Автор: Кузнецова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №17 "Журавушка"
Населённый пункт: Коломенский г.о.
Наименование материала: статья
Тема: "Использование традиций народной культуры как средство духовно-нравственного воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Использование традиций народной культуры как средство духовно-
нравственного воспитания.
Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем не
только широта и щедрость русского характера, но и тайна его
непобедимости. Народное творчество многогранно. Произведения народного
творчества веками отбирались и отшлифовывались мастерами фольклора.
Народный фольклор – это азбука нравственности, ведь вся его суть – это
пожелание добра, удачи. Не зря олицетворением желаний и стремлений у
наших предков были Солнце, Земля – кормилица, хлеб – батюшка, воспетые
в древних закличках, приговорках, песнях. Фольклор близок нашим детям.
Попевки, считалки, скороговорки, песни – часть детского быта. Произведения
детского фольклора, как полевые цветы. Чтобы ребенок вырос добрым,
отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и
от души смеяться мы взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой.
Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество.
Именно оно способно разбудить чувства, воображение и фантазию. Устное
народное творчество помогает подготовиться к фольклорным праздникам, к
драматизациям сказок. Важно знакомить детей с тем, как зарождались сказки
в народе, как их собирали и записывали. Наши дети с удовольствием
посещают занятия фольклорного ансамбля, где разучивают народные песни.
По словам Д.И. Шостаковича, народная музыка «очищает дух». Если дети с
раннего возраста слышат и поют народные песни, играют и танцуют под эту
музыку, его слух осваивает мелодические интонации и ритмические
особенности. Впоследствии музыкальный опыт скажется на отношении к
миру, повлияет на формирование нравственности.
Народные песни, обряды, игры, праздники расширяют кругозор и
повышают культурный уровень наших детей.
Народный фольклор – средство нравственного этического и
патриотического воспитания. Народная мудрость, заключенная в сказках,
потешках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков
воспитывала в детях гордость за талант простого народа. Использование в
работе небылиц, частушек развивает у детей чувство юмора, логическое
мышление.
Основные формы приобщения детей к культурному наследию:
- знакомство с малыми формами устного народного творчества;
- праздничные посиделки;
- познавательные беседы;
- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
- посещение краеведческих музеев;
- экскурсии, целевые прогулки по городу;
- чтение и драматизация народных сказок;
- проведение календарных народных праздников;
- знакомство с народными промыслами
Характерной особенностью по формированию духовно-нравственного
отношения к культурному наследию является приобщение к крестьянской
культуре и быту.
Посиделки – начинались после уборки урожая, по вечерам. Девушки пряли,
шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Позже
приходили парни и начинались игры, хороводы. Любили на посиделках и
загадки загадывать и сказки послушать. Отсюда и присказка «Посидим
рядком – покалякаем ладком». Дети с удовольствием принимают участие в
посиделках. На них знакомимся с мудрыми пословицами и хитрыми
загадками, веселыми обрядовыми песнями, частушками. Значение их так
велико не только потому, что они тренируют память, но и способствуют
активному мышлению. В пословицах народ всегда осуждал глупость, лень,
хвастовство и восхвалял ум, находчивость.
Особое внимание в своей работе уделяю знакомству и проведению
народных праздников. Наши предки любили веселиться. Под балалайку,
гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали
крашеные яйца. В мае встречали весну, плели венки. В июне, под Иванов
день, ходили в луга, свистели в самодельные дудочки. Осенью отмечали пору
«изобилия плодов», а зимой в Святочные дни, ходили по улицам, надевали
маски, пели колядки. Участниками всех праздников были скоморохи, они
веселили всех людей.
В народных играх тоже много юмора, шуток, соревновательного задора.
Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными
веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками,
потешками. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой
фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности
и красоты русской речи, развивают ловкость. Часто проводим игры с руками:
«Бабушка Маланья», «Братья»., которые развивают внимание, воображение,
мелкую мускулатуру. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеек»,
«Эхо», «Арина», «Блин», «Солнце и месяц», «Испорченный телефон»,
«Колечко», «Пятнашки», в которых развивались такие нравственные качества
как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе.
Совместные игры - огромная радость для детей, создается атмосфера
радости, праздника.
Важно знакомить детей с народным костюмом, что позволяет показать связь
поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями
народа. Дети с огромной радостью наряжаются, входят в образ. Костюм
является средством духовного единения ребенка с прапрабабушками. В
рисунках своих, аппликациях дети с выдумкой и фантазией украшают узором
сарафан, косоворотку, фартук, полотенце.
Знакомлю на таких занятиях с разнообразными видами декоративного
искусства (резьба по дереву, гончарные изделия из глины, шитье, вышивка,
плетение.) Показывала детям росписи узоров, изготовленные народными
умельцами. Рассказы о народных промыслах завораживают внимание детей.
Посещение музея – важное средство развития эмоционально –
чувственного восприятия старины. В музее дети знакомятся с предметами
старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью
предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала
возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей.
Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных
эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
В заключении хочется сказать, что работа по данной теме помогает нам
формировать у детей чувства любви, уважения и гордости к Родине, к
русскому народу, к народному творчеству.