Напоминание

Дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей дошкольного возраста


Автор: Блинова Лидия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д⁄с 66
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Дидактические игры и

упражнения по развитию

словаря.

Выполнила

Блинова Л.М.

Развитие словаря – это длительный

педагогический процесс

количественного накопления слов,

освоения их социально закрепленных

значений и формирование умения

использовать их в конкретных условиях

общения.

Причины низкого уровня развития

речи детей

дефицит речевого общения детей с

родителями

чрезмерное увлечение компьютерными

играми длительный просмотр телепередач,

не сопровождающийся комментариями

взрослых

снижение интереса к художественной

литературе

органические и психоневрологические

расстройства

Задачи словарной работы

Обогащение словаря новыми словами

Закрепление и уточнение словаря.

Активизация словаря.

Устранение нелитературных слов,

употребляемых иногда дошкольниками,

исправление ошибочных ударений,

произношений.

Языкознание и психология раскрывают такой

важный вопрос, имеющий отношение к

методике развития речи, как понятие о

словаре активном и пассивном.

Активный словарь — это

слова, которые говорящий

не только понимает, но и

употребляет (более или

менее часто). Активный

словарь во многом

определяет богатство и

культуру речи.

Пассивный словарь

— это

слова, которые говорящий

на данном языке понимает,

но сам не употребляет.

Пассивный словарь

значительно больше

активного, сюда относятся

слова, о значении которых

человек догадывается по

контексту, которые

всплывают в сознании лишь

тогда, когда их слышат.

Принципы лексического

развития дошкольнико

в

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и

речевого развития детей

Принцип взаимосвязи работы над различными

сторонами речи

Принцип коммуникативно-деятельностного

подхода

Принцип наглядности

Принцип обеспечения активной речевой

практики

Виды дидактических игр для

развития словаря

игры с

предметами

настольные

печатные

игры

словесные

игры

Игры с предметами

Игры с предметами наиболее

доступны детям, так как они

основаны на непосредственном

восприятии, соответствуют

стремлению ребенка действовать

с вещами и таким образом

знакомиться с ними, кроме того,

ребенок с желанием называет

увиденные предметы.

Настольные печатные игры

Настольные печатные игры, так же

как и игры с предметами, основаны

на принципе наглядности, но в этих

играх детям дается не сам предмет,

а его изображение. Содержание

настольных игр разнообразно.

Некоторые виды лото и парные

картинки знакомят детей с

отдельными предметами (посуда,

мебель), с животными, птицами,

овощами, фруктами, их качествами

и свойствами.

Словесные игры

Наиболее сложны словесные игры:

они не связаны с

непосредственным восприятием

предмета, в них дети должны

оперировать представлениями. Эти

игры имеют большое значение для

развития мышления ребенка, так

как в них дети учатся высказывать

самостоятельные суждения, делать

выводы и умозаключения, не

полагаясь на суждения других,

замечать логические ошибки.

Структура дидактической игры:

Дидактическая задача (нужно знать уровень

подготовленности воспитанников, т.к. они должны

оперировать уже имеющимися знаниями и

представлениями).

Игровые правила (цель: организовать действия,

поведение детей. Могут разрешать, запрещать,

предписывать, делая игру занимательной,

напряженной).

Игровые действия или ход игры (ими направляется,

контролируется выполнение правил).

Дидактические игры используются для решения

всех задач речевого развития. Они закрепляют и

уточняют словарь, изменения и образование слов,

упражняют в составлении связных высказываний,

развивают объяснительную речь. Словарные

дидактические игры помогают развитию как

видовых, так и родовых понятий, освоению слов в

их обобщённых значениях. В этих играх ребенок

попадает в ситуации, когда он вынужден

использовать приобретенные речевые знания и

словарь в новых условиях. Они проявляются в

словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство

закрепления грамматических навыков, так как

благодаря диалектичности, эмоциональности

проведения и заинтересованности детей они дают

возможность много раз упражнять ребенка в

повторении нужных словоформ

Богатая и хорошо развитая речь служит средством

полноценного общения и развития личности.

Богатство словаря есть признак высокого развития

речи ребенка. Обогащение словарного запаса

являются необходимым условием для развития

коммуникативных умений детей.



В раздел образования