Напоминание

"Как дошкольник становится школьником"


Автор: Матвеева Любовь Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Северяночка"
Населённый пункт: Тазовский район с. Гыда ЯНАО
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Как дошкольник становится школьником"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский

сад «Северяночка»

Выполнил: воспитатель

Матвеева Л.А.

С. Гыда

2019 г.

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты.

Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А

есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не

превращаются.

Разница

между

дошкольником

и

школьником

-

не

внешняя,

а

внутренняя,

психологическая.

И

определяется

она

тем,

как

ребенок

относится

к

другим

людям

-

взрослым,

сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества,

необходимые для систематического усвоения знаний.

Для начала попробуем набросать психологический портрет младшего школьника, и не просто

школьника, а, так сказать, идеального школьника, то есть ребенка, который любит ходить в школу,

успешно учится и, главное, под влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном развитии.

И первое, что нас интересует, - это отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, то есть

так называемая "позиция школьника", по определению известного психолога Л.И.Божович. Школа - это

особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться - это не то,

что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя

учеба - это как папина работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь

право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда

задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьез. Учитель - самый знающий,

самый

уважаемый

человек.

То,

что

он

говорит,

всегда

правильно

и

обязательно

для

всех.

Он

справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень

приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо стараться больше и в конце

концов обязательно получится. Самые лучшие дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила,

старательно учится и помогает товарищам...

Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий эталон "ученика", на которого остается только

молиться учителям и родителям... Ничего не поделаешь, это и есть позиция школьника в ее "чистом" виде.

Да и в самом деле многие младшие школьники достаточно явно ее придерживаются, нередко удивляя

родителей своим педантизмом в соблюдении школьных установлений. Но пойдем дальше в составлении

задуманного портрета.

Что еще должно войти в психологический портрет воображаемого отличника? Конечно, на уроках

он весь внимание. Не ерзает, не болтает с соседом по парте и уж во всяком случае не вскакивает с места и

не отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или маленькой машинки,

которую время от времени можно потихоньку покатать взад-вперед. Ведь, во-первых, что может быть для

него

важнее,

чем

рассказ

учительницы,

а

во-вторых,

он

уже

научился

управлять

собой,

быть

внимательным, не отвлекаться, даже если рядом происходит что-то необычное (например, сосед лезет под

парту

искать

укатившуюся

ручку).

Это

-

произвольность

поведения.

Она

сказывается

во

всем

-

в

сосредоточенности

внимания,

в

умении

следить

за

ходом

рассуждений

учителя

и

других

детей,

своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с правилами, целенаправленно заучивать

заданное. Но одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать то, что

рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем

написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом

случае. А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих

сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить в портрет, особо

подчеркнув логическое мышление - умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать

выводы. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить, если бы ребенок мог продержаться только на

сознательности и произвольности. Практически это невозможно, и на помощь приходит интерес к самому

учебному материалу - к тому, как жили люди в старину, как они живут в разных странах, к миру

животных, к причинам, порождающим явления природы, и к тайнам математических вычислений.

А теперь обратимся к типичному дошкольнику и посмотрим, в какой мере он соответствует

требованиям, предъявляемым к "идеальному" ученику. Позиция дошкольника основана на совсем ином

отношении к окружающим людям и своим собственным занятиям, чем позиция школьника. Мама и папа

тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во всяком случае не будут ругать, если ты нечаянно

разбил чашку. Конечно, бывает, что они сердятся и даже наказывают, потому что обижаются на тебя, но

все это легко исправить: стоит только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать: "Я больше не

буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым, хорошо: им все можно, а вот тебе почему-то многое

запрещается. Детский сад - место, где играют. Занятия - это тоже игра: приходит Петрушка и просит

помочь ему посчитать, сколько нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А если ты чего-нибудь не

понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь ты старался. Елена Петровна, воспитательница, - как

мама, только ей труднее: детей много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому ей надо сочувствовать,

слушаться, не слишком шуметь. Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей

немало чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное

существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны родителей,

несложные специальные

занятия, неожиданный подход к тому или иному делу, могут сделать ребенка многогранной личностью,

что в будущем откроет перед ним все возможные двери.



В раздел образования