Напоминание

"Использование традиций народной культуры как средство духовно-нравственного воспитания"


Автор: Кузнецова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №17 "Журавушка"
Населённый пункт: Коломенский г.о.
Наименование материала: статья
Тема: "Использование традиций народной культуры как средство духовно-нравственного воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование традиций народной культуры как средство духовно-

нравственного воспитания.

Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем не

только широта и щедрость русского характера, но и тайна его

непобедимости. Народное творчество многогранно. Произведения народного

творчества веками отбирались и отшлифовывались мастерами фольклора.

Народный фольклор – это азбука нравственности, ведь вся его суть – это

пожелание добра, удачи. Не зря олицетворением желаний и стремлений у

наших предков были Солнце, Земля – кормилица, хлеб – батюшка, воспетые

в древних закличках, приговорках, песнях. Фольклор близок нашим детям.

Попевки, считалки, скороговорки, песни – часть детского быта. Произведения

детского фольклора, как полевые цветы. Чтобы ребенок вырос добрым,

отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и

от души смеяться мы взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой.

Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество.

Именно оно способно разбудить чувства, воображение и фантазию. Устное

народное творчество помогает подготовиться к фольклорным праздникам, к

драматизациям сказок. Важно знакомить детей с тем, как зарождались сказки

в народе, как их собирали и записывали. Наши дети с удовольствием

посещают занятия фольклорного ансамбля, где разучивают народные песни.

По словам Д.И. Шостаковича, народная музыка «очищает дух». Если дети с

раннего возраста слышат и поют народные песни, играют и танцуют под эту

музыку, его слух осваивает мелодические интонации и ритмические

особенности. Впоследствии музыкальный опыт скажется на отношении к

миру, повлияет на формирование нравственности.

Народные песни, обряды, игры, праздники расширяют кругозор и

повышают культурный уровень наших детей.

Народный фольклор – средство нравственного этического и

патриотического воспитания. Народная мудрость, заключенная в сказках,

потешках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков

воспитывала в детях гордость за талант простого народа. Использование в

работе небылиц, частушек развивает у детей чувство юмора, логическое

мышление.

Основные формы приобщения детей к культурному наследию:

- знакомство с малыми формами устного народного творчества;

- праздничные посиделки;

- познавательные беседы;

- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

- посещение краеведческих музеев;

- экскурсии, целевые прогулки по городу;

- чтение и драматизация народных сказок;

- проведение календарных народных праздников;

- знакомство с народными промыслами

Характерной особенностью по формированию духовно-нравственного

отношения к культурному наследию является приобщение к крестьянской

культуре и быту.

Посиделки – начинались после уборки урожая, по вечерам. Девушки пряли,

шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Позже

приходили парни и начинались игры, хороводы. Любили на посиделках и

загадки загадывать и сказки послушать. Отсюда и присказка «Посидим

рядком – покалякаем ладком». Дети с удовольствием принимают участие в

посиделках. На них знакомимся с мудрыми пословицами и хитрыми

загадками, веселыми обрядовыми песнями, частушками. Значение их так

велико не только потому, что они тренируют память, но и способствуют

активному мышлению. В пословицах народ всегда осуждал глупость, лень,

хвастовство и восхвалял ум, находчивость.

Особое внимание в своей работе уделяю знакомству и проведению

народных праздников. Наши предки любили веселиться. Под балалайку,

гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали

крашеные яйца. В мае встречали весну, плели венки. В июне, под Иванов

день, ходили в луга, свистели в самодельные дудочки. Осенью отмечали пору

«изобилия плодов», а зимой в Святочные дни, ходили по улицам, надевали

маски, пели колядки. Участниками всех праздников были скоморохи, они

веселили всех людей.

В народных играх тоже много юмора, шуток, соревновательного задора.

Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными

веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками,

потешками. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой

фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности

и красоты русской речи, развивают ловкость. Часто проводим игры с руками:

«Бабушка Маланья», «Братья»., которые развивают внимание, воображение,

мелкую мускулатуру. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеек»,

«Эхо», «Арина», «Блин», «Солнце и месяц», «Испорченный телефон»,

«Колечко», «Пятнашки», в которых развивались такие нравственные качества

как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе.

Совместные игры - огромная радость для детей, создается атмосфера

радости, праздника.

Важно знакомить детей с народным костюмом, что позволяет показать связь

поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями

народа. Дети с огромной радостью наряжаются, входят в образ. Костюм

является средством духовного единения ребенка с прапрабабушками. В

рисунках своих, аппликациях дети с выдумкой и фантазией украшают узором

сарафан, косоворотку, фартук, полотенце.

Знакомлю на таких занятиях с разнообразными видами декоративного

искусства (резьба по дереву, гончарные изделия из глины, шитье, вышивка,

плетение.) Показывала детям росписи узоров, изготовленные народными

умельцами. Рассказы о народных промыслах завораживают внимание детей.

Посещение музея – важное средство развития эмоционально –

чувственного восприятия старины. В музее дети знакомятся с предметами

старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью

предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала

возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей.

Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных

эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

В заключении хочется сказать, что работа по данной теме помогает нам

формировать у детей чувства любви, уважения и гордости к Родине, к

русскому народу, к народному творчеству.



В раздел образования