Автор: Федчук Вера Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №105
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формирование толерантности в системе социальной регуляции поведения учащихся с ОВЗ в школе VIII вида.
Раздел: среднее образование
Формирование толерантности в системе социальной регуляции
поведения учащихся с ОВЗ в школе VIII вида.
Учитель Федчук В.П.
Согласно Декларации принципов толерантности. Принятой
Генеральной конференцией ЮНЕСКО «толерантность» означает уважение,
принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира.
наших форм самовыражения и способов проявления человеческой
индивидуальности..,это гармония в многообразии. Это добродетель, которая
делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны
культурой мира…».
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и
способность к установлению и поддерживанию общения людьми.
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма,
агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо
затрагивают молодежь, которой, в силу возрастных особенностей
свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям
сложных социальных проблем.
К сожалению. В наше время дух нетерпимости продолжает
существовать.
Толерантность является одной из форм успешной адаптации учащихся.
В современных условиях развития социально-экономической ситуации
встаёт проблема построения системы образовательной, психологической и
педагогической помощи детям с особыми потребностями, которая позволила
бы им оптимально и адекватно войти в жизнь, социализироваться
чувствовать себя необходимым и полноценным членом общества.
Социальная дезадаптация учащихся школы VIII вида обусловлена как
нарушениями в развитии, так и затруднениями в общении,
самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессиональными
навыками. Для социальной адаптации таких детей необходима благоприятная
психолого-педагогическая развивающая среда, включающая специально
организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для
эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, для
развития всех видов деятельности. Сегодня актуальным становиться поиск
технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих
преодоление проблем развития современных детей: навыков социального
взаимодействия, умение оценивать меняющиеся социальные ситуации и
уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. Именно
это в конечном итоге обеспечивает развитие социальной компетентности,
необходимой ребёнку для успешного вхождения в социум.
Детям с ОВЗ присущи слабая коммуникабельность, неадекватность
реакции, неумение и неспособность глубоко осознать характер своих
отношений с окружающими, неумение понять интересы партнеров по
общению. И тем более подчинить свои конкретные личные интересы общим
интересам коллектива, ведь жизнь и развитие ребенка в условиях коллектива
- обязательный решающий фактор его социального развития.
Формируя толерантные качества у учащихся с особыми потребностями
необходимы комплексность и системность решения коррекционно-
развивающих задач, деятельностный характер обучения и воспитания.
Следует также учитывать принципы:
Доверительного сотрудничества.
Экологии взаимоотношений. Где обеспечение благоприятного
социально-психологического климата в учреждении как формирование
толерантного пространства;
Принцип правоведения (формирования самоуважения, уважения
к окружающим);
Принцип творчества и другие.
Несмотря на то, что коррекционно - воспитательные возможности
коллектива учащихся достаточно велики. Они носят объективно
ограниченный характер, что обусловлено спецификой личностных качеств
детей. Формированию толерантных качеств у детей с ОВЗ
занятия коррекционного блока.
Организация комплексной и системной воспитательной работы.
Включающей проведение экскурсий, поездок, соревнований, участие в
конкурсах и т.д. Благодаря усилиям совместной деятельности учителей,
воспитателей, логопеда, дефектологов, музыкального работника, педагогов
дополнительного образования, ученики чувствуют себя комфортно,
принимают посильное участие в жизни центра.
это создает комфортные условия для воспитания толерантности у детей
с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, для формирования толерантности у детей с особыми
потребностями огромное значение имеет социально-психологическая
организация образовательной среды которая оказывает сильное
стимулирующее воздействие на ребенка с тяжелыми множественными
нарушениям в том случае, если в образовательной среде имеют место:
Доброжелательные отношения и понимание;
Психологический комфорт и преобладание позитивного
настроения;
Сплоченность и сознательность;
Авторитет педагогов. Их профессионализм, компетентность,
наличие толерантных качеств.