Автор: Матвеева Любовь Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Северяночка"
Населённый пункт: Тазовский район с. Гыда ЯНАО
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Как дошкольник становится школьником"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский
сад «Северяночка»
Выполнил: воспитатель
Матвеева Л.А.
С. Гыда
2019 г.
Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты.
Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А
есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не
превращаются.
Разница
между
дошкольником
и
школьником
-
не
внешняя,
а
внутренняя,
психологическая.
И
определяется
она
тем,
как
ребенок
относится
к
другим
людям
-
взрослым,
сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества,
необходимые для систематического усвоения знаний.
Для начала попробуем набросать психологический портрет младшего школьника, и не просто
школьника, а, так сказать, идеального школьника, то есть ребенка, который любит ходить в школу,
успешно учится и, главное, под влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном развитии.
И первое, что нас интересует, - это отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, то есть
так называемая "позиция школьника", по определению известного психолога Л.И.Божович. Школа - это
особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться - это не то,
что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя
учеба - это как папина работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь
право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда
задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьез. Учитель - самый знающий,
самый
уважаемый
человек.
То,
что
он
говорит,
всегда
правильно
и
обязательно
для
всех.
Он
справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень
приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо стараться больше и в конце
концов обязательно получится. Самые лучшие дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила,
старательно учится и помогает товарищам...
Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий эталон "ученика", на которого остается только
молиться учителям и родителям... Ничего не поделаешь, это и есть позиция школьника в ее "чистом" виде.
Да и в самом деле многие младшие школьники достаточно явно ее придерживаются, нередко удивляя
родителей своим педантизмом в соблюдении школьных установлений. Но пойдем дальше в составлении
задуманного портрета.
Что еще должно войти в психологический портрет воображаемого отличника? Конечно, на уроках
он весь внимание. Не ерзает, не болтает с соседом по парте и уж во всяком случае не вскакивает с места и
не отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или маленькой машинки,
которую время от времени можно потихоньку покатать взад-вперед. Ведь, во-первых, что может быть для
него
важнее,
чем
рассказ
учительницы,
а
во-вторых,
он
уже
научился
управлять
собой,
быть
внимательным, не отвлекаться, даже если рядом происходит что-то необычное (например, сосед лезет под
парту
искать
укатившуюся
ручку).
Это
-
произвольность
поведения.
Она
сказывается
во
всем
-
в
сосредоточенности
внимания,
в
умении
следить
за
ходом
рассуждений
учителя
и
других
детей,
своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с правилами, целенаправленно заучивать
заданное. Но одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать то, что
рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем
написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом
случае. А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих
сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить в портрет, особо
подчеркнув логическое мышление - умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать
выводы. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить, если бы ребенок мог продержаться только на
сознательности и произвольности. Практически это невозможно, и на помощь приходит интерес к самому
учебному материалу - к тому, как жили люди в старину, как они живут в разных странах, к миру
животных, к причинам, порождающим явления природы, и к тайнам математических вычислений.
А теперь обратимся к типичному дошкольнику и посмотрим, в какой мере он соответствует
требованиям, предъявляемым к "идеальному" ученику. Позиция дошкольника основана на совсем ином
отношении к окружающим людям и своим собственным занятиям, чем позиция школьника. Мама и папа
тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во всяком случае не будут ругать, если ты нечаянно
разбил чашку. Конечно, бывает, что они сердятся и даже наказывают, потому что обижаются на тебя, но
все это легко исправить: стоит только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать: "Я больше не
буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым, хорошо: им все можно, а вот тебе почему-то многое
запрещается. Детский сад - место, где играют. Занятия - это тоже игра: приходит Петрушка и просит
помочь ему посчитать, сколько нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А если ты чего-нибудь не
понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь ты старался. Елена Петровна, воспитательница, - как
мама, только ей труднее: детей много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому ей надо сочувствовать,
слушаться, не слишком шуметь. Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей
немало чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное
существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны родителей,
несложные специальные
занятия, неожиданный подход к тому или иному делу, могут сделать ребенка многогранной личностью,
что в будущем откроет перед ним все возможные двери.