Автор: Ильина Галина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: "МДОУ Д⁄с №8 "Сказка"
Населённый пункт: город Южноуральск, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Развитие речи детей посредством пескотерапии в старшей группе»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи детей
посредством пескотерапии в старшей группе
»
Речь —
важнейшая
функция
психики.
От
того,
насколько
развита,
богата
и правильна
речь
ребенка,
зависит,
может
ли
он
легко,
открыто
и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться
с окружающими детьми и взрослыми.
Нарушение
речи
в той
или
иной
степени
всегда
отражается
на
поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого
развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся
замкнутыми,
молчаливыми,
нерешительными.
Педагогический
взгляд
на
психотерапевтическую песочницу — довольно яркое и эффективное решение
этого вопроса.
Песок —
загадочный
материал,
обладающий
спо собно стью
завораживать
человека
своей
податливостью,
способностью
принимать
любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным
и пластичным. Песочная
терапия —
одна
из
разновидностей
игровой
терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не
учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность
ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми не
только педагогу, но и родителям, начиная с трех лет.
Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя
и окружающий
мир,
а игры
на
песке —
одна
из
форм
естественной
деятельности
ребенка.
Замечено,
что
игры
с песком
стабилизируют
эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить
свои
душевные
переживания,
освобождается
от
страхов,
способствует
избавлению от психологического напряжения. Ребёнок с интересом рисует на
песке — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому
что
такие
ошибки
можно
легко
и многократно
исправлять.
Технология
песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать
задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает
задачи
самовыражения,
самосознания
и развивает
самооценку,
учится
работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна
в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Игры
с песком
можно
использовать,
как
на
индивидуальную
работу,
так
и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Не секрет, что развитие
мелкой
моторики
руки
как
нельзя
лучше
способствует
развитию
речи
у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом
в профилактике
речевых
нарушений
у дошкольников.
Опыт
работы
показывает, что использование песочной терапии позволяет:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-
кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую),
пространственную ориентацию;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
- разнообразить способы сотрудничества.
Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в
нескольких направлениях:
-
во-первых,
происходит
обогащение
словаря,
которые
первоначально
используются
ими
на
занятиях,
а
затем
постепенно
входят
в
активный
словарный запас;
-
во-вторых,
осуществляется
становление
и
развитие
речи
как
средства
общения;
-
в-третьих,
совершенствуется
регулирующая
функция
речи,
содержащая
большой
потенциал
позитивного
воздействия
на
коррекцию
и
развитие
целенаправленной деятельности детей.
Песок —
прекрасный
посредник
для
установления
контакта
с ребенком.
И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих
переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры
с песком
легко
решаются
такие
задачи,
как
развитие
коммуникативных
навыков,
т. е.
умение
нормально
общаться.
Именно
на
песке
мы
можем
создать
свой
мир:
путешествовать
во
времени,
по
разным
странам
и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем,
но и реально создаем и проживаем.
Игры с песком разнообразны:
- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму,
счету, грамоте; - познавательные игры дают возможность детям узнать
о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.;
- проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка,
разовьют его творчество и фантазию.
Игра
с
песком
развивает
у
детей
тактильно-кинетическую
чувствительность
и
мелкую
моторику
рук;
снимает
мышечную
напряжённость;
развивает
мотивацию
речевого
общения;
способствует
расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко - слогового
анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие;
способствует
развитию
связной
речи,
лексико-грамматиче ских
представлений;
помогает
в
изучении
букв,
освоении
навыков
чтения
и
письма.