Автор: Пермякова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №162
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сказка в жизни дошкольника".
Раздел: дошкольное образование
Сказка в жизни ребёнка
Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей
русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного
народного творчества начинается с первых лет его жизни.
Самых маленьких детей в этот период начинают знакомить
со сказками, которые являются проводниками его эмоционального и
нравственного развития. Сказка занимает немаловажное место в жизни и
в процессе развития ребёнка! Со сказками связаны первые
представления маленького человека о справедливости и долге,
храбрости и хитрости, добре и зле… Для ребёнка мир сказки, полный
чудес и ярких красок, понятен и близок.
Сказка - универсальное средство в сфере воспитания. Можно сказать,
что она многофункциональна. Сказки развлекают, заинтересовывают.
Дети слушают их с большим вниманием. В сказках обрисовываются
ситуации, отношения между героями, выходящие за границы
повседневности. С их помощью ребёнок расширяет свой кругозор,
знание об окружающем мире. Сказка в понятной, назидательной форме
воспитывает, показывая образцы нравственности.
Стремясь пробудить в детях лучшие качества, уберечь их от
чёрствости, эгоизма, равнодушия, в сказке рисуется борьба
могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в
образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные
силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежности победы
добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба.
В сказках осмеиваются и такие человеческие пороки, как злобность,
заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей
привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида
птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному
восприятию многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к
нему.
С помощью сказки можно корректировать поведение детей. Если
ребенок не отличается примерным послушанием, ему полезно почитать
такие сказки, как «Алёнушка и братец Иванушка», «Сума, дай
ума!», «Марья Моревна». А если ребенок склонен ленится – среди
русских сказок есть такие, которые прославляют терпение и
трудолюбие. Это – «Дочь и падчерица», «Крошечка-
Хаврошечка», «Баба-Яга», «Морозко». Известны сказки о
взаимопомощи и дружбе - «Зимовье зверей», «Репка», «Дружба зверей».
Необходимо обсуждать с ребёнком сказку, находить в ней смысл и
урок, пояснять поступки и поведение героев, вместе делать выводы.
Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные
периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это
позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем
мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в
дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать
(творить добро, а значит, станет более счастливым.
Сказки используются для развития речи ребенка. В них отражены
богатство и многообразие выразительных средств русского языка.
В самом младшем возрасте ребенок узнает и учится повторять
сначала звукоподражательные слова – «ко-ко», «бух», «ква», «гав». В
возрасте 4-5 лет при пересказе сказки у детей развивается связная
последовательная речь. Овладевая речью, ребенок получает ключ к
познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих
отношений.
Русская сказка – это волшебная сокровищница, её богатства бережно
копились столетиями, а ценности, спрятанные в ней, доступны
каждому!