Автор: Чурганова Мария Витальевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1593" ДО № 3
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Рекомендации родителям
Тема: Особенности речевого развития и коррекции речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности речевого развития и коррекции речевых нарушений детей
среднего дошкольного возраста.
Учитель-логопед: Чурганова М. В.
Речевое
развитие
ребенка
включает
в
себя
несколько
аспектов
и
отражается в логопедической работе в следующих направлениях:
- развитие и коррекция звукопроизношения, куда входит работа над
дыханием, фонематическим восприятием, правильной артикуляцией;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- развитие связной речи.
Какие особенности речевого развития детей 4-5 лет можно выделить?
К четырем годам ребенок с нормальным речевым развитием осваивает
правильное произношение всех гласных звуков, согласных звуков раннего
онтогенеза (появления), свистящих звуков [с], [сь], [з], [зь], [ц] и абсолютно
чисто произносит их в словах, предложениях и связной речи.
На
пятом
году
жизни
до статочная
подвижно сть
мышц
артикуляционного аппарата дает возможность осуществлять более точные
движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков.
Вследствие этого у детей появляются шипящие звуки ([ш], [ж], [ч], [щ]),
полностью исчезает смягченное произнесение согласных звуков.
К
пяти
годам
у
нормально
развивающегося
ребенка
еще
может
отмечаться неправильное произношение сонорных звуков ([р], [рь], [л], [ль]).
Такое нарушение произношения считается физиологической нормой и не
должно
вызывать
беспокойства.
Но
если
малыш
произносит
звук
[р]
грассируя, а звук [л] заменяет звуком, похожим на [в], уже есть повод для
обращения к логопеду.
Подготовить базу для появления сложных звуков (Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р)
можно
в
домашних
условиях,
выполняя
ежедневно
артикуляционную
гимнастику
и
упражнения
на
выработку
сильной
длите льной
целенаправленной воздушной струи.
У
четырехлетних
детей
резко
возрастает
интерес
к
звуковому
оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя ошибки произношения у своих
сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной
речи. Это говорит о недостаточно развитом навыке различать схожие по
звучанию звуки и недостаточном самоконтроле. Одной из игр, направленных
на выработку слухового контроля является игра «Исправь меня».
Суть игры проста: ребенку предлагается картинка с изображением
любого
предмета,
в
названии
которого
есть,
к
примеру,
звук
Ш.
Далее
взрослый
предлагает
ребенку
подать
сигнал
(хлопнуть
в
ладоши,
подпрыгнуть и т.д.) только тогда, когда предмет назван правильно. После чего
взрослый начинает выдумывать, заменяя первый звук в слове схожими по
звучанию:
Это сяпка? Это фапка? Это шапка? Это тапка? Это сапка? Это хапка?
Это шапка?
Ребенок
увлекается
процессом,
забавляясь
ошибками
взрослого,
и
незаметно для себя, начинает задумываться над звучанием слов.
Чаще
всего
родители
замечают
отклонения
в
речевом
развитии
ребенка в возрасте 4 – 4,5 лет.
И если вы заметили нарушения звукопроизношения отдельных звуков
и л и
г ру п п
« п р о с т ы х »
п о
а рт и кул я ц и и
з ву ко в
–
э то
п о в од
проконсультироваться с логопедом.
Ставить
звуки
и
исправлять
неправильное
произношение
может
только логопед, поскольку только он обладает необходимыми знаниями и
сможет разобраться, почему тот или иной звук сформировался у ребенка
неправильно или не сформировался совсем.
А вот на этапе автоматизации и, тем более, дифференциации звука
необходимо
активное
участие
родителей!
Чтобы
звук
успешно
вошел
в
самостоятельную речь ребенка, нужно МНОГОКРАТНОЕ проговаривание его
в различных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.
Чем активнее родители будут участвовать в данном процессе, тем
быстрее и эффективнее удастся преодолеть нарушения звукопроизношения и
сформировать фонетически правильную речь у ребенка.
На
пятом
году
жизни
у
ребенка
отмечаются
успехи
в
речевом
развитии.
Малыш
начинает
выделять
и
называть
более
существенные
признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно
отражать их в речи.
Речь
его
становится
точнее
и
богаче
по
содержанию.
Возрастает
устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца
выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 1500 до
3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои
высказывания, точнее излагать мысли.
В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих
признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные
отношения. Появляются относительные прилагательные: варенье из слив -
сливовое варенье, кофта из шерсти – шерстяная и т. д.
Для закрепления навыка словообразования могу порекомендовать вам
игру «Какой? Какая? Какое?» и предлагаю в нее поиграть.
Цель
игры
-
образование
качественных
прилагательных
от
существительных.
У Страшилы много ума. Значит, он какой? (Умный).
В колбасе много жира. Значит, она какая? (Жирная).
У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная).
Целый день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый).
Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой? (Ленивый).
В яблоке червяк. Значит, оно какое? (Червивое).
Все
чаще
ребенок
использует
наречия,
личные
местоимения,
употребляет простые и сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются
обобщающие понятия (посуда, мебель, овощи).
Рост словаря, употребление более сложных предложений приводит к
тому,
что
дети
начинают
чаще
допускать
грамматические
ошибки
в
словоизменении
(«хочут»
вместо
«хотят»),
словообразовании
(маму
медвежонка зовут «медведиха»), не согласовывают слова («Посмотри, как я
таю мороженое»). Появление таких ошибок – одна из особенностей этого
возраста, которая к 5-ти годам практически проходит.
Предлагаю
игру:
«Ответь
одним
словом».
Ее
цель:
употребление
существительных в форме различных падежей.
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте на них только определенным
словом, которое будет предложено на картинке.
1. Без чего ты не можешь прожить и дня?
2. Чему ты обрадуешься вечером?
3. Что ты ел на завтрак?
4. На чем ты любишь кататься?
5. Чем ты обычно рисуешь?
6. О чем ты видел сегодня сон?
В
этом
возрасте
дети
начинают
овладевать
монологической
речью.
Однако
многие
все
еще
не
могут
без
помощи
взрослого
связно,
последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.
Что
могут
предпринять
родители
для
своих
детей
в
домашних
условиях?
В настоящее время существует большое количество печатных детских
пособий, способствующих всестороннему речевому развитию и коррекции
речевых недостатков:
- пособия и рабочие тетради, которые помогают автоматизировать и
дифференцировать звуки. Авторы пособий: Архипова Е. Ф., Ткаченко Т. А.,
Комарова Л. А., Коноваленко В. В. и др.
-
рабочие
тетради
и
альбомы,
в
которых
собраны
лексико-
грамматические игры. Авторы: Русланова Н. С., Теремкова Н. Э., Агранович
З. Е. и др.
-
пособия
по
развитию
связной
речи
(умение
рассказывать
и
пересказывать тексты, а также сочинять собственные). Авторы: Ткаченко Т.
А., Нищева Н. В., Сычева Г. Е., Арбекова Н. Е. и другие.
Помните: речь ребенка в Ваших руках!