количество печатных детских

пособий, способствующих всестороннему речевому развитию и коррекции

речевых недостатков:

- пособия и рабочие тетради, которые помогают автоматизировать и

дифференцировать звуки. Авторы пособий: Архипова Е. Ф., Ткаченко Т. А.,

Комарова Л. А., Коноваленко В. В. и др.

-

рабочие

тетради

и

альбомы,

в

которых

собраны

лексико-

грамматические игры. Авторы: Русланова Н. С., Теремкова Н. Э., Агранович

З. Е. и др.

-

пособия

по

развитию

связной

речи

(умение

рассказывать

и

пересказывать тексты, а также сочинять собственные). Авторы: Ткаченко Т.

А., Нищева Н. В., Сычева Г. Е., Арбекова Н. Е. и другие.

Помните: речь ребенка в Ваших руках!



В раздел образования