Автор: Цанцук Анна Тимофеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 14 "Солнышко"
Населённый пункт: город Арсеньев Приморский край
Наименование материала: план по самообразованию тема"Развитие компонентов устной речи через различные формы деятельности с детьми средней группы"
Тема: Развитие речи детей в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Солнышко»
Арсеньевского городского округа
План по самообразованию
Тема: «Развитие компонентов устной речи
через различные формы деятельности с
детьми
в среднем дошкольном возрасте»
2016-2017 учебный год
Воспитатель: Цанцук А. Т.
ВВЕДЕНИЕ
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Тема
самообразования – «Развитие компонентов устной речи
через различные формы
деятельности в среднем дошкольном возрасте».
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной
теме в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1.
Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому
развитию в среднем дошкольном возрасте.
2.
Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
3.
Разработать и подобрать
дидактические игры и триггеры, способствующих речевому
развитию.
Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь
овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию
мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач
детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное
взаимодействие
детей
и
взрослых;
дает
возможность
поделиться
с
ними
накопленными
впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника
свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и
одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной
и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так
пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью игры я и решила развивать речь у детей:
пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать
связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Игра
на
занятиях
по
речевому
развитию
и
в
свободной
самостоятельной
деятельности
необходима
для
снижения
психических
и
физических
нагрузок.
Во
избежание
повышенной
утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда
они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.
Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая
игра
способствует
расширению
представлений
об
окружающей
действительности,
совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Условия реализации:
В группе №11 - средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Применение:
Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных
учреждений и в кругу семьи.
Представлена
поэтапность
дидактических
игр
для
речевого
развития
детей.
Подобран
и
систематизирован материал для овладения речи у детей.
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Содержание работы
Форма отчёта
•
Изучить
и
обобщить
психолого-
педагогиче
с к у ю
и
методическ
ую
литературу
по
речевому
развитию
среднего
дошкольно
го
возраста.
С о с т а в л е н и е
п л а н а
п о
самообразо
ванию.
Консультация для родителей:
«Ознакомление родителей с работой
дошкольного у ч р е ж д е н и я
и
задачами по развитию речи
в
соответствии с ФГОС»
•
Подбор
и
разработка
игр,
способству
ющих
речевому
развитию
•
Создание
картотеки
дидактичес
ких игр
• Р а з р а б о т к а
ко н с п е к т о в
Н ОД
с
использование
м
дидактически
х игр
Изучение методики «Мнемотехника»:
Использование
мнемоквадратов
Консультация для родителей «Как можно
легло выучить
стихотворение
Мнемодорожек
Мнемотаблиц
по
опорным
картинкам?»
Изучение
методики
дыхательной
и
артикуляц
ыонной
гимнастик
и ,
и г р ,
упражнени
й по теме.
Создание картотеки упражнений и игр.
«Использование триггеров на занятиях
по
речевому
развитию»
Создание
триггеров,
которые
можно
использовать
к а к
н а
занятиях,
так
и в свободной
деятельности.
Влияние устного народного творчества
на
развитие
речи детей.
Картотека потешек и загадок для детей 4-
5лет
Театрализованная
деятельность
в
развитии
речи детей
Инсценировка р.н.с. «Теремок» для детей
младшей
группы.
Обучение детей пересказу текста.
Изучение методики обучения связному
последоват
ельному
пересказу с
наглядной
опорой
в
виде
графическ
их схем.
Оформить карточки схемы и картинки для
пересказа
рассказа.
И з у ч е н и е
м е т о д и к и
р а з в и т и я
монологич
еской
речи
путём
обыгрыван
ия сказки.
Развлечение.
Отчёт по самообразованию.
У ч и т ь
д е т е й
р а с с к а з ы в а т ь
эмоционал
ьно,
менять
тембр
голоса.