Напоминание

«Развитие речи детей посредством пескотерапии в старшей группе»


Автор: Ильина Галина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: "МДОУ Д⁄с №8 "Сказка"
Населённый пункт: город Южноуральск, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Развитие речи детей посредством пескотерапии в старшей группе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи детей

посредством пескотерапии в старшей группе

»

Речь

важнейшая

функция

психики.

От

того,

насколько

развита,

богата

и правильна

речь

ребенка,

зависит,

может

ли

он

легко,

открыто

и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться

с окружающими детьми и взрослыми.

Нарушение

речи

в той

или

иной

степени

всегда

отражается

на

поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого

развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся

замкнутыми,

молчаливыми,

нерешительными.

Педагогический

взгляд

на

психотерапевтическую песочницу — довольно яркое и эффективное решение

этого вопроса.

Песок

загадочный

материал,

обладающий

спо собно стью

завораживать

человека

своей

податливостью,

способностью

принимать

любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным

и пластичным. Песочная

терапия

одна

из

разновидностей

игровой

терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не

учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность

ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми не

только педагогу, но и родителям, начиная с трех лет.

Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя

и окружающий

мир,

а игры

на

песке —

одна

из

форм

естественной

деятельности

ребенка.

Замечено,

что

игры

с песком

стабилизируют

эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить

свои

душевные

переживания,

освобождается

от

страхов,

способствует

избавлению от психологического напряжения. Ребёнок с интересом рисует на

песке — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому

что

такие

ошибки

можно

легко

и многократно

исправлять.

Технология

песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать

задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает

задачи

самовыражения,

самосознания

и развивает

самооценку,

учится

работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна

в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Игры

с песком

можно

использовать,

как

на

индивидуальную

работу,

так

и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Не секрет, что развитие

мелкой

моторики

руки

как

нельзя

лучше

способствует

развитию

речи

у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом

в профилактике

речевых

нарушений

у дошкольников.

Опыт

работы

показывает, что использование песочной терапии позволяет:

- стабилизировать психоэмоциональное состояние;

- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-

кинестетической чувствительности;

- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую),

пространственную ориентацию;

- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

- разнообразить способы сотрудничества.

Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в

нескольких направлениях:

-

во-первых,

происходит

обогащение

словаря,

которые

первоначально

используются

ими

на

занятиях,

а

затем

постепенно

входят

в

активный

словарный запас;

-

во-вторых,

осуществляется

становление

и

развитие

речи

как

средства

общения;

-

в-третьих,

совершенствуется

регулирующая

функция

речи,

содержащая

большой

потенциал

позитивного

воздействия

на

коррекцию

и

развитие

целенаправленной деятельности детей.

Песок

прекрасный

посредник

для

установления

контакта

с ребенком.

И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих

переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры

с песком

легко

решаются

такие

задачи,

как

развитие

коммуникативных

навыков,

т. е.

умение

нормально

общаться.

Именно

на

песке

мы

можем

создать

свой

мир:

путешествовать

во

времени,

по

разным

странам

и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем,

но и реально создаем и проживаем.

Игры с песком разнообразны:

- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму,

счету, грамоте; - познавательные игры дают возможность детям узнать

о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.;

- проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка,

разовьют его творчество и фантазию.

Игра

с

песком

развивает

у

детей

тактильно-кинетическую

чувствительность

и

мелкую

моторику

рук;

снимает

мышечную

напряжённость;

развивает

мотивацию

речевого

общения;

способствует

расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко - слогового

анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие;

способствует

развитию

связной

речи,

лексико-грамматиче ских

представлений;

помогает

в

изучении

букв,

освоении

навыков

чтения

и

письма.



В раздел образования