Автор: Блинова Лидия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д⁄с 66
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Тема: Дидактические игры и
упражнения по развитию
словаря.
Выполнила
Блинова Л.М.
Развитие словаря – это длительный
педагогический процесс
количественного накопления слов,
освоения их социально закрепленных
значений и формирование умения
использовать их в конкретных условиях
общения.
Причины низкого уровня развития
речи детей
•
дефицит речевого общения детей с
родителями
•
чрезмерное увлечение компьютерными
играми длительный просмотр телепередач,
не сопровождающийся комментариями
взрослых
•
снижение интереса к художественной
литературе
•
органические и психоневрологические
расстройства
Задачи словарной работы
Обогащение словаря новыми словами
Закрепление и уточнение словаря.
Активизация словаря.
Устранение нелитературных слов,
употребляемых иногда дошкольниками,
исправление ошибочных ударений,
произношений.
Языкознание и психология раскрывают такой
важный вопрос, имеющий отношение к
методике развития речи, как понятие о
словаре активном и пассивном.
Активный словарь — это
слова, которые говорящий
не только понимает, но и
употребляет (более или
менее часто). Активный
словарь во многом
определяет богатство и
культуру речи.
Пассивный словарь
— это
слова, которые говорящий
на данном языке понимает,
но сам не употребляет.
Пассивный словарь
значительно больше
активного, сюда относятся
слова, о значении которых
человек догадывается по
контексту, которые
всплывают в сознании лишь
тогда, когда их слышат.
Принципы лексического
развития дошкольнико
в
•
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и
речевого развития детей
•
Принцип взаимосвязи работы над различными
сторонами речи
•
Принцип коммуникативно-деятельностного
подхода
•
Принцип наглядности
•
Принцип обеспечения активной речевой
практики
Виды дидактических игр для
развития словаря
игры с
предметами
настольные
печатные
игры
словесные
игры
Игры с предметами
Игры с предметами наиболее
доступны детям, так как они
основаны на непосредственном
восприятии, соответствуют
стремлению ребенка действовать
с вещами и таким образом
знакомиться с ними, кроме того,
ребенок с желанием называет
увиденные предметы.
Настольные печатные игры
Настольные печатные игры, так же
как и игры с предметами, основаны
на принципе наглядности, но в этих
играх детям дается не сам предмет,
а его изображение. Содержание
настольных игр разнообразно.
Некоторые виды лото и парные
картинки знакомят детей с
отдельными предметами (посуда,
мебель), с животными, птицами,
овощами, фруктами, их качествами
и свойствами.
Словесные игры
Наиболее сложны словесные игры:
они не связаны с
непосредственным восприятием
предмета, в них дети должны
оперировать представлениями. Эти
игры имеют большое значение для
развития мышления ребенка, так
как в них дети учатся высказывать
самостоятельные суждения, делать
выводы и умозаключения, не
полагаясь на суждения других,
замечать логические ошибки.
Структура дидактической игры:
•
Дидактическая задача (нужно знать уровень
подготовленности воспитанников, т.к. они должны
оперировать уже имеющимися знаниями и
представлениями).
•
Игровые правила (цель: организовать действия,
поведение детей. Могут разрешать, запрещать,
предписывать, делая игру занимательной,
напряженной).
•
Игровые действия или ход игры (ими направляется,
контролируется выполнение правил).
Дидактические игры используются для решения
всех задач речевого развития. Они закрепляют и
уточняют словарь, изменения и образование слов,
упражняют в составлении связных высказываний,
развивают объяснительную речь. Словарные
дидактические игры помогают развитию как
видовых, так и родовых понятий, освоению слов в
их обобщённых значениях. В этих играх ребенок
попадает в ситуации, когда он вынужден
использовать приобретенные речевые знания и
словарь в новых условиях. Они проявляются в
словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство
закрепления грамматических навыков, так как
благодаря диалектичности, эмоциональности
проведения и заинтересованности детей они дают
возможность много раз упражнять ребенка в
повторении нужных словоформ
Богатая и хорошо развитая речь служит средством
полноценного общения и развития личности.
Богатство словаря есть признак высокого развития
речи ребенка. Обогащение словарного запаса
являются необходимым условием для развития
коммуникативных умений детей.