Автор: Шевчук Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР №40
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: Театрализованная деятельность в ДОУ по ФГОС
Тема: Театрализованная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные
интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку
примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная игра.
Путешествие
с
дошкольниками
в
волшебный
мир
театра
позволит
педагогам
максимально
раскрыть
развивающий
потенциал
театрализованной
деятельности.
Кукольный
театр
–
первое
приобщение
дошкольников
к
миру
искусства
и
импровизации.
В
ожидании
кукольного
представления
в
глазах
воспитанников
загораются искорки, слышится веселый смех, детские сердца наполняются радостью в
предвкушении чуда. Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое
волшебство, она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения дошкольников.
Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка, впитывает
каждое слово.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать
все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей
и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей,
она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее,
разнообразнее. Театрализованная деятельность может быть органично включена в
работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки,
драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и
развлечений.
Разнообразие театрализованных игр представлено в программе «Детство» в разделе
«В игре ребенок развивается, познает мир, общается» и «Чтение художественной
литературы», где указано, в какие игры должны играть дети соответственно возрасту
(режиссерские, игры-драматизации).
Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ,
позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с
познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием
движений.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает
театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие
вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и
навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка,
созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность
детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок,
организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с
последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-
рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных
детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто
играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир
новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной
свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют
возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Специфика театрализованной деятельности дошкольников в том, что она всегда носит
свободный характер даже при разыгрывании определенного сюжета. В
театрализованной игре ребенок выступает в разных ролях: артиста, зрителя,
декоратора, мастера по изготовлению кукол. Он показывает свое отношение к
передаваемому образу, свои чувства. Недаром К.С.Станиславский советовал актерам
учиться у детей способности перевоплощаться, по его словам, их игру отличает «вера»
и «правда».
С целью создания условий для развития театрализованных игр педагоги
дошкольных образовательных организаций используют разные методы и формы
работы с воспитанниками.
Основная цель данной работы – развитие творческих способностей,
интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных ценностей
средствами театрализованного искусства.
Определены следующие задачи:
воспитание
у
дошкольников
устойчивого
интереса
к
театрализованной
деятельности;
развитие монологической и диалогической речи, совершенствование
интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря;
развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия в
театрализованных играх;
поэтапное освоение детьми различных видов театра с учетом их возрастных
особенностей;
знакомство с правилами кукловождения, развитие умения соотносить движение
куклы и слова;
совершенствование исполнительских умений в создании художественного образа
с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений
(сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных
произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни,
измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность
театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во
многом предопределена текстом произведения.
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность,
которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти
место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта,
честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. С
удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно
принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание
роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать
в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества
поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят
подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных
поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к
дальнейшему контролю за своим поведением.
Театрализованная
игра
является
средством
обеспечения
эмоционального
благополучия
дошкольников,
развивает
способность
сопереживать,
сочувствовать
персонажам,
поступкам,
действиям,
способствует
усвоению
литературного
текста,
накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и
природным
миром.
Данные
игры
интегрированы
с
другими
видами
детской
деятельности: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и двигательной.
Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках,
конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики,
пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для подражания,
безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений выразительно читать, передавать
интонацию, характерную мимику, жесты зависит, в какой степени ребенок овладеет
средствами выразительности.
Основные требования к организации театрализованных игр:
мотивация к включению детей в театрализованную деятельность;
доступность, содержательность и разнообразие театрализованных игр;
использование в играх-драматизациях знакомого литературного материала;
создание предметно-развивающей среды в группах в соответствии с
возрастом воспитанников;
обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу формирования
навыков игры с куклой и ролевого воплощения образов.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные
группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные
игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр,
театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим
лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или
плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима
ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой,
игрушкой.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который
при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы.
Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства
выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях,
ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
В младших группах проводятся обычно простейшие игры: импровизации «Курочка
и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и песенки,
стихотворения А.Барто, русские народные сказки «Репка», «Колобок». В коротких
этюдах дети учатся простейшим способам владения театрализованной игрушкой,
ведения ее по столу, меняя направление. Подобные игры способствуют развитию речи,
внимания, воображения, памяти, координации и мимики.
В средних группах детям предлагаются обучающие упражнения, сочетающие в
момент воплощения сказочного образа движения и слова, драматизация простейших
сказок.
Овладеть средствами интонационной выразительности старшим
дошкольникам помогут специальные упражнения на произношение слов, фраз и
предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти, страха,
составляются ролевые диалоги. Дети с помощью жестов учатся передавать ощущения
«горячо», «холодно», «больно», а также различные действия: вяжет, моет посуду,
катает снежный ком, топит печь.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена также на то, чтобы дать
им представление о театре как о виде искусства. Пополнить словарный запас
воспитанников такими словами, как «афиша», «декорация», «премьера», «кулисы»,
«грим».
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее
разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно
в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра
достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую
структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые
и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и
театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают
жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее
подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения,
рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет
конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт
– поставленный спектакль, инсценировка.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи,
касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального,
коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию
музыкальных и творческих способностей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает
особое место в образовательном процессе. При организации игр -театрализации
необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе,
оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой
организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с
другими видами деятельности в ДОУ. Поэтому каждый педагог в направлении
театральной деятельности может поставить перед собой такую цель - сделать жизнь
воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями,
интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в
театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.
Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные
герои сопровождают ребенка всю его жизнь!
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
жизненной тропой.