Автор: Станкова Наталия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 145" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Наименование материала: Памятка для родителей
Тема: "Особенности развития детей 3–4 лет"
Раздел: дошкольное образование
Родитель – это главный воспитатель,
а детский сад создан в помощь родителям!
Мы всегда рады Вам помочь!
Младший возраст – важный период в развитии дошкольника,
который характеризуется высокой интенсивностью физического и
психического развития.
В это время происходит переход ребенка к новым отношениям
с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
В этом возрасте у вашего ребенка:
• Происходит формирование «противо-воли», что выражается в
желании
делать
все
по-своему.
Она
совершенно
необходима
ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать
себя
как
самостоятельного
человека.
Ребенок,
отделяясь
от
взрослых,
пытается
установить
с
ними
новые,
более
глубокие
отношения.
• Проявления осознания себя как отдельного человека будут
выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают
родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень
хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию
не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на
требование
или
просьбу
взрослого.
При
этом
ребенок
может
слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
• Появляется возможность действовать не под влиянием любого
случайно
возникшего
желания,
а
поступать
исходя
из
других,
более
сложных
и
стабильных
мотивов.
Это
является
важным
завоеванием
в
его
развитии
и
следующим
шагом
в
обретении
самостоятельности.
•
Возникает
насущная
потребность
общаться
не
столько
с
матерью
и
членами
семьи,
но
и
со
сверстниками.
Ребенок
осваивает правила взаимодействия через обратные реакции, как
взрослых, так и детей на его поступки.
• Игра становится все более коллективной. Игра с предметами
может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более
становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем
угодно
и
чем
угодно
и
соответственно
действует.
Но
в
этом
возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему
хочется переключиться на что-то другое
• Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает
речь,
придумывая
несуществующие
слова,
придавая
уже
известным словам свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям важно:
•
С
терпением
и
пониманием
относиться
к
проявлениям
«противо-воли»
ребенка.
Помните,
что
подавленная
в
этом
возрасте
воля
ребенка
впоследствии
может
привести
к
пассивности,
апатии,
зависимости
и
инфантильности.
Следует
позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его
жизни
и
здоровья),
даже
когда
вам
это
кажется
нелепым
или
ненужным.
•
Помнить,
что
так
называемое
упрямство
—
это
реакция
ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого
очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением
считались.
•
Надо
помочь
ему
в
освоении
навыков
самообслуживания
(одеваться
и раздеваться в определённой последовательности,
аккуратно складывать вещи в шкаф или на стульчик, пользоваться
носовым платком, самостоятельно умываться перед едой, после
посещения туалета и по мере загрязнения, пользоваться мылом;
ходить
самостоятельно
в
туалет,
самостоятельно
пользоваться
туалетной
бумагой;
аккуратно
кушать
за
столом,
правильно
держать ложку, пользоваться салфеткой.)
•
Разбирать
вместе
с
ребенком
ситуации
возникновения
конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его
уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого
важно самим быть для него примером — то есть уважительно
относиться к нему самому и членам вашей семьи.
• Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его
горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его
усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно
обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
• Продолжать активно развивать координацию движений (учить
прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику
(этому
способствуют
занятия
лепкой,
различные
шнуровки,
складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был
спортивный
уголок,
где
он
мог
бы
отрабатывать
физические
упражнения.
•
Осознавать,
что
речевые
обороты
и
запас
слов
будут
формироваться у него главным образом из той речи, которую он
слышит
в
с емье.
Совме стно е
чтение
дет ских
к н и г,
соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это
расширит
словарный
запас
ребенка,
поможет
в
развитии
его
образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту
в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком,
обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним
происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.