Напоминание

Театрализованная деятельность в ДОУ


Автор: Шевчук Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР №40
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: Театрализованная деятельность в ДОУ по ФГОС
Тема: Театрализованная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные

интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку

примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная игра.

Путешествие

с

дошкольниками

в

волшебный

мир

театра

позволит

педагогам

максимально

раскрыть

развивающий

потенциал

театрализованной

деятельности.

Кукольный

театр

первое

приобщение

дошкольников

к

миру

искусства

и

импровизации.

В

ожидании

кукольного

представления

в

глазах

воспитанников

загораются искорки, слышится веселый смех, детские сердца наполняются радостью в

предвкушении чуда. Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое

волшебство, она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения дошкольников.

Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка, впитывает

каждое слово.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать

все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей

и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей,

она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее,

разнообразнее. Театрализованная деятельность может быть органично включена в

работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки,

драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и

развлечений.

Разнообразие театрализованных игр представлено в программе «Детство» в разделе

«В игре ребенок развивается, познает мир, общается» и «Чтение художественной

литературы», где указано, в какие игры должны играть дети соответственно возрасту

(режиссерские, игры-драматизации).

Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ,

позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с

познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием

движений.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает

театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие

вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и

навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка,

созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность

детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок,

организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с

последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-

рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных

детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто

играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир

новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной

свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют

возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Специфика театрализованной деятельности дошкольников в том, что она всегда носит

свободный характер даже при разыгрывании определенного сюжета. В

театрализованной игре ребенок выступает в разных ролях: артиста, зрителя,

декоратора, мастера по изготовлению кукол. Он показывает свое отношение к

передаваемому образу, свои чувства. Недаром К.С.Станиславский советовал актерам

учиться у детей способности перевоплощаться, по его словам, их игру отличает «вера»

и «правда».

С целью создания условий для развития театрализованных игр педагоги

дошкольных образовательных организаций используют разные методы и формы

работы с воспитанниками.

Основная цель данной работы – развитие творческих способностей,

интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных ценностей

средствами театрализованного искусства.

Определены следующие задачи:

воспитание

у

дошкольников

устойчивого

интереса

к

театрализованной

деятельности;

развитие монологической и диалогической речи, совершенствование

интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря;

развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия в

театрализованных играх;

поэтапное освоение детьми различных видов театра с учетом их возрастных

особенностей;

знакомство с правилами кукловождения, развитие умения соотносить движение

куклы и слова;

совершенствование исполнительских умений в создании художественного образа

с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений

(сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных

произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни,

измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность

театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во

многом предопределена текстом произведения.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность,

которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти

место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта,

честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. С

удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно

принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание

роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать

в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества

поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят

подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных

поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к

дальнейшему контролю за своим поведением.

Театрализованная

игра

является

средством

обеспечения

эмоционального

благополучия

дошкольников,

развивает

способность

сопереживать,

сочувствовать

персонажам,

поступкам,

действиям,

способствует

усвоению

литературного

текста,

накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и

природным

миром.

Данные

игры

интегрированы

с

другими

видами

детской

деятельности: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и двигательной.

Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках,

конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики,

пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для подражания,

безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений выразительно читать, передавать

интонацию, характерную мимику, жесты зависит, в какой степени ребенок овладеет

средствами выразительности.

Основные требования к организации театрализованных игр:

мотивация к включению детей в театрализованную деятельность;

доступность, содержательность и разнообразие театрализованных игр;

использование в играх-драматизациях знакомого литературного материала;

создание предметно-развивающей среды в группах в соответствии с

возрастом воспитанников;

обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу формирования

навыков игры с куклой и ролевого воплощения образов.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные

группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные

игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр,

театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим

лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или

плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима

ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой,

игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который

при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы.

Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства

выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях,

ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

В младших группах проводятся обычно простейшие игры: импровизации «Курочка

и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и песенки,

стихотворения А.Барто, русские народные сказки «Репка», «Колобок». В коротких

этюдах дети учатся простейшим способам владения театрализованной игрушкой,

ведения ее по столу, меняя направление. Подобные игры способствуют развитию речи,

внимания, воображения, памяти, координации и мимики.

В средних группах детям предлагаются обучающие упражнения, сочетающие в

момент воплощения сказочного образа движения и слова, драматизация простейших

сказок.

Овладеть средствами интонационной выразительности старшим

дошкольникам помогут специальные упражнения на произношение слов, фраз и

предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти, страха,

составляются ролевые диалоги. Дети с помощью жестов учатся передавать ощущения

«горячо», «холодно», «больно», а также различные действия: вяжет, моет посуду,

катает снежный ком, топит печь.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена также на то, чтобы дать

им представление о театре как о виде искусства. Пополнить словарный запас

воспитанников такими словами, как «афиша», «декорация», «премьера», «кулисы»,

«грим».

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее

разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно

в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра

достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую

структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые

и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и

театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают

жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее

подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения,

рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет

конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт

– поставленный спектакль, инсценировка.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи,

касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального,

коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию

музыкальных и творческих способностей.

Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает

особое место в образовательном процессе. При организации игр -театрализации

необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе,

оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой

организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с

другими видами деятельности в ДОУ. Поэтому каждый педагог в направлении

театральной деятельности может поставить перед собой такую цель - сделать жизнь

воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями,

интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в

театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные

герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

жизненной тропой.



В раздел образования